Дайте трудиться
22.10.2008, ? 20 (88) Октябрь 2008, Интернет-журнал "Оазис"
Рашид Ходиев (Aнгрен)
В последнее время не проходит и дня без сообщений СМИ или информационных агентств о трудовых буднях, злоключениях «гастарбайтеров», то есть трудовых мигрантов из Узбекистана. То их насмерть забили камнями скинхеды, то они изнасиловали чью-то несовершеннолетнюю дочь, то их сделали рабом и морили голодом... Вот, некоторые названия последних статей СМИ: «Нелегальные мигранты из Узбекистана наводнили Владивосток героином», «В Крыму больше всего незаконных мигрантов из Узбекистана», «В Подмосковье задержаны 9 нелегальных мигрантов из Узбекистана», «Ушли работать живыми, вернулись в гробах» и т.д.
Узбеки по своей природе - оседлый народ. Чтобы узбеки решились оставить свою семью и покинуть насиженные места в поисках куска хлеба, необходимы очень веские мотивы. Чтобы понять причины, толкающие узбеков к выезду на заработки в разные страны мира, особенно в Россию, Корею, Казахстан, США и в другие страны, необходимо тщательно изучить ситуацию внутри Республики Узбекистан.
Во-первых, «успешно проводимые в Узбекистане реформы Ислама Каримова» не дали тех результатов, на которые надеялись правительство и народ. Правительство продолжает обещать. Обещания его точны, но как у астролога - все сказанное обязательно сбывается, но неизвестно когда, где, с кем и что конкретно. Из-за тотальной коррупции, административно-командной экономики и политической несвободы не удалось и не удаётся запустить рыночные механизмы, создать необходимое количество рабочих мест, особенно в сельской местности. Большое количество населения живёт именно в селах и кишлаках и там проблемы занятости стоят наиболее остро и народ живет очень бедно. Правительство говорит, что «уже побороли инфляцию». А людям осталось побороть чувство голода.
Во-вторых, Узбекистан - это страна Центральной Азии, где до сих пор наблюдаются довольно высокие темпы роста населения. По оценкам Госкомстата, ежегодный прирост населения составляет 300 тыс. человек и более. Таким образом, растет и количество трудоспособного населения. Внутри данного государства без солидных инвестиций и привлечения современных технологий обеспечить всех работой невозможно. Но без действительного реформирования экономики и осуществления демократических изменений в политическом устройстве страны Узбекистану не видать инвестиций.
Реальной причиной трудовой миграции из Узбекистана - сочетание устойчивого демографического роста и политико-экономического застоя. Видно невооруженным глазом, процесс создания новых рабочих мест не поспевает за ростом населения. В такой ситуации тенденция экспорта рабочей силы сохранится и усилится.
Вынуждены искать работу за рубежом в основном мужчины, женщины среднего возраста и молодежь. Но бывает случаи выезда граждан солидного возраста, чтобы наниматься няньками для детей и сиделками у больных. В последние годы наблюдаются случаи, когда даже подростки, закончившие восемь-девять классов, вместо учебы едут на заработки за пределы страны, поскольку труд в Узбекистане оценивается очень низко. По такому поводу, наверное, шутил один известный узбекский журналист: «Жизнь грустная, зато зарплата смешная. Народ Узбекистана настолько обеднел, что голодали даже тараканы в их кухнях».
По словам узбекского экономиста Виктора Ивонина, «сегодня в Узбекистане каждый год школу заканчивают более 450 тыс. детей, и из года в год это количество увеличивается. 10 процентов выпускников идут в вузы, очень небольшая часть - в армию. Остальные выходят на рынок труда». По словам президента Каримова, в сельском хозяйстве в Узбекистане только официальных безработных - более 800 тыс. человек. Было время, когда многие безработные занимались «челночным» бизнесом. Но правительство с середины 2005 года отдало этот рынок крупным закупочным компаниям, таким образом, количество безработных еще больше увеличилось. «И вся эта армия безработных отправляется в Россию», - отмечает Ивонин.
Факт того, что основным фактором миграции из Узбекистана становится экономический застой в стране, не признают руководители государства. По телевидению и радио, в газетах в данный момент еженедельно идут передачи и печатаются статьи о том, что уехать за рубеж - «непатриотично и алчно». Возможно, узбекское правительство боится того, что каждый раз по возвращении на родину мигранты сравнивают жизнь за пределами страны, где есть свободы и права человека, где жизнь более терпима и довольна, с жизнью в своей стране и обнаруживают Узбекистан более слабым и уязвимым. Естественно, они начнут задаваться вопросами: почему в стране с трудолюбивым народом и богатыми ресурсами уровень жизни людей ниже, чем в том же Казахстане или России?!»
