«Фараж»: «Алло, Кремль!» - 2. Россия стала последовательницей Узбекистана?
13 февраля 2009, 15:55, CA-NEWS
CA-NEWS (TJ) - Раньше, особенно на Западе, считали, что страны Центральной Азии являются последователями России. Но сейчас, кажется, все изменилось: Россия стала последовательницей Центральной Азии, а точнее Узбекистана.
«Алло, Кремль!» - 2 Россия стала последовательницей Узбекистана? Газета «Фараж» (Таджикистан), 12 февраля 2009 г. Статья переведена с таджикского языка редакцией газеты «Фараж»
В споре, касающемся воды в Центральной Азии, которые уже несколько лет не дают покоя Узбекистану с одной стороны и Таджикистану с Киргизией с другой, Россия открыто пособничает Ташкенту. В прошлогоднем визите президента Узбекистана в Москву, даже в соглашении двух стран было записано, что Россия придерживается позиции Ташкента. В то время президентом был Владимир Путин, и Ислам Каримов был очень «огорчен» его уходом. Но это сожаление Каримова, скорее имело место в вопросах конкуренции с Казахстаном, но в вопросах, касающихся проблеме воды между Таджикистаном и Киргизией было напрасно. Дмитрий Медведев, новый президент России, на прошлой неделе во время государственного визита в Ташкент, в очередной раз подтвердил, что не будет выходить за установленные рамки Путин-Каримов. В ответ на предложение президента Узбекистана, который желал давления Москвы на Киргизию и Таджикистан в решении водных проблем, Медведев сказал, «каждый большой проект, такой как строительство гидроэлектростанции, должен осуществляться с учетом мнения соседних стран». В его ответе чувствовалась некая угроза с целью устрашения Киргизии и Таджикистана. Он сказал: - Здесь не следует действовать в одиночку, так как это приведет не к результату, а к обострению ситуации, и тогда придется решать проблему не экономическими методами, а политическими, что не исключает вероятность возникновению опасных путей решения противостояния.
Медведев намекает на вероятность начала войны из-за проблемы с водой между Узбекистаном и Киргизии с Таджикистаном. Интересно. Такое «будущее» президент Медведев видит для трех братских народов - таджиков, узбеков и киргизов? То есть вслед за Афганистаном добавятся еще эти народы в качестве жертв в «пиршестве» сильных мира сего?
После этого Медведев объявляет, что заинтересован в участии в строительстве гидростанций в Киргизии и Таджикистане, но без разрешения Узбекистана (читать - Ислама Каримова) он этого делать не будет. Он говорит: -Когда речь идет о сотрудничестве в энергетической отрасли, и выполнении тех или иных заказов, Российская Федерация сторонница того, чтобы каждая страна, которая хочет построить на своей территории что-либо, должна согласовать это с соседями. Она должна доказать что ее проект экологически безопасен и должна представить себя как состоятельного заказчика тех или иных работ.
Во-первых, тут не совсем ясно: эта точка зрения Медведева является как президента России и всей страны, или как знатока, или советника Каримова?
Во-вторых, как понять требования России, в которых она выражает свое желание участвовать в их строительстве? Москва это делает для Узбекистана или для Таджикистана?
Как можно верить «в клятву дружбы и братства» между Москвой и Таджикистаном. Почему Россия изъявила желание принять участие в строительстве Рогуна, если Таджикистан являлся «нездоровым» заказчиком? И почему когда началось строительство «Сангтуда-1», не были учтены взгляды Ташкента?
В-третьих, сам Узбекистан, разве спрашивал разрешения у соседей, когда строил водохранилище в Намангане с помощью Китая?
В-четвертых, Медведев в очередной раз подтверждает, что молод, и не в курсе истории событий. Он не знает, либо делает вид, что не знает: все интриги Ташкента, касательно «проблеме воды» вокруг, прежде всего, Таджикистана и Рогунской ГЭС. И все эти крики, и возгласы, которые сегодня слышны, именно потому, что началось строительство гидростанции. И если Медведеву это неизвестно, следует напомнить: узбекские органы официально сообщили Таджикистану, что загвоздка в решении вопроса передачи Туркменского электричества и проблема с подачей газа, заключается именно в том, что Каримов категорически не согласен со строительством Рогуна.
И Медведев, и Каримов прекрасно знают: строительство Рогунской станции было одобрено еще в советские времена, и не в Душанбе, а в Ташкенте с непосредственной подачи и участия русских специалистов. Этот проект был предусмотрен не для потребностей Таджикистана, а именно для решения недостатка воды в Узбекистане. Теперь Таджикистан всеми возможными средствами доказывает, что его стремлением в строительстве хранилища является экономическое развитие страны, путем еще большего производства электроэнергии. Мы не собираемся перекрывать воду для Узбекистана, и более того, от этого хранилища Узбекистан будет иметь свою выгоду. Сейчас нет особой надобности, повторять те явные истины, которые говорились и доказывались множество раз, что Рогунское водохранилище является экологически безопасным и это было доказано самими институтами Ташкента. Но из-за того, что Ташкент и Москва зная все это, «разумно» не принимают во внимание, можно сделать выводы, что причиной этих «душераздирающих криков» является не экология, а нежелание того, чтобы Таджикистан добился экономической независимости. Другая же причина - это желание присвоить водохранилища Таджикистана. Если Ташкент так беспокоит экология, она с целью еще большей добычи хлопка, не опустошила бы Аральское море. Но сегодня бесстыдно пытается взвалить Аральскую трагедию на голову Таджикистана. В Аральское море должно поступать 6 кубокилометров воды. Но эта вода исчезает на территории Узбекистана.
