Опасное соседство
16 Августа 2008, Echo
Каких еще сюрпризов следует ждать Турции от Ирана?
А.ШАКУР
Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад прибыл с визитом в Турцию. Где усиленно рядился в тогу поборника мира и демонстрировал готовность к диалогу - по крайней мере на словах. Иран открыт новым предложениям и готов к диалогу по вопросу ядерной программы, заявлял он. "Мы положительно относимся к тому, чтобы этот вопрос стороны решали в рамках диалога. Иран готов к диалогу", - заявил Ахмадинеджад.
Теоретически это заявление должно было бы стать демонстрацией миролюбия, однако от Ирана уже очень давно ждут не протокольных встреч, а реальных компромиссов, на которые, увы, ничего не указывает. А Ахмадинеджад тем временем ударился в дешевую политическую демагогию. По его словам, "ядерная энергия не должна быть монополией какой-либо одной страны". "Сейчас ядерная энергия и ядерная бомба стали соседствующими понятиями. Страны, которые использовали ядерную энергию во вред и имеют большое количество бомб, теперь стараются другим государствам запретить использовать этот вид энергетики," - уверял иранский президент. Он добавил, что "в вопросе иранской ядерной программы нет ни технической подоплеки, ни какой либо другой - это политическая тема". По его словам, "США уже 30 лет используют этот предлог", чтобы подавить Иран.
Ахмадинеджад также добавил, что удовлетворен контактами в Женеве, по вопросам ядерной программы Тегерана, состоявшимися в начале лета. "В Женеве прошли положительные переговоры", - отметил он.
Турецкий президент Абдулла Гюль в этой связи отметил, что "решение вопроса должно учитывать как беспокойства международного общества, так и интересы Ирана".
Как уже указывалось в СМИ бессчетное количество раз, Турция взяла на себя роль посредника в урегулировании отношений Ирана со станами Западда, прежде всего с США. Как показывает практика, в дипломатии посредничество чаще всего приносит солидные политические дивиденды, способствует росту авторитета и т.д.
Однако если иметь дело приходится с такой страной, как Иран, то тут уже многое может измениться. Так, отказ Неджада посетить мавзолей Ататюрка в Анкаре сам по себе может спровоцировать - пусть и не сразу - всплеск внутриполитической напряженности в Турции, где светские круги иуже до предела обеспокоены ростом клерикальных тенденций в политике правящей АКР. На этом фоне пышный прием, оказанный Ахмадинеджаду, после проявленного президентом Ирана явного неуважения к памяти основателя современной Турции, может сослужить Гюлю и Эрдогану не лучшую службу.
Плюс ко всему Неджад прибыл в Турцию как раз в то время, когда в Иране раскручивается очередная антиизраильская истерия. Как уже указывалось в СМИ, вице-президент ИРИ Исфандиар Рахим-Машаи заявил: "Иранский народ дружески относится ко всем народам в мире, даже к израильтянам". Но это миролюбие понимания у иранского истеблишмента не нашло.
Спустя сутки после своего злополучного выступления Исфандиар Рахим-Машаи попытался смягчить сказанное, заявив: он говорил о тех евреях, которые испокон веку проживают в Палестине, а не о тех, которые прибыли в Израиль "в рамках сионистской оккупации". Одного опровержения оказалось мало, и ему пришлось вновь повторить, что никто среди высшего руководства Ирана не считает легитимным "сионистский режим", то есть не признает за Израилем права на существование.
Тем не менее истерия раскручивается всерьез. Депутаты иранского парламента единодушно осудили накануне вице-президента страны Исфандиара Рахима-Машаи, а также призвали президента страны Махмуда Ахмадинеджада "со всей серьезностью отнестись к этой проблеме" и уволить "мятежного" чиновника.
"У господина Машаи нет права делать позорящие страну заявления, поскольку он не несет ответственности за внешнюю политику", - говорится в подписанном 200 депутатами воззвании к президенту. - Он не осознает, к чему призывает народ, когда говорит о дружбе с оккупантами, разрушившими миллионы палестинских домов. Люди, подобные ему, позволили сформироваться незаконному сионистскому режиму. Мы не знаем такой страны "Израиль" и не желаем слышать про "израильский народ".
Президент ИРИ тоже не остался в стороне. Махмуд Ахмадинеджад заявил в интервью турецкому бюро CNN, что сегодня "глобальной задачей" стала борьба с "сионистским режимом". Затем принялся уверять, что, мол, "сионистский режим нуждается в постоянной агрессии и сохранении оккупации, чтобы существовать, но в последнее время сионистам пришлось построить стену, чтобы выжить, а это означает уничтожение".
При этом известно, что у Турции свои, и очень дружеские, отношения с Израилем. Конечно, в Иерусалиме не станут предъявлять претензий Анкаре по поводу высказываний президента другой страны, однако, судя по настрою Ахмадинеджада, он вряд ли примирится с мыслью, что внешняя политика Турции формируется в Анкаре, а не Тегеране.
Наконец, как отмечают многие эксперты, наблюдающийся в последнее время всплеск военного, военно-технического и "разведывательного" сотрудничества Ирана с Арменией, в том числе и открыто направленного против Турции и Аербайджана, попытки Ирана наладить контакты с РКК не могут не отразиться на двусторонних отношлениях. И тогда уже по крайней мере примечательно, что визит Ахмадинеджада в Турцию не принес видимых плодов в энергетической сфере, где у Турции и Ирана поле для сотрудничества самое широкое.