Хотя официальные власти не желают говорить о постоянно повышающихся ценах и обедневшем населении, результаты застоя испытывает практически каждый житель страны. Средняя заработная плата, если судить по данным статистики, составляет 50 тыс. сумов в месяц (или $50), однако в сельской местности доходы значительно меньше - до 10-15 тыс. сумов (это $10-15). Если учитывать размеры семьей в кишлаках, то на душу населения показатели еще меньше. В итоге, около 60% населения Узбекистана проживает на доходы, которые меньше $1 в день.
Тяжелое материальное положение семьи, низкий уровень оплаты труда, отсутствие нужной работы, а также дискриминация или опасение дискриминации, опасная и грабительская среда для бизнеса, неверие в «великое демократическое будущее» Узбекистана, вынуждают многих граждан страны всеми правдами и неправдами выехать за пределы отечества в поисках хоть какого-то заработка. Так, по неподтвержденным данным, легально и нелегально в России и Казахстане работают порядка 7 млн. узбеков.
Справедливости ради стоит отметить, что миграция трудовых ресурсов явление не только узбекской действительности и не только данного периода - это естественный экономический процесс. Он протекал и протекает по всей планете в течение многих веков. Хотя миграция рабочей силы сегодня достигла невиданных масштабов, являясь характерной особенностью современного рынка труда, она является определенной чертой мировой экономики в целом.
В Узбекистане трудовая миграция существовала всегда как внутри страны (например, так называемые «гектарщики», выезжающие в южные регионы для выращивания лука, риса и т.д.), так и выходила за её пределы в СССР (в организованных формах трудовых «вахт», «общественных призывов», «оргнабора»). Существовала неорганизованная миграция (в основном, торговля плодоовощной продукцией). Наши отцы везли в другие республики бывшего Союза дыни и арбузы, овощи и сухофрукты.
По исследованиям современных учёных, нынешний период трудовой миграции отличается от предыдущих и масштабами, и характером, и составом участников. Главным образом, изменились направления миграционных потоков. В современное время наметилось три направления миграции граждан из Узбекистана: в Центральную Азию (из приграничных районов в Казахстан и Кыргызстан), в европейскую часть СНГ (в Россию, относительно небольшая часть - в Украину и Белоруссию) и в дальнее зарубежье (в США, Европу, страны арабского Востока), страны Юго-Восточной Азии.
Трудно подсчитать масштаб миграции. По подсчетам узбекских экспертов Л. Максаковой и В. Чупик, не менее 85% миграционных потоков проходит нелегальными каналами и не учитывается официальной статистикой. Около 30% мигрантов считаются неучтенными, 15% - учтенные МВД Узбекистана как выехавшие на постоянное место жительство за рубеж, 1% - учтенные Министерством труда и социальной защиты Узбекистана как трудовые мигранты, 54% - учтенные Федеральной миграционной службой России как въехавшие на три месяца и более.
Интересен в этом плане один подсчет, сделанный еще в 2002 году. Отсутствие контроля заметно в данных статистики: так, в 2002 году Минмакроэкономстат Узбекистана зафиксировал 88 тыс. выехавших из республики, тогда как только Миграционная служба МВД России зафиксировала 384 тыс. узбекских граждан, приехавших в страну на срок более 3-х месяцев и зарегистрировавшихся. Разница в почти четверть миллиона человек!
По данным комитета по миграции Министерства труда и соцзащиты населения Казахстана, изучавшего миграцию в страну с 1999 по 2006 годы, наибольшее прибытие мигрантов наблюдается именно из Узбекистана - 57,6% от общего числа прибывших в Казахстан из стран СНГ. А вот сообщение из Украины: «Больше всего незаконных мигрантов едут в Крым из Узбекистана. По информации отдела по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц ГУ МВД Украины в Крыму, только за два месяца 2008 года было выявлено 289 таких нелегалов. Пограничники же отмечают, что поток нарушителей - выходцев из Узбекистана в 2008 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 40%».
Как рассказывает президент узбекской диаспоры «Умид», председатель региональной общественной организации «Санкт-Петербургское узбекское землячество «Туран» Алиджан Хайдаров, летом в Петербурге работают до 500 тыс. трудовых мигрантов из Узбекистана. «Мы открыли юридическую контору, которая дает консультации по вопросам пребывания в Петербурге. Туда ежедневно обращаются до 50 человек с разными вопросами. Мы стараемся помочь в любом случае - если, например, человек потерял паспорт или подвергается уголовному преследованию. Прибывающим мигрантам мы выдаем информационные брошюры собственного производства, рассказывающие о том, как себя вести в Петербурге. Брошюра издается на трех языках - узбекском, русском и английском. В Москве мы выпускаем газету «Узбегим» на узбекском языке, 3 тыс. экземпляров газеты раздаем узбекским гражданам, работающим в Петербурге».
Год назад из Узбекистана в Петербург совершались два рейса в неделю. В этом году их уже семь. Каждый самолет - это 280 или 190 человек, 80% которых - трудовые мигранты. Причем в Петербург самолеты летают заполненными на 100%, а обратно - всего на 60%. Осенью, когда сезонные рабочие будут возвращаться на родину, картина будет противоположной - из Узбекистана будут летать полупустые самолеты, зато в Узбекистан - полные.
