CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Интернет-журнал "Оазис": Душанбе хочет внимания

12 февраля 2009

Душанбе хочет внимания

12.02.2009 , Интернет-журнал "Оазис, ? 3 (95) Февраль 2009

Максим Старчак (Нижний Новгород)

Россия начала новый внешнеполитический год с Узбекистана. В январе новый президент России впервые посетил Узбекистан. Сам визит предварил саммиты двух организаций: ОДКБ и ЕврАзЭС. Ташкент приостановил членство в ЕврАзЭС, и дабы подчеркнуть важность Узбекистана в российской политике и политике данных организаций, нужен был символ сделавший бы его первым среди равных - остальных стран ОДКБ и ЕврАзЭС. Визит как раз таки это и сделал. Стороны подтвердили единство позиций по основным вопросам мировой политики, готовность продолжать углублять сотрудничество по обеспечению региональной безопасности, а также в том, что создание гидроэнергетических станций в центрально-азиатском регионе должно строиться с учётом интересов все соседних стран.

Последнее как предполагается, стало причиной недовольства президента Республики Таджикистана Эмомали Рахмона, грозившегося впервые не приехать в Москву на двустороннюю встречу и саммиты ОДКБ-ЕврАзЭС. В итоге Рахмон приехал только на саммит двух организаций, а до этого поручил МИДу выступить со специальной нотой, в которой выразил недоумение заявлением Президента Российской Федерации об условиях строительства ГЭС. В целом стоит отметить, что Душанбе не первый раз старается сыграть на российско-американском соперничестве, предлагая Вашингтону открыть на своей территории военную базу, а России активизировать строительство ГЭС.

На саммите стало ясно, что закрытие американской базы в кыргызском Манасе имеет свою стоимость. Бишкек получил льготный кредит в размере $300 млн., инвестиций в размере $1,7 млрд. на строительство ГЭС, и $150 млн. безвозмездной помощи. Во многом такое внимание к Кыргызстану связано с выводом американской базы из Манаса, кроме того, Россия получила 48% акций завода «Дастан», производящего торпеды, в счет государственного долга перед Россией.

Закрытие американской авиабазы основной целью, которой были воздушные перевозки пассажиров и грузов в Афганистан, вряд ли стоит рассматривать как политику России. Вышеперечисленные дивиденды, указывают на то, что именно Кыргызстан, оказавшийся в незавидном экономическом положении, вынужден был срочно искать механизмы пополнения бюджета и облегчения нагрузки на него. Так как текущие соглашения с США не давали быстрого решения проблем экономики, отказ от базы мог бы резко привлечь инвестиции России. Что и произошло.

США же сожалеет и находится в переговорах с правительством Кыргызстана. Американские власти верят, что еще не все потеряно и уже задумываются о необходимости выделения грантов и кредитов для сохранения базы, а также ищут замену.

В условиях неидеальных отношений России и Таджикистана, именно Таджикистан может принять военных США. Тем более что Президент республики Эмомали Рахмон потенциально был согласен с размещением американской военной базы, при условии экономической выгоды.

Еще в конце 2001 года Центральное командование США отвергло вариант Куляба (бывшая советская база), из-за плохих условий, хотя она могла предоставить кратчайший доступ к стратегически важной Паншерской долине Афганистана. Как бы там ни было, американцы предпочли не размещать свои базы в непосредственной близости от 201 российской дивизии.

Но сейчас когда нет базы К2 в Узбекистане, идет процесс закрытия базы в Кыргызстане Вашингтон будет вынужден искать альтернативу и вкладывать средства в новую базу для размещения американских ВВС. Не понимать эти перспективы при согласии на закрытие базы в Манасе Москва не могла.

Так, например, делая уступки Исламу Каримову в участии в Коллективных силах быстрого реагирования, по которым Ташкент может сам определять количество своих формирований и мероприятий для их участия, Москва сохраняет Узбекистан в составе ОДКБ. Тем самым, не давая широкого простора для американо-узбекского сотрудничества в военной сфере.

Что касается Таджикистана, то для американцев присутствие в республике это кроме поддержки операции в Афганистане, - первый шаг в развертывании американской обороны на индийскую территорию, шаг, который заложил бы фундамент сотрудничества между Индией и США в сфере обеспечения безопасности. Учитывая стремление России активизировать связи с Индией, как в двустороннем формате, так и в формате БРИК, такое развитие событий вряд ли будет способствовать этому.

Возможно, уверенность Москвы в невозможности размещения американской базы США является то, что в 2005 году России удалось добиться соглашения с государствами-членами ОДКБ, в соответствии с которым члены организации обязаны консультироваться друг с другом в случае запроса третьей стороны о развертывании на территории государства-участника военных баз. Кроме того, после вывода базы из Узбекистана, Вашингтон пытался закрепиться на аэродроме в Хороге на границе с КНР, и этого не произошло.

Реакция Душанбе на заявления по итогам российско-узбекской встречи, отказ Рахмона от визита в Москву в преддверии саммитов должен был дать понять Москве необходимость переговоров и нахождения выгодных решений и для Таджикистана.

Рассматриваемая некоторыми экспертами возможность закрытия 201 базы на самом деле отсутствует. Подобное решение не ударит сильно по Москве, да и никаких дивидендов ни от Запада, ни от Востока Душанбе не принесет. В условиях мирового финансового кризиса крупные мировые игроки, гораздо более озабочены собственной выгоды, и более разборчивы в распределении кредитов и финансовой помощи.

Однако играть есть на чем, вопрос условий транзита через территорию Таджикистана грузов в Афганистан еще открыт. Кроме того, США могут предложить разместить операционную группу, тем самым обойти юридический вопрос о «базе».

Кроме того, возможно, что Россия сама допускает ситуацию с открытием базы или хотя бы с проведением переговоров Вашингтона и Душанбе об её открытии. Положительное восприятие этого процесса и согласие Москвы как союзника по ОДКБ на открытие базы имеет стратегические выгоды. Например, Москва может поставить свое согласие на кон в переговорах с США по проблеме ПРО и/или по сокращению ядерного оружия.

Таким образом, Москва при любом развитии ситуации могла бы выиграть. Однако остается вопрос собственно отношений с Таджикистаном, и здесь при отказе Душанбе на переговоры о размещении американской базы, Москве придется взять на себя обеспечение экономики и этой страны, также как она взяла на себя поддержание экономики Кыргызстана. Сможет ли Москва предложить Душанбе что-либо равноценное помощи Кыргызстану, и не будет ли это идти в разрез с российско-узбекскими соглашениями. Учитывая создание антикризисного фонда ЕврАзЭС и выход Узбекистана из этой организации, Душанбе имеет шансы на широкие возможности в получении финансовой помощи и развитии проектов с Россией в формате ЕврАзЭС без оглядки на Ташкент.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяИнтернет-журнал "Оазис": Толчки с PR-ом
Следующая статьяTrend News : Президент Туркменистана потребовал от национальных телеканалов отказаться от "шаблонов и штампов"