Госагентство по религии: В КР многие религиозные организации не проповедуют, а занимаются вербовкой
16 мая 2008, 12:06, CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - В Кыргызстане наблюдается динамика роста числа активистов религиозно-экстремистских организаций, говорят эксперты и общественность Кыргызстана. Как считает директор Госагентства по делам религии при Правительстве КР Каныбек Осмоналиев, опасения имеются, потому что из-за отсутствия государственной идеологии, молодые люди начинают искать свою нишу в религии, еще одна причина - социальная неустроенность, особенно на юге. О религиозной ситуации в Кыргызстане он говорит в интервью ИА АКИpress 16 мая 2008 года.
- Рост популярности идей ислама в Кыргызстане растет. И это подтверждает количество мечетей в республике. Как можно рассматривать этот аспект в свете того, что Кыргызстан вроде является светским государством?
- Кыргызстан абсолютно светское государство. Это гарантировано Конституцией республики, всеми законодательными актами, которые существуют у нас в Кыргызстане. Вопрос в другом - как мы реализуем свой потенциал на самом деле.
Дело в том, что в существующем базовом законе, который так и называется «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР» заложена возможность открытия религиозных организаций практически всех конфессий мира. Этот Закон открыл так называемый шлюз, и все мировые конфессии ринулась к нам в страну. В результате мы имеем то, что имеем: в Кыргызстане на сегодня зарегистрировано более 2 162 религиозных организаций. Я считаю, что этот Закон по своей сути слишком уж либеральный.
В Кыргызстане представлено практически более 30 конфессий, среди них наиболее влиятельная - исламская конфессия. Официально 80% всех граждан Кыргызстана исповедуют ислам (из них подавляющее большинство - сунниты, и примерно 10-15 тыс. человек - шииты). Также у нас представлена православная церковь, порядка 10% от общего количества наших жителей.
Такие религиозные направления как баптизм, Адвентисты Седьмого дня, пятидесятники, свидетели Иеговы во время Советского Союза существовали в полулегальном, запретном положении. Но после распада Советского Союза Евангельские христиане по направлению протестанты очень широко представлены на территории Кыргызстана. Также представлена лютеранская церковь и тд., хотя некоторые из этих религиозных направлений существовали в полулегальном, запретном положении во время Советского Союза.
Надо отметить, что у нас в республике есть и католическая церковь, один храм буддистского направления, а также представлена лютеранская церковь и т.д.
Поэтому вывод напрашивается один - Кыргызстан является светским и многоконфессиональным государством.
- Наблюдается ли в Кыргызстане динамика роста числа активистов религиозно-экстремистских организаций?
- Утверждать однозначно, что религиозно-экстремистские организации активизируются, было бы неправильно. Как таковая активизация деятельности наблюдается по всем конфессиям. И это действительно так. На сегодняшний день идет законная и незаконная борьба вокруг паствы (прихожан).
Что касается организации религиозных организаций, как Хизб-ут-Тахрир, ваххабизма, то это действительно одно из основных направлений, на которое мы должны обратить особое внимание.
Для этого есть несколько причин: во-первых, они пользуются либеральным законодательством, которое действует в Кыргызстане, во-вторых, наш народ толерантный и гостеприимный - вот лидеры различных религиозных организаций этим и пользуются.
Поэтому нам в этом направлении необходимо вести жесткую политику. Для этого мы приняли решение о принятии новой редакции Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организаций в КР».
Определенную тревогу вызывают заявления некоторых руководителей правоохранительных органов, особенно на юге, которые и указывают на увеличение количества экстремистского толка организаций. Хизб-ут-Тахрир, по своей сути, не является конфессией исламского толка, это исламская политическая партия, основной целью которой является создание некоего теологического государства на территории Кыргызстана и других республик Центральной Азии, где будут жить по законам шариата.
Но кыргызы по своей сути не являются нацией, проповедующий фундаментальный исламизм. Опасения всегда имеются, потому что сейчас идет переоценка ценностей, особенно со стороны молодежи. Это происходит из-за отсутствия государственной идеологии, что приводит к тому, что молодые люди начинают искать свою нишу в религии. Ловкие, мобильные группы тех же исламистов, хизбуттахрировцев пытаются переманить в свои ряды молодежь.
Следующими причинами опасений являются: социальная неустроенность жителей, в особенности это касается жителей юга, которые поддаются всякого рода обману, и до сих пор государство не вело систематическую работу по просвещению населения в этом направлении.
Я считаю, что это очень важный фактор. Ведь мы можем ужесточить законопроект, но мы должны параллельно вести и просветительскую работу. Поэтому я в последнее время активно изучаю и посещаю на местах все мечети и медресе, которые были зарегистрированы и не зарегистрированы в Кыргызстане.