По словам, А.Хайдарова, 90% прибывших рабочих остаются нелегалами. «Бюрократический аппарат легализации мигрантов очень сложный. Для того чтобы собрать все документы и легализоваться, нужно потратить массу времени и нервов. Люди, прибывающие из Узбекистана, готовы легализоваться и платить налоги государству, тем более что им это выгодно самим. Если нелегалы на стройке получают в районе $200, то легальные рабочие - до $1000. Они очень трудолюбивые, работают буквально «на износ», в три смены. Представляете, какую сумму налога можно получить с $1000! Эти деньги идут мимо бюджета в карман милиционеров и миллионеров-работодателей. Ведь каждый раз на улице нелегалу приходится откупаться от патрулей, сумма взятки составляет 100-200 руб.».
Причиной частых проверок и поборов милиция называет высокий уровень преступности, совершаемой мигрантами. Этот же аргумент имеется и у так называемых «скинхедов» и разного рода псевдопатриотов, хотя никакого сравнительного анализа не приводится. Преступники находятся среди всех национальностей.
Есть и другая сторона медали - в Узбекистане живет много русских и казахов. Мигрант, избитый в Москве вернется на Родину и точно так же поступит русским в Ташкенте. Семья убитого в Казахстане узбека «отыграется» на казахах, живущих в Узбекистане.
Как показывает практика, 60-75% из общего числа мигрантов - это сезонные работники, прибывшие на уборку урожая, подсобные работы или строительство разных объектов. Лишь менее 2-3% работают легально или квалифицированными работниками. Основной части узбекских мигрантов официально оформить трудовые отношения с работодателями в других странах весьма сложно. Вот некоторые причины: несоответствие квалификации требуемому уровню; отсутствие профессии или квалификации, которая востребована на рынке; незнание иностранного языка; отсутствие правовых норм страны, в том числе по составлению трудовых контрактов; психологический дискомфорт; неумение «продать» свою рабочую силу, заявить о себе как о специалисте.
Таким образом, мигранты едут в чужие края, чтобы работать строителями и подсобными рабочими, реализаторами на рынках, помощниками в многочисленных кафе и ресторанах. По идее работодатель имеет право трудоустраивать иностранцев только после того, как докажет острейшую необходимость именно в этом специалисте и отсутствии на родине людей такой квалификации. Понятно, что в любой стране нет недостатка в подобной рабочей силе. Но ведь нелегалу платить можно гораздо меньше, довольствуется он самыми спартанскими условиями проживания, не требует оформления соцпакета - в общем, на таком «специалисте» можно сэкономить кучу денег. Поэтому в России, в Казахстане, да и в других странах немало предприимчивых жителей, готовых воспользоваться дешёвой рабочей силой из Узбекистана. Например, в прошлом году в Симферопольском районе Крыма сотрудники отдела управления по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, обнаружили 9 узбеков, которые строили кафе и магазины. Спали они тут же, на стройке, под временными навесами, еду готовили на костре, а получали: в три раза меньше, чем запросили бы самые скромные крымские строители.
Из постоянно проживающих в любой махалле или на любой улице в городах и сёлах Узбекистана обязательно кто-то находился на заработках за пределами страны. У меня, автора данной статьи, два старших брата работают в России. У нашего соседа три сына работают в Казахстане. У другой соседки муж уехал еще в феврале в Ростов, работает строителем. У старушки, живущей напротив нашего дома, сын и невеста уже три года в Подмосковье - живут на даче какого-то олигарха, сын работает сторожем, невеста - уборщицей. Из заработанного «капитала» периодически отправляют матери какие-то суммы.
Как считают эксперты, основными клиентами российских систем денежных переводов являются трудовые мигранты, отправляющие своим родственникам то, что заработали в России. По данным журнала «Коммерсантъ-Деньги», только за первый квартал 2008 года из России в другие страны СНГ было переведено более $2 млрд. Лидерами по переводам являются граждане Узбекистана и Таджикистана. По данным Банка России, «в первом квартале через системы переводов было перечислено $407 млн. в Узбекистан и $384 млн. в Таджикистан. При этом средний перевод в Узбекистан составлял порядка $620». Это было только начало года. Если добавить к этому сумму всех кварталов года, то в Узбекистан только из России официальными каналами переводится свыше $2 млрд. Но мы знаем, что у узбеков больше доверия частным нелегальным каналам, чем банкам. Поэтому основная часть денег поступает в страну нелегально.
Если количество трудовых мигрантов из Узбекистана за пределами страны составляет 7 млн. человек и они отправят в страну по $3 тыс. в год, то ежегодное вливание в экономику страны составляет $20 млрд. Еще в 2005 г., когда Всемирный банк имел в Узбекистане представительство, его сотрудник назвал сумму $15 млрд. Он сказал, что именно «это вливание сдерживает народ от социальных бунтов и объясняет то, почему узбеки терпят этот режим».