CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasianhome.org

Шамсудин Мамаев: США на постсоветском пространстве. Базовая аберрация

19 февраля 2009

ШАМСУДИН МАМАЕВ, МОСКВА

19 фев 2009, eurasianhome.org

США НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. БАЗОВАЯ АБЕРРАЦИЯ

В этот вторник президент США Барак Обама приступил, наконец, к исполнению своей «исторической миссии» - он подписал приказ об отправке в Афганистан 17-тысячного воинского подкрепления. Теперь численность американских войск в Афганистане достигнет 55 тысяч человек, причем их будет поддерживать также 30-тысячный контингент войск НАТО. Тем не менее, параллельно Обама в интервью телеканалу CBC подчеркнул, что не верит в победу над движением «Талибан» «исключительно военными мерами». И, как сообщили в Белом доме, Обама тут же позвонил афганскому президенту Хамиду Карзаю и сказал ему, что с отправкой войск начнется новый этап отношений между Кабулом и Вашингтоном. Понятно, что этот новый этап американской глобальной войны с терроризмом, вновь перемещающий ее фокус с Ирака на Афганистан, неизбежно затронет среднеазиатские интересы России. Неслучайно как раз во вторник в Узбекистане появился герой иракской войны генерал Д.Петреус - ныне командующий Центральным командованием США. США ищут замену «Манасу», сделали свой вывод эксперты. Что сразу же вызывает у многих из них, преимущественно либеральной направленности, множество недоуменных (и в то же время риторических) вопросов, аналогичных тем, которые сформулировал на Портале «Евразийский Дом» бывший сотрудник Центра им. Никсона (Вашингтон) Олег Реут.

«С позиций совпадения интересов можно заключить, что ни США, ни Киргизия, ни Китай, ни Россия не желают возвращения талибов к власти. Тогда почему Киргизия намеревается выгонять «Манас» - самое важное на сегодня звено в логистической цепи поставок грузов и людей в воюющий Афган? Почему Россия подталкивает Киргизию к этому шагу, в том числе и используя тяжёлое экономическое положение этой центральноазиатской страны? Почему Китай отмалчивается, полагая, что антитеррористическая солидарность не конвертируется во взаимовыгодные политические и экономические условия?», - вполне резонно спрашивает он. Параллельно демонстрируя блестящий образец аксиоматического американского мышления республиканского розлива: «Президенту США Б.Обаме принципиально важно добиться не просто урегулирования, а эффектной военной победы над международными террористами и транснациональными радикалами. Очевидно, что у столь благой цели не должно быть оппонентов. Под знамёна «борьбы с террором» должны вставать абсолютно все. Для Америки российская зацикленность на проблеме суверенитета выглядит в лучшем случае проявлением ущемленного национального самолюбия, в худшем - прикрытием для почти авторитарного режима, не желающего допускать международного контроля над состоянием процесса демократизации в стране и в регионе».

Как известно, приказу президента США предшествовала поездка в Москву заместителя помощника госсекретаря США Патрика Муна, который договорился здесь о механизме запуска Договора о транзите невоенных грузов через российскую территорию. Что характерно, сам договор был подписан еще на апрельском саммите НАТО, но он не касался вопросов снабжения не входящих в НАТО американских войск. И только приход в Белый Дом более примиренчески настроенной администрации Барака Обамы привел к распространению этого договора также на американские войска. Прорывом назвали это решение в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.«Это чрезвычайно важное для американцев соглашение,- считает эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Андрей Серенко.- По сути это можно сравнить с поставками по ленд-лизу времен Второй мировой войны». Именно с учетом успеха переговоров в Москве США, похоже, приняли решение о переносе сроков переброски 17 тыс. американских военнослужащих в Афганистан», - сообщил «КоммерсантЪ» 13 февраля. Добавив, что «по данным "Ъ", эту операцию Пентагон рассчитывает осуществить сразу после того, как начнется реализация "северного транзита"». Газета, как видим, не ошиблась. Тем более интересно характерное замечание корреспондента Ъ, сделанное по результатом беседы с неназванными чиновниками МИДа: «Несмотря на оптимистичные заявления с обеих сторон, дату начала "северного транзита" пока не называют ни в России, ни в США. Вчера в российском МИДе заверили, что вопрос транзита практически решен, но осталось «проработать детали». Возможно, Кремль ждет от Белого дома уступок по другим важным для себя вопросам. Скажем, по ПРО или расширению НАТО. Как только Вашингтон такую готовность проявит, «проработка деталей» в Москве, скорее всего, тут же завершится».