Разве Кремль не знает всего этого? Прекрасно знает. Но почему сегодня так слепо вторит Узбекистану? Боится Каримова? Нет. Медведева возвели на седьмое небо слова Каримова, в которых говорилось: - Эта проблема (то есть вода, - ред.) обсуждается уже долгое время. Могу сказать даже, что она смакуется на разных уровнях. Прежде всего, я подразумеваю Запад. Но более всех, эта проблема привлекает внимание тех стран, которые надеются его решением, получить возможность оказывать влияния на регулирование водных ресурсов. И сегодня судьба 50 миллионов людей зависит от того, как решится эта проблема...
Кто они - эти 50 миллионов? По приблизительным расчетам: 27 млн -это жители Узбекистана, 6 млн. - Туркмении, 15 млн. - Казахстана. Остались: 6 млн. в Киргизии и 7 млн. в Таджикистане. Итого еще 13 млн.
Каримов предусмотрительно «спекулирует» от имени Туркмении и Казахстана, так как эти две страны никогда не придают такого значения этой проблеме. Они понимают суть вещей. Прежде всего, они знают, что киргизы и таджики столько воды с собой «на тот свет» не унесут. Вода это не такая материя, чтоб ею кто-либо запасался. Сколько бы ни запасались, все равно она уходит, и полные водохранилища можно использовать в летний период. А теперь посмотрим, кто, сколько использует воды? Таджикистан - 12%, Узбекистан - 52% (если когда-нибудь Арал пополнит свои воды, то эта цифра еще увеличится), остальные - 36%. Таким образом, имеет ли смысл говорить за Казахстан и Туркмению?
Во-вторых, в Ашхабаде и Казахстане прекрасно понимают, что «50 млн. людей» имеют газ и нефть. В огромных количествах. Но 13 оставшихся млн. того не имеют, и являются беднейшими странами континента. Они вынуждены использовать для своего развития воду. Но что Каримов? Хочет, чтобы Киргизия и Таджикистан всю жизнь были зависимы и оставались такими же бедными?
Даже ученику первого класса это ясно, но Каримову нет? Он это все понимает, но его цель та, которая приведена выше и еще: втягивать в свои интриги Запад и Америку со стороны Каримова это «бросать пыль в глаза» России. Смысл: смотрите, вас здесь ущемляют. Тут не надо открывать Америку. Как только речь заходит о Западе, у России начинается нервный тик. В то время, как Запад, опасаясь России, никогда не проявляет явного и открытого интереса на энергетические проекты Таджикистана. Даже если и попытается это сделать, то не сможет перекрыть воду Узбекистану.
Правители не должны забывать: таджики и узбеки всегда были братскими народами, и их менталитет никогда не допустит такой подлости, чтобы они закрывали друг другу воду. Таджик сначала протянет пить воду узбеку, а потом сам выпьет и точно так же поступит узбек. Нам даже стало известно, что узбеки периодически очищают протоки огромных каналов Таджикистана, которые пролегают на их территории, чтобы соседи могли без труда пользоваться водой. Тоже самое делают и таджики. Правителям и невдомек, что простой народ не допустит осуществиться их нечестивым замыслам - настроить друг против друга два родственных друг другу народа.
Судьбу нашей воды предопределил Бог, а не Запад. Если бы у Запада были такие намерения, то в этот спор уже давно был вовлечен Афганистан, который находится под его оккупацией. Ведь у Афганистана не меньше прав, чем у Узбекистана на воду в Центральной Азии. Амударья должна приносить больше всего пользы именно Афганистану, и также как сегодня Душанбе претендует на воду, Кабул может в один прекрасный день напомнить о себе. Возможно, тут Каримов может привести в качестве довода соглашение Афганистана и бывшего Союза? Если так, то противоречивыми кажутся претензии к Рогунскому водохранилищу, который является советским проектом? Где же логика?
Выходит, Кремль и Каримов, так же как и в 1992 году снова вступают в сговор. В то время, когда с целью разбить «исламский фундаментализм» и отомстить за строительство Рагуна - основного условия независимости Таджикистана - было пролито десятки тысяч таджикских кровей. Кроме того, Ташкент и Москва прекрасно помнят 1992 год, когда Таджикистан и Пакистан достигли договоренности в деле строительства Рогуна, и 1995 год, когда Асиф Али Зардари, тогдашний министр финансов и нынешний президент Пакистана, сделавший предложение Таджикистану выделить 700 млн. долларов для завершения строительства Рогуна. А взамен он хотел только электричества, а не - «доли», и более того, не «процентов» - чего сегодня желает Кремль. Зардари тогда предложил Таджикистану созвать всех тех специалистов, которые начинали строительство Рогуна. И если они получали зарплату в размере 10000 долларов, то Пакистан им платил бы 16000 долларов. Также он говорил, что если Пакистан приобретет электричество на 700 млн. долларов, то и в будущем будет приобретать его по ценам, установленным на мировых рынках. Это было предложение, которое никто и никогда больше не делал для таджикского народа.
Кремль и Каримов не дали осуществиться мечте Пакистана. Лишили Таджикистан куска хлеба, и сами ничего не добились. Правительство Каримова приняло на себя позицию непримиримого врага по отношению энергетических проектов Таджикистана. Даже на этой совместной пресс-конференции с Медведевым, Каримов, говоря о соседях Афганистана, не произносил имени Таджикистана. И в числе Узбекистана и Туркмении снова говорил об Афганистане. Упорно повторял, что Афганистан является соседом Афганистана. А что же Кремль? Называет с одной стороны Таджикистан стратегическим партнером, а за спиной проявляет столько неуважения? До каких пор Узбекистан будет определяющим звеном во взаимоотношениях между Россией, Киргизией и Таджикистаном? На самом ли деле стоит думать, что Москва стала последовательницей - сателлитом Ташкента?