CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Работа над ошибками

6 сентября 2008

Работа над ошибками

5 сентября 2008г. ? 34 (812), Деловая Неделя, Казахстан

Президент Казахстана ищет новый политический баланс

«Опереться можно лишь на то, что сопротивляется». Неизвестный автор

Президент Нурсултан Назарбаев заявил, что внеочередных парламентских выборов не будет. Вместо этого он предложил «разработать правовой механизм, позволяющий формировать парламент с участием не менее двух партий, даже если вторая партия не проходит семипроцентный барьер», что-то вроде - и нашим, и вашим, но без выборов (все-таки выборы в сенат сложно назвать всенародным волеизъявлением со всей вытекающей из него шумихой). Кроме этого он говорил о поправках к законам «О СМИ», «О выборах», «О политических партиях» и нескольким другим. Также глава государства раздал поручения по приоритетам председательства Казахстана в ОБСЕ (их внесут в стратегию «Путь в Европу»), по выводу страны из затянувшегося экономического кризиса (банкам и дольщикам будут помогать). Также он предложил России и Западу «отказаться от взаимных упреков и перейти к переговорам», а себя предложил в качестве посредника между Москвой и Тбилиси (тем временем они полностью отказались от прямых контактов друг с другом). В общем и целом президент Казахстана постарался расставить все точки над «i» в щекотливой ситуации, в которой оказалась наша страна перед угрозой новой заведомо бесперспективной «холодной» войны. Вместо этого получились «запятые» - ответить на вызовы новых угроз суверенитету и независимости одними директивами сверху невозможно; для этого необходимо вернуться к тем зачаткам гражданского общества, которые есть в Казахстане, и, по крайней мере, не мешать им взрасти и окрепнуть.

Вполне очевидно, что ситуация, когда один достаточно близкий партнер (все-таки не союзник, а именно партнер, ведь союзники, как правило, советуются друг с другом по таким вопросам, как начало военных действий, а этого в случае с Россией не наблюдалось) нашей страны вступил в почти открытый конфликт с другими - то есть с США, Европой, республиками Закавказья, очень неприятна сама по себе, так как предполагается, что остаться в стороне не получится (по крайней мере, избежать экономических потерь точно не удастся - уже не удалось). Другое дело, когда в нашей стране наши же собственные СМИ (по крайней мере, значительная часть) оказывают прямое давление на власти страны под лозунгом «определяться надо, батенька!» и с явным намеком на то, что они будут считать «правильным выбором», а что - «гнусным предательством».

У провластных (контролируемых элитными группировками) казахстанских СМИ не оказалось четкой национальной государственной идеологии. В лучшем случае, ведущие и обозреватели просто молчали по поводу наиболее актуального из мировых событий, в худшем - принимали точку зрения другого государства. Вновь и вновь вспоминается выражение, вынесенное в эпиграф: опереться только на то, что сопротивляется. Отказ от парламентских выборов - свидетельство того, что в Астане это (возможно только теперь) понимают. Именно отказ, хотя президент и обставил дело так, что он просто развеивает слухи. В конце концов, едва ли не единственным, кто официально «не исключал такой возможности» до окончания конституционного срока нынешнего мажилиса, был его собственный советник Ермухамет Ертысбаев. Вряд ли он, даже оправдывая известное прозвище, мог идти так откровенно против курса президента, провоцируя высказывания о том, что внеочередные выборы, собственно, уже на носу.

Некоторые иные косвенные признаки, вроде выстроившихся в астанинских коридорах в очередь кандидатов на новые назначения, также подтверждают, что вариант смены конфигурации исполнительной или законодательной власти всерьез рассматривались в Акорде. Но теперь, когда, казалось, незыблемый контроль над информационным пространством страны обернулся миражом, идти на такой шаг, как всенародные выборы, было бы просто опрометчиво. Не только СМИ, но и этнические общественные организации, казалось, давно доказавшие свою лояльность верховной власти, сегодня оказывают на нее усиливающееся давление с целью потеснее прижать ее к «определенному» геополитическому лагерю.

