Сокращение денежной массы Нацбанком снижает экономический рост
16-05-2008, НОВОСТИ БИЗНЕСА
Business АКИpress. Макроэкономические цели Правительства КР и НБКР в 2008 году - достигнуть реального роста ВВП более 8% и удержать инфляцию на уровне 12-15%.
Роль НБКР как главного денежно-кредитного регулятора в этих целях очень важна. Но прежде надо разобраться с происхождением инфляции. В 2007 г. рост цены на нефть составил 50%, а зерновые подорожали вдвое. Годовая инфляция в Кыргызстане в прошлом году, по данным Статкома КР, была на уровне 10,2%. На лицо, что происхождение инфляции не из-за низкого качества регулирования на макроуровне, а из-за роста цен на нефть и продукты питания. Фактически, можно сказать, что мы «импортируем» инфляцию.
И в этой связи подъем процентных ставок НБКР не окажет большого воздействия на цены на зерно или топливо, которые определяются на международных рынках. У КР нет возможности влиять на мировые цены, но НБКР, сокращая внутреннюю денежную массу за счет высокой учетной ставки, способствует снижению роста ВВП. Наивысшего значения в 9,87% учетная ставка НБКР достигала в феврале текущего года. В результате прирост объема производства промышленной продукции за первый квартал 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года упал с 7,4% до 4,1 - почти вдвое, в то время как инфляция выросла за этот период 2008 г. на 6,1% (3,7% в 2007 г.). Текущая учетная ставка в 8,29% хоть и меньше, но также не стимулирует рост.
Кроме того, НБКР и Правительство КР наращивают изъятие, по их мнению, лишней денежной массы из обращения за счет увеличения активных операций на рынке государственных ценных бумаг. В частности, объем размешенных 28-дневных нот НБКР за период январь-май 2008 г. составил 2,2 млрд сомов, тогда как в январе-мае 2007 г. ноты были размещены всего на сумму в 85 млн сомов - увеличение в 25 раз! Это не говоря о ГКВ и об активном участии НБКР в валютных торгах. В результате с рынка регулярно изымается денежная масса, которая должна была пойти в основном на экономический рост, и могла лишь частично повлиять на увеличение внутренних цен.
Таким образом, резко сокращая собственную денежную массу, мы никак не можем повлиять на общемировые цены, но снижаем собственный экономический рост. Нам незачем бороться монетарными методами с «импортной» инфляцией. Рост нефтяных цен имеет долгосрочный тренд и от повышения цен на нефтепродукты мы никак не застрахованы. Мировые же цены на пшеницу и продукты питания стабилизируются и к концу года, возможно, их некоторое понижение, хотя не стоит надеяться на то, что эти цены вернутся на прежний уровень. В среднесрочной перспективе мы также будем продолжать «импортировать» инфляцию.
Правительству и НБКР необходимо все-таки выбрать что-то одно - или бороться с «импортной» инфляцией или поддерживать требуемый экономический рост. Модная до сих пор, но сегодня очень критикуемая практика, так называемого «таргетирования» (установки целевых показателей) инфляции уже не работает.
Как заявляет главный критик «таргетирования» Джозеф Стиглиц (профессор экономики Колумбийского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике): «Подъем процентных ставок уменьшает совокупный спрос, который тормозит экономику и ограничивает рост цен на некоторые товары и услуги, особенно на неторгуемые. Но эти меры сами по себе не могут сбить инфляцию до запланированного уровня, если только ставки не будут задраны до невыносимого уровня. Практически наверняка это повлечет за собой заметный экономический спад и высокий уровень безработицы. Лекарство может оказаться опаснее, чем сама болезнь». «Ослабленная экономика и более высокая безработица, к которым приводит таргетирование инфляции, не сильно повлияют на инфляцию; они лишь усложнят выживание в этих и без того трудных условиях» - отмечает Нобелевский лауреат.
© Business AKIpress 2008 All rights reserved. business@akipress.org