CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Voice of Freedom: Как Таджикистан теряет собственную продовольственную безопасность

20 августа 2008

Voice of Freedom: Как Таджикистан теряет собственную продовольственную безопасность

19 августа 2008, 20:16, CA-NEWS

CA-NEWS (TJ) - Таджикистан: продовольственная безопасность давно утеряна

Voice of Freedom 18 августа 2008 г. Шухрат Азизов, Душанбе

В последнем послании президента Таджикистана Эмомали Рахмона парламенту было сказано: «Только в 2007 году в нашу страну было завезено товаров и продукции на сумму 8,3 миллиарда сомони, то есть по сравнению с 2006 годом товаров и продукции было импортировано на 42% больше. Именно с учетом этого положения и чтобы подчеркнуть необходимость защиты продовольственной безопасности страны, я обратился к народу нашей страны по вопросу рационального и эффективного использования всех резервов и возможностей». О защите продовольственной безопасности президент говорил также и на недавней встрече с земледельцами Вахдатского района.

Положение в области продовольственной безопасности действительно сложилось тревожное, и уже давно беспокоит экономистов и ученых страны. В Таджикистан и ранее, в советский период, подавляющее большинство продуктов завозили из других стран. Но тогда это было экономически оправдано: страна выращивала ценный сорт тонковолокнистого хлопка на 80% своих поливных земель, а взамен сюда бесперебойно поступали мука, картофель и многие другие виды продуктов. Неплохо работали и таджикские предприятия пищевой промышленности: молочные заводы и мясокомбинаты во всех областях страны, мощный комбинат по выпуску хлопкового масла, работающий на местном сырье, крупная кондитерская фабрика, предприятия консервной промышленности и виноделия.

Сейчас, после приватизации, большая часть этих предприятий бездействует или работает на четверть мощности; примером может быть душанбинский маслокомбинат, простаивавший много лет, а сейчас производящий расфасовку афганского хлопкового масла почти черного цвета и отвратительного качества. Напрасно медики предупреждают жителей об опасности потребления плохо очищенного масла - жители покупают именно его, поскольку оно дешевле.

В настоящее время на сократившихся, вследствие разрушения ирригационной системы, почти на 15% поливных площадях, также в основном выращивают хлопок. Но он уже не приносит прежнего дохода, в то же время, не позволяя дехканам (крестьянам) полностью перейти на выращивание овощей, ягод и пшеницы. За последние 14 лет в силу разных причин часть садов и виноградников пришли в упадок, общие площади стали сокращаться, а их урожайность - снижаться. Производство потребительских товаров в 1991-2004 годах в республике уменьшилось на 75%.

Между тем сотрудники Минсельхоза из года в год рапортуют об увеличении объемов выращивания пшеницы, картофеля, фруктов и овощей. Начальник отдела овощеводства и хлопководства, Института экономики Вахоб Вохидов говорит: «Биологическая потребность человека в плодоовощной продукции на душу составляет около 50 кг, в Таджикистане производится ее около 80 кг. Поэтому можно говорить, что существует излишек продукции».

Но жители городов и поселков все явственнее ощущают, что рынки пустеют, а цены постоянно растут, причем сразу на 50-100% и больше. Уже весной городские жители отметили необычайно высокие цены на рынках и в магазинах: овощи, фрукты и ягоды подорожали в 2-3 раза, привозные продукты - от 50 процентов. Согласно статистическим данным, за первое полугодие 2008 года индекс потребительских цен на продовольствие составил 108,8%, а непродовольственные - 102,6, платные услуги населению 118,2%. Среднемесячный темп инфляции в потребительском секторе составил 1,38, превысив прошлогодний показатель почти вдвое.

И это был еще не предел. Цена хлеба к середине года выросла вдвое и составляет сейчас полтора сомони за лепешку или буханку весом около 300 гр. (около $0,4). Жители жалуются, что при этом вес лепешек заметно уменьшился.

Если на базарах бывают сезонные понижения цен на скоропортящуюся сельхозпродукцию, то в магазинах наблюдается только неуклонный их рост. Причем далеко не всегда продукты эти хорошего качества - продажа просроченных и просто некачественных товаров, завозимых по самым низким ценам и реализуемым втридорога - обычное явление.

«Купила рыбные консервы в дорогом супермаркете «Пайкар», и оказалось, что их невозможно есть - продукт разваливается, неприятный запах. Нести обратно далеко, да и ссорится неохота, просто выбросила, а деньги потрачены», - делится жительница Душанбе.

Эксперты утверждают, что рост цен на продукты негативно отразится на продовольственной безопасности Таджикистана. Рынок продовольственных товаров является одним из основных показателей продовольственной независимости страны. Но на нынешнем рынке продовольствия положение таково: в крупных городах существует сеть дорогих супермаркетов, где продаются импортные продукты, которые многим не по карману. Основная же часть населения приобретает продукты на базарах и в небольших магазинах. Государство практически устранилось от вопросов снабжения, отдав торговлю в частные руки.

«Сейчас на базаре трудно делать покупки, - сетует домохозяйка Наргис Валиева. - Выбор скудный, цены, как никогда, высокие. Никогда у нас в августе огурцы и виноград не стоили 3 сомони (около $1), а продавцы стараются сбыть испорченные продукты, к тому же сильно обвешивают. Часто по этим поводам возникают ссоры. Домой идешь с испорченным настроением».

По международным меркам, продовольственная безопасность страны нарушается, если импорт составляет более 20%. Нуриддин Каюмов, директор Института экономики, считает, что в Таджикистане этот показатель в 3,5-4 раза больше. То есть, около 80% продовольственных товаров завозятся из-за пределов страны.

И речь идет не только о чае, кофе, гречке, крахмале, которые никогда не производились здесь. Но и по многим продуктам сельского хозяйства и продуктам его переработки Таджикистан давно перешел критический уровень. Импортируется из других стран 72,6% растительного масла, значительная часть употребляемого мяса (особенно куриного), молока и молочных продуктов, более 70% яиц, 75% зерна и хлебопродуктов. И даже овощи и фрукты завозятся из соседних стран.

Жительница Душанбе Гульнора Исроилова рассказывает: «Этой зимой на наших базарах появилась картошка из Пакистана, чистая, вкусная и сравнительно недорогая - около полутора сомони (50 центов). Это буквально спасло нас, поскольку картофель - основная еда нашей семьи. Обычно к весне местной картошки становится мало, и качество отвратительное - половина идет в отходы, а цены на нее взлетают в 2-3 раза. Деньги тратишь, а есть нечего».

А ее соседка возмущается: «Неделю назад купила рис по 4 сомони ($1,1) за кг, а сегодня он стоит уже 9 ($2,6), цена выросла больше, чем в два раза. Почему так растут цены, ведь риса везде достаточно! Это бессовестная спекуляция, я не понимаю, куда смотрят власти».

Расчеты таджикских экономистов показывают, что критическим уровнем импорта продовольствия, за которым возникает потеря продовольственной независимости, является уровень, не превышающий 30%. Если страна обеспечивает внутренние потребности на 70%, и если вдруг все страны мира откажутся ей продавать продовольствие, то она вполне может выжить за счет собственных запасов продовольствия, пока не наладит дополнительное производство.

По данным Госкомстата, потребительские цены в первом полугодии 2008 года значительно выросли, кроме цен на яйца и растительное масло. По его же данным, импорт продуктов животного происхождения в 2007 году увеличился на 91,7%, растительного происхождения - на 72,6%, жиров и масла - на 49,2%.

Между тем рост импорта по многим продовольственным продуктам продолжает расти. В текущем году из-за небывалых холодов и последующей порчи семенного картофеля и озимых посевов пшеницы, нашествия саранчи страна вряд ли сможет обеспечить даже половину потребности населения в муке и картофеле. Примерно то же положение существует и с другими продуктами питания.

Экономист Рустам Мирзое так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Если государство не может обеспечить продовольственную безопасность, то все остальные виды безопасности уже не действуют. Большая часть продуктов у нас завозная: зерно и мука из России и Казахстана, яйца и масло из Ирана и так далее. Если учесть, что мы полностью завозим горюче-смазочные материалы, запчасти, то понятно, что цены сильно растут в зависимости и от цен поставщика».

«В данном случае можно сказать, что даже в годы гражданской войны зерна завозилось в страну меньше, чем сейчас. В то время небольшие участки, выделенные дехканам под личное хозяйство, давали неплохой урожай зерна. Но сейчас изменилась ориентация сельхозпроизводства, и те участки, которые шли под зерно не в ущерб другим видам, заняты более конъюнктурными видами», - отмечает эксперт.

«Мой прогноз на будущее: естественно будет рост цен, поскольку цены на продовольствие растут во всем мире, а не только в Таджикистане. Это существующая конъюнктура рынка по оценкам мировых финансовых институтов, и с этим ничего сделать невозможно. В то же время нельзя сказать, что у нас будет голод и народу нечего будет есть. Продовольствие будет покупаться по любым ценам, и потребление будет примерно в тех же объемах, что и раньше, возможно, будет изменение структуры питания», - говорит Рустам Мирзоев.

Заведующий отделом макроэкономических исследований Института экономических исследований профессор Ходжамахмад Умаров также убежден, что порог продовольственной безопасности давно пройден. «И причина в том, что у нас сложилось средневековое земледелие. Наш биоклиматический потенциал таков, что можно выращивать за год 2 урожая пшеницы, 2-3 урожая овощей, кукурузы и многого другого. Если разумно использовать все эти возможности и помочь нашим дехканам в работе, то Таджикистан мог бы вообще отказаться от ввоза зерна, бобовых, фруктов и даже продуктов промышленной переработки. Все это можно сделать, но для этого нужно менять систему финансирования дехканских хозяйств, восстановить водо- и энергоснабжение, поднять урожайность. Но дехкане у нас оставлены государством один на один со своими проблемами. Потому и не хватает у нас даже своих овощей и фруктов».

В июне Всемирный банк объявил о своем решении выделить Таджикистану два гранта на общую сумму в $9 млн., предназначенных для финансирования проектов по обеспечению продовольственной безопасности и улучшению здоровья уязвимых категорий населения, столкнувшихся с нехваткой продовольствия. «Продовольственная безопасность, развитие сельскохозяйственного сектора, а также улучшение здоровья населения - основные цели, определенные в стратегии сокращения бедности Таджикистана. Вместе с тем, продовольственный кризис, разразившийся в последнее время, может еще более ухудшить положение групп населения с низким доходом, у которых и без того очень мало средств на покупку продовольствия и оплату других необходимых нужд», - заявила представитель Всемирного банка в Таджикистане Киара Бронки.

В сложившейся ситуации рассуждения государственных чиновников об угрозах экономической самостоятельности, чрезмерной открытости экономики, информационных войнах, ведущихся враждебными Таджикистану государствами, кажутся просто наивными. Достаточно просто перекрыть на несколько недель движение по единственной железной ветке, ведущей в Таджикистан, и в стране наступит голод. Подобное явление уже наблюдалось в годы гражданской войны, но почему-то так и не стало уроком властям.

ca-news.org

Предыдущая статья"Финансовые известия": Полностью отказаться от закупок хлопка в Узбекистане западные импортеры не смогут
Следующая статьяСША оказали помощь МВД Таджикистана