Путин сблизил Ташкент с Москвой,
5 сентября 2008г. ? 34 (812), Деловая Неделя, Казахстан
признав европейские цены на газ
Андрей САИДОВ, Ташкент
Визит председателя правительства России Владимира Путина в Ташкент символично совпал с главным государственным праздником - Днем независимости Узбекистана. Не менее символично выглядело и то, что 1 сентября, в разгар всенародных торжеств, президент Ислам Каримов, вопреки протоколу, лично встретил российского премьера в аэропорту, что впоследствии сам назвал «встречей давних друзей». Хотя сама поездка Путина преследовала далеко не символическую цель - закрепить позиции России в Узбекистане в условиях наметившегося в последнее время дрейфа правительства Каримова в сторону Запада.
В связи с риском новой «холодной» войны, возникшим после признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, Москву особенно заботит позиция Ташкента, с начала 2008 года активно восстанавливающего прежние отношения с США и НАТО, в особенности - возможность возобновления на территории Узбекистана американского военного присутствия. С начала конфликта в Грузии правительство Узбекистана не сделало никаких заявлений, свидетельствующих о поддержке той или иной стороны. Во время августовского саммита ШОС в Душанбе, где Ислам Каримов вместе с другими лидерами «шестерки» подписал декларацию, лишь осторожно одобрившую миротворческие усилия России в Южной Осетии, в Ташкенте побывал с визитом командующий Вооруженными силами США генерал Мартин Демпси, который провел углубленные консультации с министром обороны и высшим генералитетом Узбекистана. А во время пребывания премьера РФ Ташкент посетил Франц-Йозеф Юнг - глава германского Бундесвера, чья военная база расположена в узбекском Термезе, близ границы с Афганистаном и с начала 2008 года, по согласию Ислама Каримова, также используется для транзитных операций вооруженными силами США.
Формула с переменным решением?
Москва, разумеется, постаралась противопоставить усилившемуся интересу к Узбекистану западных дипломатов и военных такие инициативы, которые могли бы надежно удержать Узбекистан в орбите российской внешней политики. Владимир Путин, давнишние личностные симпатии к которому со стороны узбекского лидера нашли выражение в словах Каримова («я бы пошел с ним в разведку»), привез с собой в Ташкент председателя «Газпрома» Алексея Миллера и главу «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова для решения ключевого вопроса сотрудничества - долгосрочных договоров по закупке и транспортировке в Россию узбекского газа.
Узбекистан добывает 60 млрд кубометров газа в год, из которых 7-8 млрд продает «Газпрому», испытывая при этом заметный дефицит топлива на внутреннем рынке. В первой половине 2008 года Россия платила Узбекистану $130 за 1 тыс куб.м., во второй - $160. В июне «Газ-пром» согласился покупать у Туркмении газ по $225-295, а Кыргызстан заявил о намерении в 2009 году покупать узбекский газ по $300 за 1 тыс.куб.м. После этого мало кто сомневался, что Узбекистан будет твердо настаивать на своем, ранее объявленном, намерении довести тарифы за экспорт и транзит углеводородов своим постоянным партнерам до «формулы, соответствующей рыночным ценам». Поручение о подготовке долгосрочного контракта на 2009-2020 годы было дано еще в конце августа, по итогам переговоров в Москве вице-премьера РФ Сергея Иванова и вице-премьера Узбекистана Рустама Азимова. В Ташкенте этот контракт был обсужден Путиным и Каримовым. Пресса обеих стран сообщила, что принципиальная договоренность достигнута. Хотя конкретных цифр, как это почти уже принято между Москвой и Ташкентом, никто вслух не назвал. «Нам удалось выйти на единую формулу цены, которая будет европейской», - сказал Владимир Путин узбекским и российским журналистам после переговоров с Исламом Каримовым в резиденции Дурмень. Было много технических моментов: как оценивать транспортировку, хранение, маржу «Газпрома». Цена будет меняться в зависимости от стоимости составляющих: газолина, топливного мазута и т. д. Главное, узбекский газ ожидает рыночное ценообразование, а не административное. Эксперты полагают, что в любом случае цена узбекского газа для России с первого квартала 2009 года будет не меньше $200 за 1 тыс. куб.м. На пресс-конференции Ислам Каримов категорически опроверг предположения, что Узбекистан планирует ограничить поставки газа в Россию, рассматривая другие направления как более перспективные. «Этот вопрос включает много надуманного и поднимается в интересах тех кругов, которые хотят создать ажиотаж и, может быть, использовать это в определенных стратегических целях для пр оталкивания новых проектов по транспортировке газа», - заявил президент Узбекистана.
Привязка к трубе
В ходе визита Владимира Путина Россия и Узбекистан договорились о совместном строительстве новой газопроводной системы по территории Узбекистана. Как сообщил после переговоров с президентом Узбекистана Владимир Путин, новая система нужна для обеспечения растущего экспортного потенциала Туркменистана и Узбекистана. Ислам Каримов, в свою очередь, пояснил журналистам, что поставляемый сегодня Туркменией в Россию газ проходит через территорию Узбекистана и Казахстана. Еще при СССР были построены трубопроводы «Средняя Азия-Центр» и «Средняя Азия-Бухара» (САЦ-1 и САЦ-2), которые на территории Узбекистана имеют общую мощность порядка 54 миллиардов кубометров.
