Россия и Китай в Центральной Азии: конкуренция или сотрудничество?
28.05.2008, Фонд стратегической культуры
Александр ШУСТОВ
Создание в структуре Министерства иностранных дел России нового федерального агентства по делам СНГ, о котором заявил недавно председатель правительства РФ В. Путин, свидетельствует о появлении новых акцентов в политике России по отношению к странам Содружества. По информации «Независимой газеты», которой удалось получить проект регламента деятельности нового агентства, его главной задачей станет содействие интеграционным процессам на пространстве СНГ, и, прежде всего, в сфере экономики. Кроме того, агентство будет заниматься развитием гуманитарного сотрудничества, взаимоотношениями с организациями соотечественников и средствами массовой информации, а также работой по линии неправительственных организаций, которая предусматривает распределение грантов и наблюдение за выборами. Однако функции формирования политики по отношению к странам СНГ остаются прерогативой президента и МИДа, тогда как новому агентству отводится роль исполнителя конкретных проектов1.
Цели и задачи нового агентства говорят об определенном переосмыслении экономического взаимодействия России со странами Содружества. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в этой сфере, общий объем торговли России со странами СНГ на фоне других региональных объединений невелик. По данным за 2007 год, на долю Европейского Союза приходилось 51,4% внешнеторгового оборота России, стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) - 19,2%, а СНГ - всего 14,9%. Если общий объем торговли с ЕС за прошлый год составил 284 млрд. дол., то со странами СНГ - 82,4 млрд. Крупнейшим торговым партнером России на постсоветском пространстве является Украина (5,4% внешнеторгового оборота), за ней следуют Белоруссия (4%) и Казахстан (3%). Роль остальных республик в торговле Российской Федерации со странами бывшего СССР невелика. Так, на долю Азербайджана приходится всего 0,3%, Киргизии и Молдавии - 0,2%, Грузии, Армении, Таджикистана и Туркмении - по 0,1% оборота внешней торговли РФ2. Большинство небольших стран СНГ, говоря языком И. Валлерстайна, превратились в «глубокую периферию», экономическое значение которой для России сегодня весьма ограничено.
В то же время экономики государств СНГ, и, прежде всего, богатых природными ресурсами стран Центральной Азии все чаще становятся объектом интереса зарубежных инвесторов. Если в 1990-е гг. здесь доминировали европейские и американские компании, то в последнее время все более заметной становится роль Китая, а также государств Ближнего Востока - Ирана, Турции и др. Особенно быстро усиливает свои позиции Китай, нередко сменяя в качестве исполнителя проектов Россию. Так, 21 мая в Пекине был подписан контракт между алюминиевой компанией Таджикистана (ГУП "ТАЛКО") и Китайской национальной корпорацией тяжелого машиностроения на строительство в республике заводов по производству фтористого алюминия и криолита. Согласно контракту в течение одного года на территории Яванского района Таджикистана будут построены два завода общей стоимостью около 30 млн. дол., которые обеспечат «ТАЛКО» сырьем для производства первичного алюминия, импортируемого в настоящее время из России, Прибалтики и Китая. Кроме того, с международными компаниями «ТАЛКО» китайская сторона ведет переговоры о строительстве завода по производству каменноугольного песка и углеграфитовой продукции3.
Ситуация тем более интересна, что, в соответствии с соглашениями 2004 г., строительство завода, а также обеспечивающей его электроэнергией Рогунской ГЭС должна была осуществлять российская компания РУСАЛ. Однако разногласия с правительством Таджикистана по поводу высоты плотины, а также отсутствие перспектив по приобретению «ТАЛКО», дающей более половины экспортных доходов республики, привели к тому, что интерес РУСАЛа к этому проекту был утерян4. Для самого Таджикистана это означало не только смену партнера по одному из ключевых экономических проектов, но и необходимость достройки Рогунской ГЭС за счет собственных средств, для чего населению было предложено пожертвовать частью своей зарплаты.
В последние годы все более заметной становится экспансия Китая в нефтегазовой сфере стран Центральной Азии. В декабре 2005 г. был запущен в эксплуатацию казахстанско-китайский нефтепровод Атасу - Алашанькоу пропускной способностью 10 млн. т. в год, принадлежащий двум странам на паритетных началах. В июле 2007 г. во время визита президента Туркменистана К. Бердымухаммедова в Пекин был подписан контракт о строительстве в Китай газопровода, по которому в течение 30-ти лет, начиная с 2009 г., будет поставляться 30 млрд. кубометров газа. Сырьевой базой для газопровода станет месторождение Багтыярлык на правобережье Амударьи, договор о разработке которого на условиях раздела продукции был подписан между Госагентством по углеводородным ресурсам Туркменистана (ГУРТ) и Национальной нефтегазовой корпорацией Китая (CNPC). Для реализации проекта Китай предоставил Туркменистану льготный кредит на покупку китайских буровых установок5.
