БОРЬБА ЗА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В САМОМ РАЗГАРЕ
Сен. 6, 2008, Zerkalo
Активный интерес к нему проявляют Запад, Россия и Китай
А.ФАТУЛЛА
Добыча газа в рамках разработки первой стадии газоконденсатного месторождения "Шахдениз" может быть увеличена с 8,6 млрд. кубических метров в год до 10 млрд. кубических метров газа в год, сказал в четверг министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев. "Я считаю, что у нас есть все возможности увеличить (добычу) даже на первой стадии до 10 млрд. кубических метров", - сказал Алиев.
В этом случае у Азербайджана появятся свободные объемы газа, которые он может предложить Греции или Италии, в зависимости от того, "сколько они захотят", сказал министр. Законтрактованный объем газа для продажи в Турцию в рамках первой стадии разработки "Шахдениз" составляет 6,6 млрд. кубических метров газа. Остальная часть из общего объема пиковой добычи - 8,6 млрд. кубических метров газа - продается Грузии и Азербайджану.
Вместе с тем, сказал министр, сегодня Азербайджан не намерен брать на себя обязательства по поставкам газа за пределы стран, указанных в контракте (Турция и Грузия), потому что они должны согласовываться с динамикой производства газа. Ранее предполагалось, что вторая стадия проекта "Шахдениз", добыча с которого позволит увеличить общий объем получаемого газа до 20 млрд. кубических метров и экспортировать его в Европу, будет реализована в 2010-2011 годах, сказал министр. Однако "сегодня ВР, мотивируя какими-то техническими проблемами, технологическими и так далее, отодвигает этот период на 2013 год", - сказал Натик Алиев.
"Для нас это неопределенность", - отметил министр, приведя в пример ситуацию с разработкой месторождения "Кашаган" в Казахстане, где сроки разработки перенесены с 2008 года на 2014 год. Сегодня перед Азербайджаном также стоит вопрос наличия инфраструктуры для транспортировки своего газа в Европу. Азербайджан может доставлять свой газ до турецкого города Эрзурум по Южнокавказскому газопроводу (Баку - Тбилиси - Эрзурум), транспортировать его по территории Турции (по национальной газотранспортной системе этой страны) и по трубопроводной перемычке из Турции в Грецию.
Поэтому сегодня вопрос о поставках газа в Италию и другие страны Европы остро не стоит. Для осуществления этого процесса необходима инфраструктура. Несмотря на сегодняшнее отсутствие инфраструктуры, Азербайджан не намерен продавать свой газ на границе, сказал министр.
"Мы будем и намерены быть свободными продавцами газа, тем более что рынок Европы либерализован", - сказал Н.Алиев. В настоящее время Азербайджан проводит переговоры с Турцией по транзиту своего газа. Сегодня речь идет об условиях этого соглашения, о прозрачности тарифов, правовых международных нормах, применяемых в мире и применяемых Турцией для других стран, сказал министр. Азербайджан намерен получить прозрачные тарифы и условия, применяемые в аналогичных соглашениях в современном мире, подчеркнул он.
Общие запасы газа на этом месторождении оцениваются в 1,2 трлн. кубических метров. Добыча газа здесь началась в декабре 2006 года. В настоящее время газ транспортируется в Грузию и Турцию по Южнокавказскому газопроводу. Покупателем газа также выступает Азербайджан.
Кроме того, Азербайджан может рассмотреть свое участие в проекте газового трубопровода Nabucco не только как поставщика ресурсов, но и как инвестора, сказал министр. Это будет зависеть от хода и условий реализации проекта. "Все зависит от того, в какой ситуации будет находиться развитие проекта", - сказал министр.
Азербайджан будет стремиться увеличивать свои поставки энергоресурсов на западные рынки. "Это однозначно, мы не ищем других путей", - сказал министр. Азербайджану, по его словам, не нужны другие маршруты транспортировки своего газа, кроме рассматриваемого сегодня - через Турцию в Европу. Транспортировка газа в южном, северном направлениях, через Каспий в Афганистан, Пакистан или присоединение к другим проектам, которые сегодня имеются в Средней Азии, - это необъяснимые, необоснованные дополнительные капиталовложения для Азербайджана, сказал министр.