Молчание (ну или крайняя осторожность) в конфликте Россия - Запад в нашей ситуации действительно золото, однако ситуация показывает, что действия власти - это не решение всего общества, настроения в котором расшатываются из-за неправильно выстроенной информационной политики. Тот факт, что сегодня президент неожиданно заговорил о том, что «нужно снять излишние бюрократические барьеры, регулирующие деятельность СМИ», можно рассматривать не только в разрезе обязательств, принятых на себя нашей страной для председательства в ОБСЕ, но и в плоскости налаживания принципиально новых отношений со СМИ, так как старые методы грузино-российская война превратила в прах. Да, верный себе, президент постоянно напоминает об ответственности СМИ, говоря, что «государство должно следить за тем, чтобы деятельность СМИ не шла вразрез с правами человека», и высказывая свое несколько приватное представление о принципе свободы слова («Свобода слова - это право говорить правду»), идущее вразрез с тем, как его понимают, скажем, на том же Западе (вспомните суд «народ против Ларри Флинта», там порноиздатель защитил именно свое право говорить все, что ему вздумается, а не только правду).

Да и президент сам не особенно скрывает, что ведет речь не о защите прав личности, скажем, на частную жизнь, а о других - государственных - материях: «Никакие политические лозунги не должны покрывать ложь, клевету, разжигание межнациональной и любой другой социальной розни, которая способна поставить под угрозу судьбы и будущее нашей страны». Впрочем, речь идет сегодня не о понимании свобод и прав, а о том, насколько глубоко в Астане осознали степень незащищенности своего информационного и, соответственно, политического пространства, в ситуации, когда это чревато втягиванием Казахстана в чужие геополитические авантюры, будь то Запад или Восток. Наверное, это просто стечение обстоятельств, но события в соседней Украине, названные президентом этой страны Виктором Ющенко «парламентским государственным переворотом», живо демонстрируют, насколько опасно раскачивать лодку в условиях, когда кто-то рад ее потопить. Недавние ближайшие политические союзники Ющенко и Тимошенко разошлись не в последнюю очередь в тот момент, когда встал вопрос о новом в свете грузино-российской войны характере отношений Украины с Россией.

Исходя из этого понимания, президент Казахстана заговорил и о том, чтобы не менять правительство (разговоры об этом также шли очень предметные), а о том, чего раньше предполагалось не делать - напрямую помогать банкам, выкупая за деньги налогоплательщиков неликвиды, собранные коммерсантами в период ипотечной истерии. «Теперь наша задача - обеспечить еще более высокую степень экономической безопасности, максимально снизить риски банковского сектора, - сказал Назарбаев. - Поэтому я поручил правительству и фонду «Казына» с учетом мировой практики и привлечением международных финансовых институтов проработать вопрос создания фонда стрессовых активов». Президент достаточно четко пояснил, что речь идет именно о создании «надежного рыночного механизма управления финансовыми рисками», который предполагает исправление ситуации в случае «дальнейшего возможного ухудшения положения наших банков за счет... падения в цене залогового имущества по выданным банками кредитам» (другими словами - выкуп их балласта).

Что же касается внешней политики, которую сегодня наши партнеры рассматривают буквально под лупой, готовясь интерпретировать не только каждое слово, но и каждую паузу, то здесь президент насколько мог, постарался снизить накал, спрятав действительно важные вещи под общими фразами. Например, говоря о том, что «приоритеты казахстанского председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) будут разработаны в рамках госпрограммы «Путь в Европу», он, казалось бы, докладывал о вещах больше бюрократического свойства (в конце концов, кому какое дело, в рамках чего мы будем разрабатывать свои действия на посту председателя ОБСЕ?). Но если немного абстрагироваться от бюрократии (хотя это в нашей стране очень трудно), то занесение тактических задач Казахстана в Европе в стратегическое планирование - важный и предельно прозрачный политический сигнал Западу - мы не хотим изоляции, мы обращены к вам лицом, мы здесь не для хлопанья дверьми и исторических обид. Мелочь, а заметно.

