Авиатрагедия 24 августа и «воздушный» кризис в Кыргызстане
28 августа 2008, 09:13, CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - 24 августа 2008 года в Кыргызстане наступил черный день - в этот день в авиакатастрофе самолета «Боинга-737», принадлежащего «Итек Эйр», трагически погибли 65, выжили - 22 человека, 3 - после оказания медицинской помощи вернулись домой. Об авиакатастрофе и состоянии в целом на сегодняшний день гражданской авиации страны читайте в материале АКИpress.
Версии трагедии
О том, что могло послужить причиной трагедии, официальные лица не торопятся говорить, ссылаясь на расследование Генпрокуратуры, следователи которой в свою очередь, очевидно, будут дожидаться результатов расшифровки «черных ящиков», которые 27 августа отправлены Москву.
Как рассказал в интервью агентству АКИpress один из пострадавших в авиакатастрофе «Боинга» под Бишкеком - гражданин Ирана, бизнесмен Компонихи Нохсен, двигатели самолета перестали работать еще в воздухе.
Однако представители авиакомпании «Итек Эйр», говоря о возможных причинах аварии, отмечают: «Боинг-737» был технически исправен и недавно прошел техническое освидетельствование на пригодность к полетам. В этой связи в авиакомпании также категорически опровергают еще одну версию, что причиной крушения «Боинга» мог стать отказ системы кондиционирования.
«Буквально до катастрофы самолет выполнял рейс Москва-Бишкек, никаких технических неисправностей у «Боинга-737» не было. Через 2 часа самолет должен был вылететь в Тегеран, через остановку в Бишкеке», - сообщила представитель авиакомпании «Итек-Эйр» Вера Перелыгина.
Ее слова косвенно подтверждает и директор Департамента гражданской авиации Минтранса Кыргызстана Алик Аскаров, по словам которого, самолет был выпущен 1980 году, последний ремонт судна производился в городе Алматы (Казахстан) 11 мая 2007 года, а техосмотр - 4 августа 2008 года. «После ремонта в 2007 году он налетал 1 456 часов, до следующего ремонта оставалось еще 2 600 часов», - уточнил он.
Когда случаются аварии, среди других обычно рассматривается и версия человеческого фактора. Однако 54-летний командир данного воздушного судна - Юрий Гончаров, активно участвовавший в спасении пассажиров, является достаточно опытным летчиком.
Как сообщили на пресс-конференции в КНИА «Кабар», Ю.Гончаров - пилот первого класса гражданской авиации, образование получил в Высшей специальной ленинградской академии гражданской авиации в 1981 году, налет более 17 тыс. часов, на «Боинге-737» - 2 тыс. 480 часов. Срок действия свидетельства пилота гражданской авиации действителен до 20 ноября 2008 года. Второй пилот - Тимофей Водолагин - получил образование в Высшем актюбинском летном училище в 1995 году, общий налет более 7 тыс. 260 часов. Срок действия свидетельства пилота гражданской авиации действителен до 16 мая 2009 года.
Сама авиакомпания в качестве одной из версий крушения самолета рассматривает версию теракта, поскольку, как подчеркивают в компании, все самолеты авиакомпании находятся в очень хорошем состоянии, кроме того, в «Итек-Эйр» работают опытные специалисты-техники».
Однако министр чрезвычайных ситуаций Кыргызстана Камчыбек Ташиев сразу же отмел версию теракта. Как заявил он 25 августа 2008 года на пресс-конференции в КНИА «Кабар», «однозначно, причиной трагедии с «Боингом» не мог стать террористический акт».
Официальная версия происшедшего - разгерметизация корпуса самолета. Однако, по мнению людей, близких к авиации, самолет «Боинг» не мог упасть из-за разгерметизации. «Разгерметизация - это когда, например, в корпусе самолета образуется дырка, трещина или выбывает иллюминатор. Это опасно на больших высотах, где воздух разрежен - кислород начинает выходить из самолета и люди задыхаются. На такой низкой высоте разгерметизация не могла быть причиной катастрофы», - говорят они.
В настоящее время транспортной прокуратурой возбуждено уголовное дело по факту авиакатастрофы. Также работает образованная 25 августа 2008 года Правительственная комиссия во главе с премьер-министром Игорем Чудиновым по расследованию авиационного происшествия с воздушным судном «Боинг-737». Правительственной комиссии поручено в десятидневный срок представить результаты изучения факта авиационного происшествия Правительству КР.
Кризис в гражданской авиации Кыргызстана
«Летать, так с нами!», - после авиакатастрофы под Бишкеком этому слогану авиакомпании «Итек Эйр» поверить будет сложно. Но на сегодня это проблема уже не только данной авиакомпании, а отрасли гражданской авиации в целом.
О том, что состояние дел в кыргызской гражданской авиации за последние 14-15 лет доведено до крайнего кризиса, говорят не на кухнях или лавочках, об этом утверждает сам министр транспорта и коммуникаций Нурлан Сулайманов. Ему вторят и представители Департамента гражданской авиации, по мнению которых, «гражданская авиация в Кыргызстане находится в состоянии стагнации, а отрасль приходит в упадок». Ни для кого не будет секретом, что многие иностранные сомнительные фирмы летают под нашим флагом за границей, портя тем самым репутацию нашей страны.
