CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Аптека - базар

8 мая 2009

Аптека - базар

08.05.2009, Хроника Туркменистана

ТИПЧ

Наше расследование

Несмотря на то, что президентом Турменистана является профессиональный врач, проблем с лекарственным обеспечением в стране остается немало.

Типичная сцена в одной из дашогузских аптек:

- Церебролизин у вас есть?

- Да, есть, по 303000 манат за упаковку.

- 303000??!! Но мне надо на курс три упаковки! Это что, 909000, почти что миллион манат?!...

Немолодой уже человек, ссутулившись, отошел от аптечного окошка.

Женщина средних лет моментально отреагировала из очереди:

- Мужчина, а вы идите на «Ныгмат» (один из крупных рынков в Дашогузе) и спросите у продающих лекарства, у них - я точно знаю! - есть церебролизин, и намного дешевле, чем здесь.

Еще секунду назад расстроенный покупатель тут же повеселел и без лишних вопросов покинул помещение аптеки.

На самом деле любой дошогузец, которого коснулась проблема поиска необходимого лекарственного препарата, знает, что альтернативу аптеке можно найти на городских и этрапских базарах. Здесь у нелегальных торговцев можно купить практически все, чего порой не найдешь в аптечной сети. Цены - приемлемые.

Что показал эксперимент

По нашей просьбе добровольные помощники согласились купить несколько дорогостоящих препаратов и проверить при этом, как действует механизм «дерман-базара» (дерман, в переводе с туркменского - лекарство).

В нескольких общеизвестных местах на подступах к «Ныгмату» стоят люди. На первый взгляд, просто стоят и о чем-то как-будто беседуют. Но стоит мимо них пройти, замедлив шаг, или посмотреть в их сторону, как тебя тут же окликнут вопросом: «Что, лекарства нужны? Что именно нужно, говорите!»

А дальше все предельно просто: называешь нужный тебе препарат и его лекарственную форму, узнаешь стоимость, сравниваешь с аптечной, торгуешься и, наконец, договариваешься об окончательной цене. Затем продавец предлагает тебе пройти вместе с ним туда, где он хранит свой товар, либо просто подождать его возвращения.

Наш добровольный помощник подошел к женщине лет 35. Спросил церебролизин и пирацетам - два препарата, назначаемые врачом после перенесенного инсульта.

Думается, нет необходимости говорить, что продавцы медикаментами никаких рецептов не спрашивают, а если и спрашивают, то лишь для уточнения названия препарата и других подробностей его приема.

Итак, церебролизин нашему помощнику удалось выторговать «всего» за 240 тысяч манат за упаковку, потому что он пообещал взять сразу три, как то предписывается на курс. Вспомним, что в аптеке этот препарат реализуют по 303 тысячи, что на 63 тысячи манат дороже; утроив эту сумму, разница получится внушительная - 189 тысяч манат, или более 13 долларов США! Такая вот экономия денег...

Пирацетам в аптечной сети продается за 95 тысяч манат, в то время как «на руках» его можно выторговать за 60-50 тысяч манат. Нашему помощнику не удалось договориться дешевле, чем за 55 тысяч манат за упаковку, хотя и тут ощутимая экономия, к тому же «базарный» пирацетам оказался белорусского производства, в то время как «аптечный» - пакистанского. Многие по привычке склонны доверять лекарствам, произведенным в странах СНГ.

Вместе с женщиной наш помощник двинулся в сторону жилого дома, в котором в одной из квартир она хранит товар. По дороге Энар, так назвалась женщина, рассказала, что на самом деле товар не ее, она просто занимается реализацией, а хозяйкой является другой человек, медстестра госпиталя.

Из истории вопроса

В начале 90-х годов прекратились прежние плановые поставки лекарственных препаратов, и на лекарственных рынках творилась настоящая вакханалия: люди быстро поняли, что реализация медпрепаратов - невероятно прибыльное дело, и стали привозить их отовсюду и продавать! Лекарства - совершенно открыто (!) - продавались на любом рынке, на любом базаре. Дело дошло до подделок и отравлений.

В 1993 году вышел Указ тогдашнего президента С.Ниязова «О порядке реализации лекарственных средств в Туркменистане» (15.01.1993), согласно которому отныне запрещалась реализация этих средств на рынках, коммерческими структурами и другими предприятиями, независимо от форм собственности, а реализация разрешалась только через аптечную сеть.

После выхода данного указа лекарственный бизнес моментально переместился в «подполье». И на какой-то момент даже сократился. Причиной последнего было то, что ввоз и вывоз лекарственных средств, а также их производство, согласно тому же указу, стали осуществляться исключительно на основании лицензий Минздрава страны.

Но тот, кто уже однажды почувствовал, какой доход приносит продажа лекарств, не собирался отказываться от этого прибыльного дела.

Так врач-фтизиатор рассказывает:

- Сотрудники международной гуманитарной организации «Врачи без границ», работавшей в северных этрапах велаята, за 5 лет своего пребывания здесь вылечили сотни больных туберкулезом! В специализированных госпиталях пациенты получали необходимые препараты, причем бесплатно, прием которых проходил под строгим контролем сотрудников MSF. Но стоило только «Врачам без границ» завершить свою миссию в велаяте, как некогда бесплатные препараты вдруг стали платными! Их наши медики стали больным попросту продавать...

Откуда ж лекарства?

Каким образом одно и то же лекарственное средство имеется и в аптечной сети, и на рынке, и самое главное - почему с такой большой разницей в цене?! Другой вопрос: каким образом медсестра имеет лекарственный фонд и продает его, а также куда идут вырученные от продажи деньги?

Наш помощник побывал в одном из медицинских учреждений. И там он обратил внимание на стеклянный шкаф в кабинете старшей медсестры и надпись на стекле дверцы: «тендер». Именно в этом заветном шкафу хранятся препараты, закупаемые государством по так называемому тендеру, или конкурсу среди производителей медпрепаратов и поставщиков, и предназначенные для бесплатного лечения определенных категорий больных.

- Да, - подтвердила на правах анонимности врач одного из этрапских госпиталей, - в каждый стационар отпускаются лекарственные средства, предназначенные для пациентов бюджетных палат. Но персонал госпиталей списывает их и продает. Вот поэтому некоторые дорогостоящие препараты имеют в аптеках одну цену, а на руках другую.

Взять тот же церебролизин. В стационар он поступет бесплатно, так что если его вынести на лекарственный базар и предложить на 50-60 тысяч дешевле, чем в аптеках, все равно «навар» будет ощутимым! То же самое и с другими лекарствами, а также и различными растворами.

По мнению работника управления здравоохранения Дашогузского велаята, закупка лекарственных средств через тендер - это сплошная коррупция от начала и до конца! Поставщики, чтобы выиграть тендер, дают взятку на самом высоком уровне. Затем лекарственные средства поступают в лечебные учреждения, где тоже все завязано на деньгах. Пациенты и их родственники в большинстве своем не знают собственных прав, а потому не требуют бесплатных медикаментов, а по требованию лечащего врача покупают их на свои деньги и приносят в госпиталь. Парадокс заключается в том, что нередко пациент покупает то, что ему изначально полагалось бесплатно...

Куда идет выручка? По словам того же врача госпиталя, деньги распределяют между собой врач, сумевший списать препарат, старшая медсестра, реализовавшая его по своим каналам, а также главврач, без чьего разрешения ничего не делается. Небольшая сумма перепадает таким реализаторам, как Энар с базара «Ныгмат».

Вот такой отлаженный механизм с обеспечением населения лекарственными средствами действует в Туркменистане.

Люди по-разному оценивают ситуацию.

Обычный человек, озабоченный болезнью близкого родственника, буквально молится на нелегальных торговцев медикаментами, у которых можно достать все и по сходной цене, причем в любое время суток.

Учительница одной из школ считает, что государство с такими сырьевыми запасами, как Туркменистан, может себе позволить лечить свой народ бесплатно, а не делить палаты госпиталей на бюджетные и коммерческие.

Чиновник из управления здравоохранения, побывавший в Казахстане, приводит пример этой страны, которая отказалась от тендерных закупок лекарственных средств, тем самым покончив с коррупцией в этой области и создав прозрачность в сфере обеспечении медицинскими препаратами.

Очевидно, что немало и тех, кто категорически против перемен, ведь на кону стоят большие деньги.

А как оценивают ситуацию власти - покажет время.

chrono-tm.org

Предыдущая статьяСовет директоров Азиатского банка развития впервые состоится в Ташкенте - Новости России - ИА REGNUM
Следующая статьяПетр Своик: Ипотечный кризис... ОБСЕ. В Казахстан зачастили эмиссары