Впрочем, почему мелочь? Глава государства прямо сказал, что «цель программы - выход на уровень стратегического партнерства с европейскими странами по всем аспектам: в торгово-экономической сфере, в области инновационных технологий, энергетики, транспорта, технического регулирования, в сфере развития малого и среднего бизнеса, в области качества жизни, гуманитарном измерении». Не упомянул только оборонное сотрудничество, но оно и понятно - не больно тут посотрудничаешь с Европой, если наше небо контролируется ПВО, интегрированными в оборонную стратегию другого государства, сегодня старательно размахивающего перед Западом своей военной мощью. Даже говоря о поддержке «мер», предпринятых Россией против Тбилиси, Назарбаев подчеркивает, что «важно помочь пострадавшим простым людям, как в Южной Осетии, так и в Грузии», напоминая, что «жертвами агрессии» по праву могут считать себя не только российские граждане.

Ну и чтобы постараться снизить градус вокруг сложившейся геополитической ситуации, президент Назарбаев призвал Запад и Россию «отказаться от взаимных упреков и угроз и перейти к переговорам для стабилизации положения на основе первенства основополагающих принципов международного права». Тут, конечно, можно вспомнить, что в международном праве можно найти взаимоисключающие правила, но это детали - а главное тут - желание не оказаться в положении «блаженного миротворца, в которого стреляют с двух сторон». Впрочем, как всегда, по-восточному, Назарбаев сказал о том, что имеет в виду за всеми своими шагами: «Через призму этих событий (в Южной Осетии) по-новому оцениваются наши главные достижения за годы независимости - благополучие казахстанского народа, мир, экономическая стабильность, толерантность многонационального народа страны, юридически оформленная государственная граница и добрые отношения с соседями. Это то, что мы вместе создали за годы независимости Казахстана и чем по праву гордимся, и это наше главное национальное достояние... Противостояние, продолжавшееся между народами на Кавказе многие годы, в который раз вылилось в кровавую трагедию. Последствия этих событий могут быть самые драматичные, при этом не только для кавказского региона. Поэтому еще раз хотел обратиться к вам и повторить, что самая главная задача для всех нас - обеспечить мир и спокойствие в нашем общем доме. Нужно постоянно разъяснять это людям, и жестко пресекать любые попытки, подрывающие основы мира и стабильности в стране. Сегодня мы несем общую ответственность за то, чтобы сберечь и преумножить наши успехи по межнациональному и межконфессиональному согласию, а также сохранить высокий уровень партнерских отношений с мировым сообществом». Если убрать лирику, то останется то, что есть - вооруженный конфликт, возродивший угрозу глобального противостояния, став экзаменом на суверенитет для Казахстана. Впрочем, говоря о пресечении угроз нестабильности, президент ничего конкретного не сказал о еще одном объективном факторе подрыва единства общества - социальной розни, увеличивающейся на фоне кризисных явлений в экономике. Ретушировать ее при помощи паркетных журналистов становится все труднее, но именно решения этой проблемы от Назарбаева больше всего ждут простые казахстанцы. Не из-за дежурных же коммюнике во вторник в Астану заезжал помощник государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер, с которым встречался премьер Масимов, а потом и сам президент. Не просто так «нарисовался» на горизонте новый российский газопровод для Узбекистана, щедро предложенный в эти дни в ходе визита премьер-президента Путина в Ташкент. Не просто так одновременно с ним в Ашхабаде появились посланцы Поднебесной, позицией которой мы так удачно прикрылись на душанбинском саммите ШОС от признания независимости грузинских автономий. Впрочем, это не значит, что давление на Астану уменьшается, ведь скоро в Москве должен состояться «конструктивный диалог по актуальным проблемам развития сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)» на уровне глав МИД.

В общем и целом сегодня президенту Казахстана приходится вновь искать новый политический баланс, который бы обеспечил нашей стране возможность для стабильного развития. Позади головокружение от успехов, позади встраивание СМИ в вертикаль власти. Тот же печальный пример с Рахатом Алиевым показывает, что все это было ошибками, уберечь от которых могли бы власть честные и независимые каналы, газеты, интернет-сайты, радиостанции, но их почти не было, а те, что были - ждали отмашки так явно, что эффект, произведенный ими, можно сравнить лишь с результатами договорного футбольного матча: для рейтинга, возможно, хорошо (хотя для зрителей все очевидно), для спортивной формы - плохо.

dn.kz

Предыдущая статьяПутин сблизил Ташкент с Москвой
Следующая статьяКыргызы сидят без света