Однако, по его словам, несмотря на то, что Nabucco - это проект, который Европейский союз хочет реализовать, он связан с очень многими нерешенными вопросами: политического и экономического плана, плана финансирования, поиска достаточных источников газа для скорейшей реализации проекта. Нынешняя политическая ситуация (в частности, в Иране и Ираке) не позволяет акционерам проекта газопровода прогнозировать, какие ресурсы будут доступны. Сегодня основной "центр тяжести" переместился в Центральную Азию. Он предполагает поставки для трубопровода туркменского, азербайджанского, казахстанского газа, сказал министр.
Стоимость реализации проекта Nabucco растет. Чем больше запаздывает проект, тем выше становится его стоимость. Идут поиски решения политических, экономических и финансовых проблем. Кроме этого, Россия хочет сохранить свое доминирующее положение на европейском рынке и реализует новые альтернативные проекты.
"Все говорят, что это не имеет никакого отношения к Nabucco, но вcе-таки Nordstream, Southstream, я уже не говорю о расширении Bluestream - это все попытки России увеличить свое влияние и доминирующее положение на европейском рынке", - сказал Натик Алиев.
В ближайшие дни Баку состоится первая конференция "Нефтяной и газовый потенциал Азербайджана и Туркменистана: энергетика, экономика, экология. Стратегия сотрудничества". В конференции будут участвовать более 300 делегатов из 31 страны мира.
В самом Туркменистане высказываются за приверженность многовариантности вывода своих энергоносителей на мировой рынок. Туркменистан придает большое значение сотрудничеству с США как в двустороннем формате, так и в рамках международных организаций, прежде всего ООН, заявил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов на прошедшей недавно встрече с заместителем помощника госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Джорджем Кролом ("Интерфакс").
"В ходе встречи состоялся обстоятельный обмен мнениями относительно нынешнего состояния и перспектив дальнейшего развития партнерства, а также актуальных вопросов региональной и международной политики, представляющих взаимный интерес", - сообщили в четверг туркменские СМИ об итогах встречи, прошедшей в среду вечером в Ашгабате. Участники встречи отметили широкие возможности сотрудничества в топливно-энергетическом секторе, где Туркменистан, располагая большими запасами углеводородов, активно реализует программу развития отрасли и развития международного сотрудничества.
В частности, Г.Бердымухаммедов подтвердил приверженность многовариантности вывода туркменских энергоносителей на мировой рынок, подчеркнув значение обеспечения безопасности международной трубопроводной инфраструктуры как неотъемлемое условие успешного сотрудничества в этой стратегической сфере.
Как подчеркивают туркменские СМИ, "эта позиция встретила полное понимание и поддержку со стороны американского гостя, который отметил значение и актуальность всех миротворческих инициатив Туркменистана, чья политика выступает ключевым фактором мира и стабильности в регионе". В числе других приоритетных направлений двустороннего сотрудничества были названы торгово-экономическая сфера, сельское хозяйство, гуманитарная область.
Однако на пути природного газа из стран Центральной Азии через Азербайджан на западные рынки по трубопроводу Nabucco могут повстречаться различного рода препятствия.
В частности, Иран против прокладки трубопроводов по дну Каспия. Замминистра иностранных дел Ирана Мехти Сафари заявил, что Тегеран выступает против прокладки трубопроводов по дну Каспия. "Мы против этого (строительства подводных трубопроводов - ИФ-Аз) с учетом негативного влияния на экологию моря", - сказал М.Сафари журналистам в четверг.