«С учетом растущих объемов поставок газа мы пришли к твердому убеждению, что параллельно с САЦ-1 и САЦ-2 надо строить новую трубу объемом где-то 26-30 миллиардов кубов. Этот расчет делается на растущий объем добычи газа как на территории Туркмении, так и на территории Узбекистана», - сказал президент Узбекистана. «Идут какие-то разговоры, какие-то спекуляции, что Узбекистан против того, чтобы эта труба была проложена по территории нашей республики. Я сегодня сделал однозначное заявление о том, что такого настроя у нас нет. Мы готовы предоставить свою территорию, чтобы эта труба по ней прошла. Мы в этом заинтересованы, прежде всего с точки зрения коммерческих интересов и с точки зрения выполнения тех союзнических обязательств, которые мы имеем перед Россией», - отметил он.
Через тернии к звездам
Между тем в экономических отношениях между Россией и Узбекистаном осталось много нерешенных проблем. Товарооборот между двумя странами в прошлом году составил всего около $3 млрд. - в несколько раз меньше, чем с Белоруссией или Казахстаном. Доля Узбекистана в общем товарообороте России со странами СНГ составляет 2,7%, тогда как доля России охватывает 29,4% товарооборота Узбекистана. При этом на внутреннем рынке Узбекистана очень мало российских товаров. Основная причина - трудности с конвертацией национальной валюты. Власти страны воздерживаются от предоставления российскому бизнесу режима наибольшего благоприятствования в торговле.
Несколько крупных российских торговых компаний, включая, например «Евросеть», в 2008 году покинули Узбекистан, не выдержав конкуренции с контрабандой, успешнее преодолевающей таможенные и валютные препоны. Российский бизнес, кроме деятельности нефтяных монополий, в Узбекистане в основном пытается инвестировать в объекты ТЭК, транспорта, связи, научно-технические разработки. Однако не увенчались успехом намерения «ИнтерРАО ЕЭС» купить крупные тепловые электростанции. Ташкент передумал их продавать. Узбекистан не спешит ратифицировать достигнутое еще в феврале соглашение о вхождении Ташкентского авиационного предприятия им. Чкалова в объединенную авиастроительную корпорацию. По итогам встречи в Ташкенте президент Ислам Каримов выразил оптимистичный взгляд на перспективы развития торгово-экономических отношений с Россией, заявив, что Узбекистан «открыт для российского бизнеса». Владимир Путин поддержал инициативу Каримова «о необходимости расширения инвестиционного сотрудничества», но подчеркнул, что «это должна быть дорога с двусторонним движением и все предпосылки для этого есть». 2 сентября в присутствии премьеров России и Узбекистана Владимира Путина и Шавката Мирзиеева вице-премьеры Сергей Иванов и Рустам Азимов подписали документы «Плана мероприятий к программе экономического сотрудничества между правительствами России и Узбекистана на 2008-20012 годы» и «Межправительственной космической программы исследования Земли и космического пространства в мирных целях». Совместная космическая программа включает в себя научный и прикладной блоки. Научный предусматривает работы по поддержанию и развитию созданных еще при СССР объектов космической инфраструктуры международного значения. Это радиоастрономическая обсерватория на плато Суффа, Майданакская астрономическая обсерватория и широтный измерительный комплекс «Майданак». Прикладной блок ориентирован на создание и развертывание в Узбекистане инфраструктуры по приему, обработке и практическому использованию космических систем навигации, космического мониторинга наземно й обстановки, картографии и связи. Структура будет использоваться для управления сельским хозяйством и транспортным комплексом Узбекистана, создания современных электронных карт, совершенствования градостроительных работ, поиска полезных ископаемых и предупреждения опасных природных явлений. 2 сентября в Ташкенте Владимир Путин заявил, что Россия также рассчитывает на дальнейшее развитие сотрудничества с Узбекистаном в атомной энергетике. «Мы не только восстановим прежние отношения, которые имелись между хозяйствующими субъектами в советское время, но и пойдем дальше», - сказал он. «Мы договорились о расширении военно-технических связей за счет новейших систем вооружений и развития кооперации в этой и некоторых других высокотехнологичных областях», - также сообщил журналистам председатель правительства РФ.
Синдром русского нерасставания
Визит, начинавшийся с символичной встречи, закончился не менее символичным расставанием. Точнее - нерасставанием. Отлет российской правительственной делегации в Москву, запланированный 2 августа на 15.00. по ташкентскому времени, был отложен на три с половиной часа. Ровно на столько продлилась встреча Владимира Путина с Исламом Каримовым. Какие именно вопросы обсуждались в последний час, пресса уже не узнает.
По мнению экспертов, более чем радушный прием, оказанный председателю правительства РФ в Ташкенте, не дает стопроцентной гарантии, что дальнейшие отношения между Россией и Узбекистаном застрахованы от новых неожиданностей. Пойдет ли речь об окончательной цене на узбекский газ для «Газпрома», официального отношения правительства Ислама Каримова к ситуации с Южной Осетией и Абхазией или его дальнейшего политического сближения с Западом. В любом случае трудно предсказуемый лидер Узбекистана, не чуждый личных пристрастий и симпатий в своей прагматичной и по-восточному гибкой внешней политике, будет придерживаться собственных взглядов и интересов, с оглядкой на существующую международную ситуацию.