«Гундогар»: Если бы не было ежегодной амнистии, новых осужденных просто было бы некуда помещать
29 сентября 2008, 13:10, CA-NEWS
CA-NEWS (CA) - Милосердие или популизм?
Нургозель Байрамова
Специально для «Гундогара»
Если бы не было ежегодной амнистии, новых осужденных просто было бы некуда помещать.
Нынешний священный месяц Рамадан (по-туркменски Ораза) принес жителям Туркменистана немало волнений. Вновь, как и шесть лет назад, происходили события, для Туркменистана вовсе не характерные. Удивляло, однако, что если в ноябре 2002 года якобы стрелявших «наркоманов» и «террористов» «потерпевший Ниязов» сам назвал по именам и должностям, по сути, еще не доехав до президентского дворца, то в нынешнем году потребовалось несколько дней на то, чтобы всеми силами, отвечающими за правопорядок в стране, выяснить, кто же все-таки стрелял на Хитровке.
В 2002 году туркменские СМИ и лично президент Ниязов сами раструбили о «покушении» на весь свет, а нынче, когда уже практически весь мир знал о событиях в Ашхабаде и многие зарубежные авторы даже называли имена Аждара и Ахмета, туркменский МИД стыдливо помалкивал. А молчание всегда вызывает ненужные кривотолки.
То же самое можно сказать и об ожидаемой очередной акции помилования, приуроченной к окончанию священного месяца. В предыдущие годы указ президента и списки помилованных публиковались в газетах заранее, как например, было в прошлом году, за неделю до священной Ночи. Неизвестность вновь порождала слухи. Замысел президента - подписать указ в ходе работы последнего в истории Туркменистана заседания Народного совета - возможно, должно было придать событию дополнительную значимость. Наберемся же терпения и вновь, как и все предыдущие годы, вместе с нашими читателями с волнением будем ждать публикации списков помилованных, надеясь увидеть в них фамилии своих родственников, друзей и просто знакомых. Будем ждать. А пока обратимся к истории...
История
Традиции ежегодного проведения в Туркменистане акций помилования осужденных предшествовал ряд событий. 2 декабря 1998 г. министр иностранных дел Туркменистана Борис Шихмурадов, выступая на заседании Совета министров иностранных дел государств ОБСЕ в Осло, заявил, что уполномочен президентом Ниязовым «уведомить ОБСЕ, конференцию министров о том, что Туркменистан объявляет мораторий на смертную казнь» и что главой государства принято решение «провести усовершенствование национального законодательства с целью радикального сокращения статей, предусматривающих высшую меру наказания».
6 января С. Ниязовым был подписан указ о введении с 1 января 1999 г. моратория на применение смертной казни. Лицам, ранее осужденным к высшей мере наказания, смертная казнь заменялась на длительные сроки лишения свободы в исправительной колонии особого режима. В январе-марте 1999 г. Ниязов подписал еще несколько указов, в соответствии с которыми большая часть заключенных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, была освобождена, а многим из оставшихся в заключении наказание было снижено.
Так, 14 января С. Ниязов, выступая на заседании Кабинета министров, заявил, что подписывает указы о помиловании около 3 тыс. человек, а еще примерно тысяче человек «срок наказания будет сокращен вдвое». Было также объявлено об отмене смертной казни 674 осужденным. После публикации в прессе списков подлежащих помилованию и сокращению сроков заключения стало возможным определить их точное число - 3338 заключенных были помилованы, 1094 срок заключения был сокращен.
26 января телевидение Туркменистана сообщило о подписании нового президентского указа о помиловании, предусматривающего освобождение 1517 заключенных и сокращение срока наказания 562 лицам.
По сообщению агентства «Туркмен-пресс», всего в период между 14 и 26 января 1999 г. были подписаны три указа о помиловании, в соответствии с которыми были досрочно освобождены 4838 человек, а 1666-ти был сокращен срок заключения. Все освобождаемые прошли медицинское обследование, некоторым было назначено лечение. В сообщении подчеркивалось, что в случае совершения ими новых преступлений неотбытый срок наказания может полностью или частично добавляться к новому сроку.
6 февраля был издан еще один указ о помиловании, который касался 2380 лиц, подлежащих освобождению, и 756 заключенных, неотбытая часть наказания которым сокращалась наполовину. Согласно следующему указу от 17 февраля 1999 года, освобождению подлежал еще 2501 заключенный, а 1029 неотбытый срок наказания сокращался наполовину. Кроме того, 5 февраля был подписан указ об амнистии, предусматривающий в течение двух месяцев освобождение или сокращение сроков заключения различным категориям заключенных и подследственных и полную амнистию лицам, наказание которых не связано с лишением свободы. По сообщению агентства «Туркмен-пресс», указ затронул более 9000 человек. Однако опубликованный 27 февраля список лиц, в отношении которых применен данный указ, включал фамилии лишь 1995 лиц, подлежащих освобождению, и 123 чел., неотбытые сроки заключения которым сокращались вдвое.
24 марта был опубликован новый указ о помиловании, предусматривающий освобождение 3697 чел., и сокращение наполовину сроков заключения 1271 чел.
Всего, по официальным данным, в 1999 году от дальнейшего отбывания наказания были освобождены 30 тыс., по данным независимых источников - 20 тыс. заключенных. Акции помилования касались также иностранных граждан, отбывающих наказание в Туркменистане - граждан Афганистана, Ирана, России и других. Так, 1 марта 1999 года был подписан указ о передаче на родину 379 граждан из четырнадцати государств. Согласно официальному сообщению, в это число вошли граждане Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Азербайджана, ряда других государств СНГ, Пакистана, Турции, Латвии и Сирии.
Гыдыр гиджеси
С 29 декабря 1999 года в Туркменистане действует закон о ежегодной амнистии и помиловании в честь священной Гыдыр гиджеси (Ночи Всемогущества) и окончания священного месяца Рамадан - девятого месяца мусульманского лунного года. Согласно этому закону, каждый год на свободу выходят люди, осужденные за «незначительные преступления». В законе предусматривается, что амнистии и помилованию не подлежат совершившие умышленное убийство, захват заложников, изнасилование, контрабанду наркотиков, шпионаж, диверсию, посягательство на жизнь президента, измену родине, а также рецидивисты и бывшие госчиновники, замешанные в коррупции и должностных преступлениях.
Ниязов рассчитывал, что подобный «акт высочайшего гуманизма станет украшением нашей новейшей истории». Однако ежегодные «акты гуманизма» дали повод наблюдателям сделать определенные выводы не только относительно количества заключенных в Туркменистане (так, было отмечено, что в туркменских тюрьмах и колониях побывал практически каждый десятый житель страны), но и характеризовало условия, в которых содержатся заключенные: «Туркменские тюрьмы переполнены. В камере, рассчитанной на шесть заключенных, порой содержится до сорока человек. И если бы не было ежегодной амнистии, благодаря которой на свободе оказывается от 12 до 16 тысяч заключенных, новых осужденных просто было бы некуда помещать».
Одно из самых крупномасштабных помилований эпохи Ниязова после 1999 года было отмечено в 2002 году - на свободе оказалось 16,200 осужденных. Власти уверяли, что это количество составляло 95 процентов всех приговоренных к лишению свободы в Туркменистане. В дальнейшем число помилованных значительно сократилось: в 2003 году - 7,093 человек, в 2004 году - 9,000 человек.
В 2005 году Ниязов решил освободить из общего числа заключенных, которое, по некоторым оценкам, составляло 12 тыс. человек, 7,916 граждан Туркменистана и 229 иностранцев, среди которых 152 гражданина Узбекистана, 29 - Ирана, 21 - Афганистана, 9 - Азербайджана, 6 - Таджикистана, 4 - Турции, 3 - России, 2 - Китая и по 1 осужденному из Белоруссии, Украины и Армении. Тогда же РИА Новости, со ссылкой на Генеральную прокуратуру Туркменистана, сообщило, что «за последние 13 лет на свободу вышли 140 тыс. заключенных».
По оценкам независимых наблюдателей, большинство выходящих на свободу были осуждены за хранение, употребление и распространение наркотиков. Подавляющее большинство - 3,847 человек - были осуждены в 2005 году. 2,520 человек провели в заключении не более 2 лет, и всего 227 человек услышали приговор в 2000 году и раньше.
По данным Генпрокуратуры Туркменистана после помилования-2005 в тюрьмах страны осталось 4,137 «изменников родины, врагов народа, убийц, и бывших госслужащих, причинивших стране ущерб в особо крупных размерах«.
Последняя милость
Акция помилования в канун Гыдыр гиджеси в 2006 году стала последней в жизни Сапармурада Ниязова. Возможно, поэтому она была достаточно многочисленной - более 10 тысяч человек.
«...На сегодняшний день в местах заключения находится 18 тыс. 604 осужденных, освобождая из них 10 тыс. 56 человек, мы продемонстрируем большую заботу государства о своем народе... давайте освободим почти всех женщин и иностранцев, не совершивших тяжких преступлений...» - сказал Ниязов на одном из заседаний правительства.