О состоянии дел в отрасли знает и Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев. 31 марта 2008 года на рабочем совещании он, обращаясь к министру транспорта КР, потребовал навести порядок в авиации.
«То мы в каком-то черном списке в Евросоюзе, то у нас долги перед международным союзом, сколько можно сидеть в этой дыре? Кыргызстан - что, колхоз какой-то?», - вопрошал глава государства, добавив в этой связи, что назрела острая необходимость обновления самолетного парка, улучшения обслуживания и привлечения пассажиров.
Как отмечают в правительстве, для поддержания летной годности воздушных судов возрастом более 30 лет необходимы значительные материальные затраты. Из-за этого недобросовестные эксплуатанты порой предпринимают действия по сокрытию части объема работ, требуемых разработчиком для каждого конкретно взятого самолета, или предоставляют заведомо ложную техническую документацию.
Как считают в правительстве, это становится возможным из-за большого количества документов, содержащих несколько сотен страниц и бланков, а также ограниченного инспекторского персонала Департамента гражданской авиации, который должен следить за каждым самолетом.
Состояние отечественного парка воздушных судов
В начале 2008 года Минтранс КР разрешил регистрацию 76 самолетов. Тогда из указанного количества авиатранспорта лишь 48 самолетов прошли технический осмотр и совершают полеты, 28 техосмотр не прошли. Среди летающих самолетов отмечены модели «Як-40», «А-24», «Ту-154», и «Боинги».
В среднем самолеты 1980 года выпуска, однако, как заявлял 22 февраля 2008 года директор Департамента гражданской авиации при Минтрансе КР Алик Аскаров, «все самолеты технически соответствуют всем нормам, прошли капитальный ремонт в 1999- 2000 году». Глава Департамента гражданской авиации рассказал, что самолеты типа «Боинг» технически также исправны и проходят техосмотр в Алматы (Казахстан).
В Кыргызстане зарегистрированы 24 авиакомпании, из которых только 10 имеют свои самолеты, 11 не имеют самолетов, а у 3 авиакомпаний приостановлены свидетельства на эксплуатацию, поскольку они не соответствуют предъявляемым стандартам.
В 2007 году у 9 авиакомпаний были отозваны лицензии на совершение полетов. А с 2006 года в общей сложности с регистрации было снято 148 воздушных судов. Основными причинами были закрытие авиакомпаний, несоответствие самолетов стандартам безопасности и т.д.
Зловещий «черный список» ЕС
Кыргызстан и в самом деле уже несколько лет безвылазно сидит в «черном списке» авиакомпаний, которым запрещено совершать перелеты в страны Европейского Союза по причине несоответствия нормам безопасности. В «черный список» попали все авиакомпании Кыргызстана, среди них числилась и авиакомпания «Итек-Эйр», которой принадлежал «Боинг-737».
Весной этого года Минтранс КР пообещал в течение двух недель закрыть все авиакомпании, не отвечающие требованиям нормативно-правовой базы. Так, согласно принятой в прошлом году новой редакции Воздушного Кодекса, авиакомпании не имеют права на эксплуатационную деятельность, если не имеют в собственности воздушные суда, либо не имеют таковых в сухом лизинге (то есть аренда судов, без экипажа).
Однако, как считает депутат бывший президент авиакомпании «Эсен Эйр» Бегалы Наргозуев, и сегодня многие компании не выполняют данного требования и, тем не менее, не закрываются. «Первый раз в поле зрения Еврокомиссии попали две авиакомпании, которые летали под нашим флагом. С закрытием одной из них на нашем рынке авиации сразу же открылись три новые фирмы. Сейчас, чтобы называться авиакомпанией, нужно иметь в собственности хотя бы один самолет. Проверить, есть ли у «Итек Эйра» самолеты в личной собственности, легко: это может сделать ГКНБ», - говорит он в интервью газете «Вечерний Бишкек» 27 августа.
Как рассказал он, «черный список» Еврокомиссии обновляется каждые три месяца. И эксперты Еврокомиссии, составляющие «черный список», приезжали в Кыргызстан и были в шоке, когда им вместо офисов авиакомпаний, зарегистрированных в нашей стране, показали какие-то арендованные небольшие комнаты в гостиницах, где жили представители авиакомпаний, или пустые, почти не меблированные кабинеты в каких-то проектных институтах.
По его словам, после поездки в КР эксперты сделали следующие выводы: «Департамент гражданской авиации не имеет возможности обеспечить в полной мере единые правила безопасности, указанные в Чикагской конвенции. Кроме того, многие авиакомпании, зарегистрированные в КР, имеют головные офисы не на ее территории, а в других государствах».
Меры правительства по устранению «воздушного» кризиса
6 мая 2008 года премьер-министр Игорь Чудинов подписал постановление Правительства КР о гражданских воздушных судах, вносимых в Реестр гражданских воздушных судов КР, согласно которому запрещается использовать для перевозки пассажиров самолеты, выпущенные более 40 лет назад.