В Туркменистане китайцами осуществляется и разведка перспективных газовых месторождений. В мае 2007 г. с китайской CNPC был заключен контракт стоимостью 1,5 млрд. долларов на разведку месторождений природного газа. В рамках контракта за 12 лет CNPC должна пробурить 12 разведочных скважин в расположенном на правобережье Амударьи месторождении Южный Иолотань6.
Крупные проекты реализуются Китаем в сфере гидроэнергетики, где его основным партером среди центрально-азиатских государств выступает Таджикистан. В настоящее время китайский «Чендунский проектно-изыскательский институт» завершает доработку технико-экономического обоснования строительства ГЭС на расположенной в северной части Таджикистана реке Зеравшан. В 2007 г. был подписан контракт, в соответствии с которым Зеравшанскую ГЭС мощностью в 150 МВт и стоимостью около 260 млн. дол. построит китайская компания «Синохидро»7.
Экономические успехи в Центральной Азии есть и у России. После андижанских событий 2005 года, вызвавших резкое охлаждение отношений Узбекистана с Западом, российские компании заняли сильные позиции в нефтегазовом секторе республики. В частности, «ЛУКОЙЛ» и «Итера» получили по 45 процентов долевого участия в разработке перспективных газовых месторождений Хаузак и Шады на условиях соглашения о разделе продукции8. В ноябре 2007 г. разрабатываемое «ЛУКОЙЛОМ» месторождение Хаузак, запасы которого оцениваются в 400 млрд. кубометров природного газа, было торжественно введено в эксплуатацию. Согласно контракту, на протяжении 32 лет «ЛУКОЙЛ» будет продавать газ российскому «Газпрому» 9. В декабре 2007 г. министрами энергетики России, Казахстана и Туркменистана было подписано соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода, который должен стать основным маршрутом поставки центрально-азиатского газа в страны Европейского Союза. Газопровод планируется запустить в эксплуатацию не позднее конца 2010 г., а его проектная мощность составит 20 млрд. кубометров газа в год.
В январе 2008 г. был введен в эксплуатацию первый энергоагрегат Сангтудинской ГЭС. Из 400 млн. долл., израсходованных на строительство гидроэлектростанции, 75% предоставила компания «ЕЭС России», а 25% покрыто Таджикистаном за счет собственных средств. Пуск остальных трех агрегатов будет производиться поочередно каждые четыре месяца, в результате чего к концу года строительство ГЭС будет завершено, а ее мощность достигнет 670 мегаватт. В течение двух лет на строительство станции Россией будет выделено еще 200 млн. дол.10
Экономические шаги России и Китая в Центральной Азии на протяжении последних лет заставляют задуматься о том, являются ли они отражением сотрудничества или возросшей конкуренции за ресурсы региона. Очевидно, что в случае реализации подписанных соглашений в области ТЭК и металлургии Китай способен стать одним из главных внешнеэкономических партнеров цетрально-азиатских государств. Несмотря на активизацию российской политики в Центральной Азии в 2000-х годах, самостоятельно реализовать все перспективные экономические проекты в регионе РФ не в состоянии.
Возможно, экономическая экспансия Китая в Центральной Азии в какой-то степени согласована с Россией, для которой предпочтительнее присутствие в регионе восточных, а не западных бизнес-структур. В рамках этого негласного соглашения Россия добровольно уступает Китаю менее интересующие ее хозяйственные ниши. Если данное предположение верно, то налицо своего рода экономический раздел Центральной Азии, в котором каждый из двух крупнейших участников Шанхайской организации сотрудничества получит свою долю.
__________________ 1 Перевозкина М. Агентство деликатных поручений // Независимая газета. 2008. 21 мая
2 Экспорт и импорт России в 2007 г. (январь-декабрь). Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам // Внешняя торговля России /
3 Хамрабаева Н. В Таджикистане появятся заводы по производству фтористого алюминия и криолита. Пекин обещал // ЦентрАзия. 2008. 20 мая / \t "_top"
4 Душанбе хочет дистанцироваться от России? // Eurasianet. 2007. 7 сент. /
5 Договор Туркмении с Китаем: Поражение «Газпрома» или обмен рынками? Обзор СМИ России. // Фергана.ру. 2007. 19 июля /
6 Смирнов С. Туркмения: брак с иностранцем // Эксперт-Казахстан. ?43. 2007. 19 нояб.
7 Заиров Б. Таджикистан: Ввод в действие ГЭС «Сангтуда-1» - реальный шаг к энергетической независимости страны // Фергана.ру. 2008. 21 янв.
8 Рашидов Б. В России не заметили открытия нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан // Фергана.ру. 2006. 18 июля /
9 Крамер Э. Центральная Азия - передовой рубеж энергетической битвы // The New York Times. 2007. Dec., 20 /
10 Заиров Б. Таджикистан: Ввод в действие ГЭС «Сангтуда-1» - реальный шаг к энергетической независимости страны // Фергана.ру..2008. 21 янв.