Дипломат отметил, что для транспортировки энергоресурсов из Каспийского бассейна уже имеются иранское и российское направления, и в таких условиях не стоит подвергать опасности экологию Каспия ("Интерфакс-Азербайджан"). М.Сафари сообщил, что эксперты пяти прикаспийских стран согласовали 60-70% проекта конвенции о правовом статусе Каспия, причем стороны заинтересованы в ускорении этого процесса. Замминистра сообщил, что на октябрь-ноябрь в Баку намечено проведение третьего саммита глав прикаспийских государств. М.Сафари возглавляет иранскую делегацию на проходящем в четверг в Баку 23-м заседании специальной рабочей группы по Каспию.
И, конечно, Россия со своими предложениями на корню закупить природный газ стран Центральной Азии, построив при этом всю необходимую инфраструктуру для транспортировки его через свою территорию.
Премьер-министр Владимир Путин и глава "Газпрома" Алексей Миллер недавно вернулись из Ташкента с предварительными договоренностями о закупках узбекского газа по формуле цены, привязанной к мировым котировкам нефти, и планами построить еще один газопровод через Узбекистан для транспортировки в Россию туркменского газа. Как пишет "Время новостей", это ответ на недавнее соглашение Ашгабата и Пекина об увеличении поставок среднеазиатского "голубого топлива" в Китай, а также на попытки Запада пустить туркменский газ в обход России. Сейчас почти весь туркменский, узбекский и казахский газ, который можно экспортировать, закупает "Газпром". Однако Ташкент, Астана и особенно Ашгабат постоянно говорят о желании диверсифицировать свою клиентуру. Много лет обсуждаются проекты строительства Трансафганского (в Пакистан и Индию) и Транскаспийского (в Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию) газопроводов. Но дальше всех продвинулись китайцы, которые получили право на условиях СРП разрабатывать группу мелких туркменских месторождений на правом берегу Амударьи.
На прошлой неделе президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов и лидер КНР Ху Цзиньтао подписали соглашение, предусматривающее пересмотр планов по закупкам туркменского газа Китаем с 30 до 40 млрд. кубометров. Прогнозируемые объемы добычи газа на новых туркменских месторождениях пока не гарантируют заполнение трубы в Китай, и Пекин и Москва в конечном итоге будут претендовать на одни и те же объемы газа.
Ответом на маршрут из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан в Китай может стать строительство еще одной нитки вдоль советской системы "Средняя Азия-Центр", о чем 2 сентября и договаривались Путин с президентом Узбекистана Каримовым. Оба этих проекта страдают общим недугом: они ориентируются на каспийский, прежде всего туркменский газ, которого, даже по самым фантастически благоприятным прогнозам, на всех не хватит. "Газпром", однако, уже сообщил, что новый проект будет реализован на условиях совместного предприятия. Скорее всего, партнером выступит государственный "Узбекнефтегаз". Речь идет о строительстве новой нитки мощностью 26-30 млрд. кубометров вдоль существующей с советских времен системы "Средняя Азия-Центр" (САЦ). Причем преимущественно для транспортировки в сторону России дополнительных объемов туркменского газа, если таковые будут. Конкретные параметры новой трубы будут зависеть от точных планов государств, заинтересованных в ее прокладке. Прежде всего от возможностей Ашгабата добывать дополнительные объемы газа для продажи "Газпрому".
У России есть стратегическое соглашение с Туркменистаном до 2028 года о закупках газа, которое предусматривает, что уже в этом году поставки должны были достичь 70-80 млрд. кубометров. Но они, как и в прошлом, вряд ли превысят 42-44 млрд. кубометров. Столько туркменского газа может пропускать действующая система газопроводов, поскольку по ним транспортируется в Россию еще около 12 млрд. кубометров узбекского газа. Чтобы инвестиции в строительство новой нитки через Узбекистан, Казахстан и Россию окупились, нужны долгосрочные гарантии загрузки как минимум 26 млрд., а лучше 30-33 млрд. кубометров. Их по идее может обеспечить Туркменистан, но до сих пор в Ашгабате упорно отказывались раскрывать данные аудита запасов, которые подтвердили бы возможности страны по увеличению добычи газа (NEWSru.com).