Выходит, что за прошедший с предыдущей акции год тюремному заключению в Туркменистане подверглись 14,5 тысяч человек, в среднем, по 12 человек в день. Это официальные цифры. Независимые же источники утверждают, что начиная с 2000 года, Ниязов стал приукрашивать свою тюремную статистику и приуменьшать реальное количество заключённых. Предполагается, что в действительности в колониях и тюрьмах с конца 1990-х годов по настоящее время содержится более 40 тыс. человек. Таким образом, акция помилования затрагивает отнюдь не 95 процентов заключенных, как говорил Ниязов, а максимум 15-20 процентов. Особо следует отметить, что в практике туркменских судов почти не отмечено вынесение оправдательных приговоров.
Новая метла
Первый год нахождения у власти Курбанкули Бердымухаммедова был также отмечен значительной по количеству помилованных акцией в канун Гыдыр гиджеси. Как сообщило Государственнои информационное агентство Туркменистана (ТДХ), «президент Туркменистана принял Указ О помиловании лиц, осужденных к лишению свободы, в честь Гыдыр гиджеси, священной для всех мусульман Ночи всемогущества, которая в нынешнем году приходится в ночь с 8 на 9 октября, а также в ознаменование 16-ой годовщины независимости Туркменистана. Амнистированы будут более 9 тысяч осужденных, в том числе и иностранные граждане». В указе отмечалось, что данное решение президент принял «руководствуясь принципами милосердия, человеколюбия, справедливости и гуманизма, в целях дальнейшего укрепления единства и сплоченности туркменского общества и каждой семьи». Хякимам велаятов и этрапов наряду с работниками правоохранительных органов было поручено позаботиться о трудоустройстве вышедших на свободу граждан.
Как сообщали туркменские СМИ, кандидатуры на помилование готовились с участием членов Комиссии по рассмотрению обращений граждан по деятельности правоохранительных органов, учрежденной К. Бердымухаммедовым на пятый день его президентства. В указе говорилось о том, что он принят «в целях дальнейшего развития демократических основ в государственной и общественной деятельности Туркменистана, обеспечения защиты прав и свобод личности, провозглашенных в Конституции Туркменистана, совершенствования порядка рассмотрения обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов».
Проведенная в октябре 2007 года акция помилования в значительной степени разочаровала туркменскую общественность и международные круги. Многие ждали решения вопроса о политических заключенных, уже 5 лет находящихся в полной изоляции от внешнего мира. Тем более, что родственники осужденных по так называемому «делу 25 ноября» буквально забрасывали письмами и жалобами упомянутую выше Комиссию. Поводом для оптимизма послужило также то, что в августе 2007 года совершенно неожиданно были помилованы 11 человек, как минимум двое из которых проходили по делу «ноябристов».
Кроме того, Бердымухаммедов объявил, что так как Комиссия будет работать на постоянной основе, акции помилования будут проходить в Туркменистане поэтапно, в течение всего года, а не только в канун Гыдыр гиджеси, как было принято во времена Ниязова, и будут приурочены к национальным праздникам. «А праздников у нас много!» - отметил президент. Однако больше в 2007 году о заключенных не вспомнили ни ко Дню независимости, ни к Новому году.
В 2008 году практика проведения «малых» акций помилования была возобновлена сначала в канун Дня флага, который отмечается в Туркменистане 19 февраля и совпадает также еще с двумя датами - днем рождения Сапармурада Ниязова и годовщиной вступления на президентский пост Курбанкули Бердымухаммедова. В соответствии с указом президента, «от дальнейшего отбывания наказания, а также от дополнительного наказания в виде возложения обязанности проживания в определенной местности» было освобождено 1269 человек. Все они, за исключением 238 человек, были осуждены в 2007 году, когда руководство страной осуществлял уже К. Бердымухаммедов.
Затем, накануне Дня победы 9 мая были освобождены еще 923 человека, три четверти из них - около 700 человек - были осуждены в 2008 году, около 200 человек - в 2007 году. Акция помилования вновь не коснулась политзаключенных и узников совести.
Таким образом, в текущем году, включая помилованных в канун Гыдыр гиджеси, на свободу вышли 3862 человека. Как говорят независимые эксперты, подобные малочисленные акции - это скорее популистский шаг туркменских властей, желающих показать мировому сообществу, что Туркменистан исповедует принципы гуманизма и идет по пути демократического развития. Внутри страны отношение к подобным акциям неоднозначное как среди населения, так и среди сотрудников правоохранительных органов.
Специально для «Гундогара»