Кроме того, правительство постановило не включать с 1 мая 2008 года в Реестр самолетов воздушные суда, выпущенные более 30 лет назад, а с 1 января 2010 года - самолеты с 25-летним стажем.
Также в постановлении говорится о внедрении в практику процедуру исключения из Реестра гражданских воздушных судов Кыргызской Республики воздушных судов, не выполнявших полеты в течение последних двух лет из-за отсутствия летной годности.
До ноября 2007 года в Реестре гражданских воздушных судов КР было 156 самолетов различных типов. Более половины из них (80) составляли самолеты ОАО «Национальный авиаперевозчик «Кыргызстан аба жолдору».
Кроме приведения нормативно-правовой базы в соответствие с международными документами, эксперты Евросоюза и Международной организации гражданской авиации (ИКАО) во время аудита авиакомпаний Кыргызстана в июле 2008 года отметили несоответствие количества инспекторов, работающих в Департаменте гражданской авиации республики, числу самолетов в Реестре, за которыми они должны осуществлять надзор в плане поддержания летной годности.
Также в числе приоритетов Минтрансом КР ставится необходимость срочно обновить Воздушный Кодекс - основной авиационный документ, который был принят в августе прошлого года.
«На базе этого нормативного документа сейчас подходит к концу подготовка авиационных правил. Это 18 томов необходимых документов, которые разрабатываются в полном соответствии с современными требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Кроме того, были оплачены долги ИКАО по членским взносам в сумме 135 тысяч долларов, в результате чего удалось вернуть право голоса Кыргызстану в ИКАО. В прошлом году впервые за 30-40 лет произошло обновление навигационного оборудования в аэропортах «Манас» и «Ош», - сообщил Н.Сулайманов.
Однако, до сих пор план мероприятий Правительство КР по выводу авиации Кыргызстана из «черного списка» Евросоюза в июле 2008 года перед представителями ЕС не принес желаемого результата.
Трагедия 24 августа
В Бишкеке 24 августа 2008 года около 20:30 часов недалеко от аэропорта «Манас» вскоре после взлета разбился пассажирский самолет «Боинг-737». Самолет был арендован компанией «Asseman air» (Иран) у кыргызстанской авиакомпании «Итек-Эйр» и собирался лететь в Тегеран (Иран). Набирая высоту, по данным Министерства транспорта Кыргызстана, он вдруг резко пошел вниз и разбился в 10 километрах от взлетно-посадочной полосы, недалеко от села Жаныжер Сокулукского района Чуйской области.
Запрос экипажа о возврате по техническим причинам поступил через 5 минут после взлета, однако, не долетев до аэропорта, в 20.43 авиалайнер совершил аварийную посадку в районе села Жаныжер. В результате столкновения с земной поверхностью самолет разрушился и сгорел.
По предварительным данным, на борту самолета находились 83 пассажира, 6 членов экипажа и 1 представитель авиакомпании «Аsserman air». Из 83 пассажиров: 24 являлись гражданами Кыргызстана, 52 - Ирана, 2 - Канады, 1 - Турции, 3 - Казахстана и 1 - КНР.
По последним данным Минздрава, погибло 65 человек, 22 - госпитализированы с различными травмами, 3 - после оказания медицинской помощи вернулись домой. Из доставленных в больницу 22 человек, 11 - граждане КР, 11 - иностранные граждане. В Центре травматологии находятся 17 человек, в национальном госпитале - 1 человек, 4 пострадавшим оказана амбулаторная помощь. Состояние госпитализированных пострадавших в авиакатастрофе тяжелое, но стабильное, утверждают медики.
На борту разбившегося самолета находилась юношеская команда по баскетболу школы ?29, направлявшаяся на игры в Иран. В числе погибших оказались вице-президент Федерации баскетбола Назар Кубатов, заместитель директора школы ?29 Олег Кутилов и депутат Бишкекского городского кенеша Билал Чыныбаев. Директор школы Бахтияр Кадыров, также летевший данным рейсом, спасся, при этом сам спасал жизни других пассажиров.
P.s.
До авиатрагедии 24 августа нашей гражданской авиации везло, авиакатастрофы происходили, но без человеческих жертв: в сентябре 2006 года самолет «Ту-154» с 52 пассажирами и 9 членами экипажа при взлете при выполнении рейса Бишкек-Ош-Москва столкнулся с американским топливозаправщиком «КС-135». В результате у самолета «Ту-154» было сломано правое крыло, жертв удалось избежать.
В июне 2007 года борт «Як-40», принадлежащий МЧС, совершил аварийную посадку в горах Нарынской области. Тогда из-за отказа двигателя едва не погибло почти все руководство гражданской авиации КР. После аварийной посадки «Як-40» на поле находившиеся в самолете восемь пассажиров и четверо членов экипажа успели покинуть воздушное судно, прежде чем оно загорелось.
Гульмира Тугольбаева//АКИpress