УЗБЕКИСТАН: ВЛАСТИ УЖЕСТОЧАЮТ КОНТРОЛЬ НАД РЕЛИГИЕЙ ВО ВРЕМЯ РАМАДАНА
29.IX.2008 , EURASIANET
С начала священного месяца Рамадан узбекские власти усилили надзор за мечетями и ужесточили контроль над отправлением религиозных верований. Хотя эти меры предпринимаются в попытке не допустить распространения исламского радикализма, они вызывают напряженность в отношениях с верующими.
С начала Рамадана в начале сентября узбекские власти прикомандировали по сотруднику правоохранительных служб почти к каждой крупной мечети в Ташкенте и других городах страны. Блюстители порядка также пытаются строго отслеживать исполнение закона, запрещающего большим группам людей проводить встречи в частных домах. Помимо правоохранительных органов, власти полагаются на содействие со стороны махалл (соседских общин), которые также занимаются отслеживанием нарушений.
По словам наблюдателей в Ташкенте и других областях страны, власти обеспокоены явным увеличением числа верующих мусульман в Узбекистане. По имеющимся отрывочным данным, в этом году Рамадан соблюдают намного больше узбеков, чем это было в прошлые годы. В таких городах, как Андижан, Наманган и Коканд, расположенных в Ферганской долине, многие рестораны и кафе совершенно безлюдны в дневные часы, потому что в это время тысячи людей соблюдают пост. Ташкентский журналист, работавший на государственном узбекском телевидении и попросивший не называть его имени, рассказал EurasiaNet, что власти намерены отбить у узбеков охоту молиться в мечетях.
В стремлении сдержать распространение религиозных верований чиновники отказывают в регистрации новым мечетям. В стране с населением в 26 млн. человек зарегистрировано менее 3 тысяч мечетей. По мнению местных обозревателей, число не прошедших регистрацию мечетей в несколько раз выше.
Действия правительства, направленные на перекрытие возможностей для отправления религиозных верований, является источником нарастающей напряженности в обществе. Так, например, в 2006 году жители небольшого городка Вуадил близ Ферганы возвели новую мечеть, но в регистрации ее им было отказано. Как рассказал EurasiaNet верующий, досконально знающий ситуацию и поделившийся информацией на условиях анонимности, такая позиция правительства вызывает недовольство среди местных жителей. "Они [местные власти] велели нам подождать с регистрацией, и вот уже два года мы ждем безо всякого результата, - говорит он. - Это крайне нас расстраивает".
Зарегистрированные мечети не подвергаются таким частым преследованиям, как не прошедшие регистрацию, но все имеющие официальное разрешение на деятельность имамы должны получать официальную санкцию на свои пятничные проповеди и подчиняться муфтияту - Верховному управлению мусульман Узбекистана. Доступ к литературе религиозного содержания ограничен, и как минимум в одном городе - Намангане - власти велели имамам не пускать детей и подростков на службы.
Власти не только ужесточают контроль, но и признают важность Рамадана, используя священный месяц для укрепления государственной поддержки среди мусульман страны, составляющих более 90 процентов населения. Национальная телерадиокомпания Узбекистана еженедельно выходит в эфир с передачей "Рамазон Тукфаси" (Дар месяца Рамадан). Приглашенные представители духовенства, назначаемые государством, и чиновники рассуждают о религиозных ценностях и важности Рамадана для мусульман.
Хотя атмосфера недовольства ощутима во многих областях Узбекистана, ни один мусульманин или группа верующих не выступили с публичной жалобой и не попыталась задать чиновникам вопрос об изменении государственной политики в этой области. Поступить подобным образом - значит навлечь на себя риск ареста и тюремного заключения, а может быть, и пыток, говорят местные обозреватели. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].
По словам некоторых верующих, несмотря на ужесточившийся контроль над мечетями, условия для свободного отправления религиозных верований в Узбекистане по сравнению с прошлыми годами чуть улучшились. На смену огульным проверкам, проводимым правоохранительными органами, и массовым арестам религиозных активистов пришли целенаправленные действия против отдельных верующих. Так, в 2008 году власти вынесли обвинительным приговор 38 лицам, подозревавшимся в принадлежности к организации "Хизб-ут-Тахрир", тогда как в 2007 году число обвиненных по этой статье составило 77 человек. В период же с мая 2005 по декабрь 2006 года власти произвели более 700 арестов религиозных активистов.
В 2008 году в ежегодном отчете Госдепа США о состоянии религиозной свободы в Узбекистане отмечалось, что "обстановка с религиозной свободой для мусульманского большинства улучшилась", а власти воздерживаются от преследования верующих, посещающих зарегистрированные мечети.
Демонстрируя внешне соблюдение введенных государством правил, значительная часть набожных верующих, не относящихся к радикалистам, все же продолжают обходить ограничения. Так, например, в некоторых частях Узбекистана верующие проводят религиозные собрания в частных домах и незарегистрированных мечетях, а дети по-прежнему посещают службы. Верующие полагаются на родственные узы и личные связи с местными чиновниками как способ избежать наказания.
Между тем другие религиозные конфессии по-прежнему подвергаются преследованию со стороны государства. По данным неправительственной организации "Форум 18", узбекские власти проводят проверки в домах людей, подозреваемых в принадлежности к христианским миссионерским организациям. Продолжается и уголовное судопроизводство по делу Аймурата Хайбурахманова - протестантского пастора и узбека по национальности. Хайбурахманов был арестован за пропаганду религиозных взглядов, не имея на то официального разрешения.
Email this article 25.IX.2008 © Eurasianet