Точка в андижанском деле
04.11.2008, ГАЗЕТА.GZT.ru
В ближайшее время может выйти на свободу один из критиков Ислама Каримова.
Три года назад в Ташкенте темной октябрьской ночью был арестован человек, попытавшийся изменить политическую систему в Узбекистане. Санжар Умаров, лидер новой организации «Солнечная коалиция», обращаясь к американским политикам, выступил с резкой критикой подавления демонстрации в Андижане, призывая их способствовать переменам в этой центральноазиатской стране. Не занимавшийся до этого времени политической деятельностью Умаров признавался, что идея создания организации была навеяна киргизской революцией, с легкостью сместившей президента Аскара Акаева. Сам руководитель коалиция не собирался следовать примеру оппонентов Акаева, но выдвинутую им программу действий по политическому обновлению Узбекистана смело можно было причислить к революционным. Умаров изложил их в письме к госсекретарю США Кондолизе Райс по пунктам, ключевым из которых был отказ президента Каримова от львиной доли своих полномочий в пользу нового правительства.
Руководитель Узбекистана известен жестким и властным характером, и представить себе, что он добровольно передаст бразды правления кому-то (по замыслу Умарова, в правительство должны были войти, в том числе, вернувшиеся из эмиграции оппозиционеры) было, мягко говоря, затруднительно.
Неопытного политика могли подвести расчеты на союзников. Преуспевающий бизнесмен, имевший недвижимость в Соединенных Штатах, с большими связями в высших слоях узбекского общества мог, как подозревают, опираться в том числе на «отставников», в разное время отошедших от президента Каримова. Умаров сам намекал на связи с бывшими и нынешними высокопоставленным политиками в окружении Каримова в интервью осенью 2005 года.
Однако в ходе судебного разбирательства ни одно имя не всплыло. Лидер "Солнечной коалиции" был осужден на срок свыше 10 лет по обвинению в экономических преступлениях и неуплате налогов. Адвокаты сочли обвинения сфабрикованными, поскольку их подзащитный не имел в Узбекистане деловых интересов. Политическая подоплека дела была очевидна, и осужденному не помогли ни обращения международных организаций, ни американские конгрессмены.
Узбекистан, наращивавший после 2001 года сотрудничество с США и европейскими странами, сменил внешнеполитический вектор. Отказ допустить международных экспертов для расследования событий в Андижане привел к принятию Евросоюзом санкций, эффективность которых была впоследствии поставлена под вопрос.
Недавно ЕС из всего списка оставил пункт, запрещающий продажу оружия. Если учесть, что Узбекистан и раньше (за небольшим исключением) не закупал оружия в Европе, то санкции можно считать исчерпанными. В плюсе у Запада остались некоторые уступки, на которые Узбекистан пошел. На свободу были отпущены несколько правозащитников, критиковавших правительство за действия в Андижане. Последней по счету оказалась известная правозащитница из Маргилана Мутабар Таджибаева, осужденная в 2006 году на восемь лет. Недавно ей удалось выехать в Германию на лечение, что тоже было поставлено Ташкенту в зачет.
Международное общество прав человека (МОПЧ) в письме в адрес президента Узбекистана высоко оценило освобождение Таджибаевой и обратилось с просьбой помиловать Санжара Умарова «в интересах универсальных гуманитарных ценностей в год 60-летия принятия Всеобщей декларации прав человека».
Будет ли услышан голос авторитетных западных правозащитников? Думается, да. Заключенного Умарова уже перевели в колонию в Ташкент, улучшили условия содержания и разрешили свидания с женой. Обычно подобные послабления предшествуют выходу заключенного на свободу. Узбекистан стремится, как и ЕС, поставить точку в андижанском деле. В том числе освободив тех, кто оказался за решеткой в связи с этими событиями. Санжар Умаров в этом списке был последним