Исходя из этой цепочки событий и разъяснений анонимных источников Ъ из российского МИД, можно без труда ответить на вопросы Олега Реута - достаточно лишь снять с себя ценностные шоры и подойти к ним с точки зрения российской realpolitik. Речь идет о сформулированной Дмитрием Медведевым после грузинской войны политике создания российской сферы «привилегированных интересов». Сегодня, после прошедших 4 февраля в Москве саммитов ОДКБ и ЕврАзЭС, мы можем констатировать ее первый успех - Средняя Азия де-факто вошла в зону российских «привилегированных интересов». Даже нейтралитет Туркмении и колебания Узбекистана не могут изменить этого факта. Который признается «отмалчиванием» Китая в то время, как Вашингтон по ценностным соображениям признавать его не желает. И, возможно, никогда не признает - фактически именно это утверждает Олег Реут своим описанием того, как выглядит русская политика из Вашингтона. Однако «никогда не говори никогда». Да, Реут прав, когда говорит, что у России нет притягательного Проекта будущего для среднеазиатских стран, и, тем не менее, его логика это логика отмирающего однополярного мира. Мира, в котором правила игры устанавливает исключительно сама Америка и где она может, например, вначале воспользоваться помощью Ирана для борьбы с талибами, а затем причислить его к «оси зла». Россия, как известно, изначально отказывалась играть по подобным правилам игры и забавно, что Олег Реут этого словно не замечает.

«Считается, что военные базы США появились в Киргизии и Узбекистане в результате неких неформальных договорённостей между президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем-мл. осенью 2001 года. Условий /Москвой/ не выдвигалось, однако подразумевалось, что жест будет оценен по достоинству. Соединенные Штаты, со своей стороны, восприняли действия Москвы как нечто само собой разумеющееся - в духе «битвы с мировым злом», объявленной Джорджем Бушем после терактов 11 сентября, вознаграждения за поддержку «сил добра» не предполагалось», - пишет он, ссылаясь на Федора Лукьянова. И далее недоумевает: «Совершенно непонятно, что могло измениться в последнее время, что в свою очередь вызвало необходимость корректировки ситуации. Получается, что Москва чуть вызывающе демонстрирует, что для практического взаимодействия с центральноазиатскими государствами необходимо прежде договориться с Россией. Вашингтон же откровенно не понимает, о каких иных договорённостях кроме безоговорочной поддержки антитеррористической коалиции можно вообще говорить».

Олег Реут глубоко заблуждается. Во-первых, осенью 2001 года Владимир Путин поддержал Джорджа Буша отнюдь не безоговорочно - в ответ Вашингтону пришлось согласиться на зачистку Панкисского ущелья от банды Гелаева. Во-вторых, радикальным образом отношения Москвы и Вашингтона изменило американское вторжение в Ирак. Ну и, наконец, андижанские события, стоившие Америке ее базы в Узбекистане - после них требование о «безоговорочной поддержке антитеррористической коалиции» звучит для России, Китая и Средней Азии просто-напросто нелепо. Тем не менее, любая вера, в том числе и вера в демократию, способна на чудеса аберрации - не исключено, что Америка действительно так и не поняла, как радикально изменила мир ее восьмилетняя война с терроризмом. В таком случае, выдворение американской базы из Манаса является той самой процедурой, которая должна довести до сведения Вашингтона тот факт, что отныне Америка должна уважать определенные «привилегированные интересы» России, касающиеся ее безопасности. Думается, что добившись вначале от НАТО отсрочки в предоставлении ПДЧ Грузии и Украине и разрешив затем новой администрации США, выразившей готовность притормозить размещение американской ПРО в Европе, досрочно начать переброску своих войск в Афганистан, Москва продемонстрировала это достаточно наглядным образом. И если администрация Барака Обамы все же сумеет достичь взаимопонимания с Москвой, то вполне возможно, что и Киргизия пересмотрит свое решение - Бишкек уже дал понять, что вопрос о закрытии базы будет рассмотрен парламентом по итогам российско-американских переговоров.

Автор - политический обозреватель «Евразийского Дома»

19.02.2009

eurasianhome.org

Предыдущая статьяВ.Парамонов/О.Столповский: Погранично-территориальные проблемы в китайско-центральноазиатских отношениях
Следующая статьяАДМИНИСТРАЦИЯ ОБАМЫ ВЫРАБАТЫВАЕТ НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЗАКАВКАЗЬЕ