Новое правительство России и СНГ
13 мая 2008 14:32, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство
Общее мнение (скорее авансы) относительно нового правительства РФ таково: самый сильный кабинет из возможного, с учетом имеющегося кадрового резерва Путина с незначительным подключением людей Медведева, кабинет нацелен на активную модернизацию внутри страны при сохранении прежней внешней и оборонной политики.
Естественно, что свои дела в СНГ имеют все ведомства и министерства. Наиболее важную роль выполняли МЭРТ Грефа - Набиуллиной, Минпромэнерго Христенко, вице-премьер Сергей Нарышкин, инфраструктурные - РАО «ЕЭС», РАО «РЖД», Минтранс.
Что теперь. МЭРТ уменьшает свои хозяйственные функции. Контроль над торговлей полностью переходит Виктору Христенко в Министерство промышленности (вопросы энергетики теперь регулируются отдельным ведомством, слитым с «Росэнерго»). Вероятно, и планирование программ двустороннего сотрудничества в СНГ постепенно перейдет из нынешнего МЭРТ в Минпром. Пока не ясно, но вполне логично, если за Христенко останется курирование таких проектов как Прикаспийский газопровод.
Еще одна новость, которая повлияет на работу партнеров из СНГ с российскими ведомствами: торговля и таможня (тарифное регулирование) сельхозпродукции полностью переходит Минсельхозу.
С вице-премьерами сложнее. Теперь их стало семь. Функции достаточно размыты. Если раньше за СНГ «отвечал» Нарышкин, то теперь вся внешнеэкономическая деятельность РФ переходит к Игорю Шувалову. Кто конкретно из чиновников сосредоточится на СНГ, будет понятно после первых поездок Медведева (22 мая намечен Казахстан, возможно проездом в Китай) и встреч Путина с коллегами и президентами по СНГ.
Задачи планирования внешнеполитической стратегии остаются за Путиным. Поэтому сейчас центр тяжести постепенно перейдет в связку «аппарат правительства - МИД». Но и за администрацией президента, призванной теперь детализировать и конкретизировать работу Медведева, возможно останутся значительные функции планирования. Поэтому, с точки зрения политики России в СНГ неплохо, что администрацию президента возглавил человек, знающий расклады сил и методы работы на постсоветском пространстве. Кроме того, Нарышкин достаточно близок Путину, значит координация между структурами правительства и президента будет высока.
Главная новость этого направления - создание Агентства по делам СНГ, подчиненного МИДу. Если бы такое агентство было создано несколько лет назад, можно было бы говорить о новой структуре власти со своим почерком, отдельным от профильного ведомства. Теперь ситуация изменилась, министры вправе давать руководству подчиненных служб и агентств обязательные для их исполнения указания, а также отменять и приостанавливать их решения в случае необходимости.
Поэтому агентство по делам СНГ, вероятно, будет более расширенным вариантом Департамента по делам СНГ МИД. Пока не назначен его глава и аппарат сложно говорить о существе этой структуры. Вероятно, оно будет координировать работу российских НПО, фондов, других организаций и структур, осуществляющих различные проекты на территории СНГ. Агентству, как более неформальной структуре, легче привлекать к работе более широкие группы заинтересованных лиц, в том числе, частный бизнес и профильных экспертов.
Соотношение влияния аппаратных центров на политику РФ в СНГ и чья роль будет ведущей, покажет практика. Определенную, и как уже показал опыт, все возрастающую роль в продвижении внешней политики в СНГ будет играть Госдума: комитет по делам СНГ Островского и сама фракция «ЕдРа».
В отношении тандема Путин-Медведев в СНГ можно предположить условный сценарий «хороший-злой». Если считать, что внутри страны, в целом, наметился курс на либерализацию, растягивание по горизонтали механизмов власти, то имидж и стиль тандема вовне меняться будет также, но не столь очевидно, старясь упустить как можно меньше достигнутых позиций. Вероятно, Медведев будет делать умиротворяющие заявления и декларировать движение к компромиссу с учетом интересов РФ, а Путин, опять же, с учетом этих интересов, будет акцентировать внимание на проблемах и кризисах в двусторонних отношениях.
Наиболее ярко это может проявиться в проблемных зонах: Украине, Грузии, странах Балтии. В тех случаях, где стиль (риторика) и реальная практика выглядят вполне дружелюбно и позитивно: а это Казахстан, Азербайджан, Армения, Узбекистан - будет наблюдаться удвоение: общие слова Медведева вполне убедительно конкретизирует Путин.
Тендем можно представить как «Инь» Медведева и «Янь» Путина. Важно понять, как долго сможет сохраниться такая гармония и как более мягко выйти из кризиса в случае размыкания этой связки.
Александр Караваев
Информационно-аналитический центр МГУ