Толчки с PR-ом
12.02.2009 , Интернет-журнал "Оазис, ? 3 (95) Февраль 2009
Шаходат Саибназарова (Душанбе)
В конце декабря-начале января на территории Таджикистана ощущалась серия подземных толчков. Казалось, люди уже привыкли к землетрясениям и ничто не может заставить их волноваться. Морозная ночь с 9-го на 10-е января доказала обратное.
В городе поползли слухи, что именно этой ночью с 23-х и до 2-х часов произойдет разрушительное землетрясение силой 12-15 баллов. С невероятной скоростью эта информация разлетелась по таджикской столице, да и не только. Как оказалось позднее, в эту ночь не спала вся республика. Мерзли под открытым небом жители Куляба и Курган-тюбе, Дангары, Турсунзаде, Ходжента и Хорога. Люди в спешном порядке закутывали детей в одеяла, брали самое необходимое: документы, вещи, небольшую провизию и выходили на улицу. К полуночи дворы многоэтажных домов были переполнены, те, у кого был личный автотранспорт, грелись внутри, либо колесили по городским проспектам. Пожалуй, никогда еще в ночное время не было такого скопления машин на столичных трассах. А сколько было телефонных звонков. Каждый посчитал своим долгом позвонить другу или знакомому. Да! Сотовые операторы прилично тогда заработали. Ведь предупредить спешили родственники и из-за рубежа. Все говорили, что видели на телевидении какую-то программу, где специалисты четко назвали время и час подземных толчков. Правда, что за программа и на каком канале ее видели, никто сказать не смог.
Правоохранительные органы и спецслужбы Таджикистана обещали установить источник ложной информации, пока эта работа ведется. Как сообщил начальник пресс-центра МВД Таджикистана Махмадулло Асадуллоев, руководство министерства выдало особое распоряжение участковым милиционерам и сотрудникам ГАИ во избежание паники провести разъяснительную работу с населением. Но все это уже будет на утро! А пока морозной ночью люди ждали хоть какой-нибудь информации. Не понятно, почему в Комитете по чрезвычайным ситуациям (КЧС) никак не отреагировали. Ведь можно было бы организовать машину, проехаться по спальным районам города и с рупором в руках попросить людей разойтись. А лучше всего организовать на телевидении интервью со специалистами в области сейсмологии. Зрители бы поверили, и хоть какой-то процент населения бы успокоился.
По мнению известного таджикского ученого, академика Сабита Негматуллаева, прогноз землетрясений - это одна из самых сложных проблем современной сейсмологии. «Институт сейсмостойкого строительства и сейсмологии, которым я руководил 39 лет, раньше входил в первую десятку институтов мира по объему работ, проводимых в этой области. У нас была одна из лучших систем сейсмологического и геофизического мониторинга. Были специализированные лаборатории, работали крупные ученые. Институт был региональным центром по прогнозу землетрясений и оценки сейсмической опасности в Центральной Азии и Казахстане. Проводился большой объем работ, направленный на обеспечение надежности зданий и сооружений. Функционировал единственный в мире Ляурский полигон по испытанию зданий и сооружений в натуральную величину с помощью искусственных землетрясений, имитируемых специальными взрывами. Теперь все это в прошлом».
В 2004 году Негматуллаева отстранили от должности директора Института, ему не позволили даже остаться руководителем лаборатории, чтобы завершить свои исследования. Вот уже 5 лет, как ему недоступны результаты научных исследований, которые проводятся в Институте. Однако, академик не отчаивается, благодаря поддержке друзей, он продолжил исследования в рамках НПО «PMP International». «Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству, Швейцарский геофизический институт и канадская фирма «Нанометрик» предоставили возможность вместе с единомышленниками создать современную систему сейсмологического мониторинга. С начала этого года на базе этой системы начала функционировать Геофизическая служба. Она должна обеспечивать объективной, достоверной информацией о сейсмических событиях все заинтересованные организации. Самое главное, эта служба должна обеспечить информацией о сейсмических событиях КЧС и директивные органы для принятия экстренных мер в случае сильного землетрясения. Эти данные должны быть доступны также и иностранным компаниям, которые вкладывают средства в различные проекты на территории Таджикистана», - отмечает академик Сабит Негматуллаев.
Другая сложная задача сейсмологии и сейсмостойкого строительства во всем мире - это сейсмическая безопасность урбанизированных территорий, то есть городов. Это особенно актуально для Таджикистана, территория которого относится к весьма активным в сейсмическом отношении участкам Земли. Сейсмическая безопасность населенных пунктов и объектов в основном зависит от технического состояния зданий и сооружений.
«В 2008 году мы завершили первый этап по разработке сценария последствий сильных землетрясений для многоэтажных домов г. Душанбе. В этой работе, выполненной НПО «PMP International», при финансовой поддержке ЕС и Программы развития ООН, мы учли все очаги сильных землетрясений, которые угрожают городу. К исследованиям были привлечены российские организации: Центр исследований экстремальных ситуаций (ЦИЭКС-ESAS) и Сейсмологический центр Института геологии Российской Академии наук. Кроме того, в работе участвовали ведущие специалисты «Тоджикгеология», Таджикского технического университета, Института геологии, Института сейсмостойкого строительства и Сейсмологии», - говорит ведущий научный сотрудник Института геологии Академии наук Таджикистана Али Бабаев.
«Согласно нормативной карте общего сейсмического районирования город Душанбе относится к девятибалльной зоне. Такой вывод базируется на том факте, что город располагается в Южно-Гиссарской сейсмогенной зоне, прослеживаемой вдоль южных подножий Гиссаро-Алайской горной области по глубинному Гиссаро-Кокшаальскому разлому. В этой зоне в прошлом столетии произошли два катастрофических землетрясения: в 1907 году - Каратагское, интенсивность в эпицентре - 9 баллов и Хаитское, в 1949 году, интенсивность сотрясений - 9-10 баллов. В будущем возможность подобных землетрясений в этой зоне не исключается», - подчеркнул Али Бабаев.
«Если анализ сейсмической уязвимости и сценарий землетрясения для города Душанбе, подготовленный на основе детальной инвентаризации зданий, будет завершен в полном объеме, то можно, не дожидаясь сильного землетрясения, принять меры, направленные на обеспечение сейсмической безопасности города», - так считает академик Сабит Негматуллаев.
«Более того, в случае землетрясения штаб гражданской обороны Душанбе на базе этих данных, выполненных с использованием ГИС-технологий (ГИС - географическая информационная система), имел бы в считанные минуты детальную картину состояния города и все расчеты для проведения работ по ликвидации последствий», - отмечает он.
В исследовании можно увидеть результаты последствия землетрясения: разрушения, общие человеческие потери, в том числе безвозвратные, необходимые ресурсы для спасательных работ, какие неотложные работы следует провести, какая инженерная техника должна работать, каковы будут потребности во временном жилье, а также потребность в основных продуктах питания на 10 суток. Составленная программа должна быть использована службами сейсмической безопасности различных организаций и предприятий. Теперь вопрос только в грамотных кадрах, знающих достижения современной науки. И тогда, возможно, не будет места необоснованным слухам с «предсказаниями сильного землетрясения».