Я предлагаю выдвинуть работу по просвещению населения в вопросах религии на первый план. Я думаю, что нужно инициировать вопрос об изучении такой дисциплины, как основы религии или истории мировых религий в общеобразовательной школе. Ведь такой предмет изучается в России, Казахстане и во всех цивилизованных странах.
- Недавно депутат ЖК, выступая в парламенте, заявила что «в некоторых селах юга дети по пятницам не ходят в школы, а девушки выходят замуж в 14 лет». Какие меры предпринимается в этом направлении?
- Как бывший министр образования и науки Кыргызстана могу сказать, что я эту проблему знаю не понаслышке. Но у нас, в республике, есть такая тенденция - преподносить этот вопрос только в черном цвете, дабы поднять панику среди населения.
Да, такие факты есть, но они есть и в России, Казахстане, Узбекистане и других странах СНГ. К этому нужно относиться хладнокровно: нужно заняться решением этой проблемы, а не ее констатацией.
Вот, к примеру, будучи министром, я решил аналогичную проблему в селе Беговат Сузакского района Жалалабадской области. Директор школы в этом селе - он был гражданином Узбекистана - заставлял учениц школы носить хиджаб, и ввел элементы религиозного образования в этой общеобразовательной школе. Я сразу поехал туда и снял его с работы. И сейчас эта школа вернулась к светскому образованию.
Так я думаю и надо решать этот вопрос, т.е. в разрешении этой проблемы нужно участвовать не только нам, представителям государства, но также активно в этом должны участвовать родители. Ведь никто не снимал ответственности с родителей за воспитание своих детей.
Что касается медресе, я считаю, что каждый ребенок обязан получить девятилетнее образование в общеобразовательной школе. А в медресе ученик должен поступать после окончания девятого класса. За этим мы должны следить и контролировать ситуацию, а не паниковать.
- Расскажите, сколько медресе на данный момент существует в Кыргызстане, отвечают ли они требованиям мусульманского учебного заведения, выполняющего роль средней школы?
- Большинство медресе в Кыргызстане далеки от современных требований. Я был во всех районах Чуйской области, во многих районах Ошской, Ждалалабадской и Баткенской областях. С уверенностью могу сказать, что количество медресе увеличилось во много раз. Хотя, по данным нашего агентства, в Кыргызстане зарегистрировано 50 медресе, мне кажется, что их числе намного больше, потому что многие мечети без разрешения, без учетной регистрации, на своей базе открыли медресе.
Следует отметить, что в этих учебных заведениях дети учатся из разных уголков страны. Условия обучения ужасные. Например, я обнаружил одно медресе в городе Карабалта, где дети - в основном приехали с юга страны. Они спят на полу и занимаются исключительно заучиванием Корана, все это напоминает условия обучения 15-16 века. Кроме того, в этом медресе нет программы обучения, плана работ, а также разрешительных документов. Это чистейшее нарушение сразу нескольких законов.
При посещении мечети одного из районов Чуйской области я обнаружил, что при ней также находилось медресе. Там 6 ребят спят в помещении площадью в 9 квадратных метров. У меня возникает вопрос, куда смотрят родители, когда отдают своих детей в медресе. Ведь они выйдут оттуда озлобленными на весь мир, и именно они, в первую очередь, становятся жертвами экстремистских организаций.
В этой связи мы инициируем создать Комиссию на правительственном уровне, чтобы она изучала на предмет легитимности медресе и исламских институтов. Эта Комиссия должна ставить вопрос о закрытии и приведении в соответствие этих учебных заведений. Мне кажется в Кыргызстане должны действовать только несколько медресе. Если вспомнить времена Советского Союза, то на всю Центральную Азию было лишь одно медресе в Бухаре. Это медресе удовлетворяло спрос, а у нас практически под каждой мечетью есть свое медресе.
Надо всегда помнить, что с судьбами людей играть не стоит, через некоторое время это может обернуться очень тяжелыми последствиями.
- Каныбек Осмоналиевич, вы ездили с рабочей поездкой по Чуйской, Ошской и Жалалабадской областям, расскажите об итогах вашей поездки.
- Я почувствовал, что многим людям просто глубоко надоело несметное количество религиозных организаций. Многие из этих организаций не проводят проповедей, а занимаются вербовкой. Люди жалуются, что многие предложения от религиозных организаций буквально агрессивно навязываются: они стучатся в двери домов, вламываются во двор, призывают к намазу. Эти действия волнуют людей. Задача государства вернуть все эти организации в правое поле - это главный вывод.