CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Русские идут! - Не идут, а ходят

15 сентября 2008

Русские идут! - Не идут, а ходят

15 сентябpя 2008 г.

Казбек УСМАНОВ

Удел сильных - уделывать слабых.

Александр Лебедь

Залповый вброс в СМИ "страшилок" о том, что "грузинский сценарий" будет повторен Россией в Казахстане, вполне серьезно "напряг" Астану. Мы не будем уходить в тему "и чей же воспаленный мозг сих мерзких породил химер". Просто попробуем узнать, насколько реальна для республики угроза русского сепаратизма (ирредентизма).

То, что в конфликте России и Грузии подавляющее большинство славянского населения "за Москву" - объективный факт. Но, с другой стороны, и этнические немцы, проживающие в Германии, тоже в этом конфликте в основном за Кремль. Однако только на этом основании никто не делает вывода, будто ФРГ угрожают сепаратистские тенденции.

В Астане опасаются, что в связи с фактическим концом такого элемента межгосударственных отношений, как международное право, над рядом северных территорий Казахстана нависла угроза российского отторжения. Масла подливают в огонь национал-патриоты, с тезисом о том, что если казахи будут притеснять русских, то дуга земель от Уральска до Усть-Каменогорска для страны окажется потерянной. При этом как-то упускается из вида, а с чего вдруг казахи начнут жестоко обижать русских? Это что, в положениях внутренней политики прописано?

Со времен распада Российской империи этнические русские в новых независимых государствах никогда не проявляли сколько-нибудь заметной политической активности. Исключение - Приднестровье. Но там молдавские власти еще в период конца СССР применили военную силу, и у проживающих на левом берегу Днестра просто не осталось альтернативы, как защищать свою жизнь с оружием в руках. Так что Приднестровье, где собственно русских менее 40% населения (остальные - молдаване и украинцы) - это исключение, подтверждающее правило.

Ученые-этнологи в своих исследованиях отмечают, что русские - это имперский этнос. Однако это отнюдь не означает автоматической тяги в состав государства-империи. Наоборот, такое качество, как имперское сознание, за пределами России подрывает у русских сколько-нибудь серьезный потенциал для сепаратизма. "Осколки" империи обладают слабым уровнем этнической солидарности. То есть, у них нет собственно русских кафе, клубов, общественных организаций (если только это не город Риддер, где этнических русских более 90% населения и, соответственно, в кафе могут сидеть одни русские, и на рыбалку может отправиться большая компания, однородная по этническому составу). Этот контраст особенно виден, если сравнивать казахстанских русских с канадскими украинцами. Вот у украинцев в Канаде манера поведения как у классической диаспоры: организации в области культуры, обилие касс взаимопомощи, воскресные школы, совместные мероприятия для целевой этнической аудитории.

Русские Казахстана не ведут себя как диаспора - этот тезис проходит через все научные исследования (не путать с псевдонаучными, вроде тех, которые осуществляет движение "Улт тагдыры"). Отсюда и акценты в их поведении. Например, русский язык. На нем русское и русскоязычное население настаивает не в силу сепаратистских настроений, а по причине того, что никакого другого языка они не знают. Вот казахстанские уйгуры ведут себя как диаспора, и знание казахского языка там даже выше, чем в среднем по казахскому этносу.

Даже беглый взгляд на события в Грузии показывает, что сепаратизмом там занимались не русские, а абхазы и осетины, то есть совершенно другие этносы в плане моделей поведения, ментальности и этнических стереотипов. Провокационные действия со стороны Тбилиси периода правления Звиада Гамсахурдия там тоже очевидны. Плюс такой момент, как автономные территориальные образования со всей полагающейся властной инфраструктурой, которыми Абхазия и Южная Осетия обладали в советский период. Казахстан же всегда был и остается унитарным, что само по себе резко понижает потенциал любых сепаратистских действий.

Еще одна особенность русского этноса, по выводам ученых, это потребность в контактах с иноэтническим окружением. То есть для русских соседство с другими этносами - это фактор развития и культурного обогащения. Во многом даже потребность. Будучи лишенными сколько-нибудь заметных контактов с представителями других этносов, русские существенно сдают в плане своего потенциала.

Среди русских Казахстана за 17 лет независимости прошел достаточно мощный "естественный" отбор. Кто не хотел адаптироваться к новым реалиям или желал иной судьбы для своих детей - давно и массово покинули пределы республики. Оставшиеся адаптированы к имеющимся условиям, а что касается отношения к власти, то по многим аспектам оно даже более лояльное, чем у жителей казахскоязычных аулов юга страны или бывшей Семипалатинской области.

Разумеется, спровоцировать на эксцессы можно кого угодно. Но ведь в Астане никто не рассматривает варианты отбора у русских собственности, запрета на образование, парализации в других гражданских правах. Самой болезненной темой остается вопрос внедрения государственного языка. Но языковой дискомфорт и угроза физической безопасности - это все-таки несопоставимые вещи.

Государственная политика Республики Казахстан не давала русскому населению повода для сепаратизма. И, несмотря на все "страшилки" зарубежных и отечественных СМИ, буйства национал-патриотов, нет предпосылок, чтобы в таком фундаментальном моменте произошли существенные изменения. А опасения в том, что русские начнут мстить раньше, чем их успеют обидеть, не подтверждаются историческими примерами.

zonakz.net

Предыдущая статьяМнение эксперта: Схватка на Кавказе и ситуация в Евразии после 26 августа 2008 года
Следующая статьяКазахстанская нефть - война нервов