Т.Макарова: Правовые аспекты каспийской проблемы и пути их решения.
13.05.2009 ia-centr.ru ::: Экспертная оценка ::
Сегодня Каспийскому региону уделяют повышенное внимание не только Российская Федерация, но и США, ЕС, КНР. Такой интерес был привлечен благодаря богатым энергоресурсам Каспийского моря. Впервые, нефть была обнаружена на Каспии в 1949 году, но тогда не возникало споров о том, кто будет ее разрабатывать. В этот период Каспий являлся «советско-иранским морем», между этими государствами существовало несколько соглашений, регулирующих их правовые отношения на Каспийское море. Еще в 1921 году между Персией и Большевистской Россией был подписан первый равноправный договор, по которому признавались равные права на плавание по Каспию для России и Персии. Договором 1935 года ( о поселении, торговле и мореплавании) устанавливалась 10-мильная зона свободного рыболовства для этих стран. Договор 1940 года ( о торговле и мореплавании) подтверждал положения документов 19921 и 1935 годов, а также устанавливал, что никакое другое судно, не принадлежащее двум прикаспийским государствам, не имеет права плавать в водах Каспийского моря ( статья 13). Водное пространство за границами 10 морских миль осталось в общем пользовании.1 Таким образом, эти три соглашения регулировали правовые отношения двух стран на Каспии в с ферах рыболовства, торговой деятельности и мореплавания. Согласно этим документам, большая часть моря оставалась в общем пользовании.
В 1991 году с распадом СССР, в Каспийском регионе появилось четыре новых государства. Действующие договоры между Ираном и СССР стали в равной степени распространяться на новые прикаспийские государства. Что касается дна и недропользования, Россия в одностороннем порядке позиционировала себя единственным хозяином ресурсов, и новые прикаспийский страны не противились этому факту. Однако ситуация изменилась в 1994 году, когда президент Азербайджана Алиев подписал «Контракт века» по привлечению иностранных инвестиций в нефте-газовую промышленность. Вслед за Азербайджаном, Республика Казахстан и Туркмения тоже начали заявлять свои права на недра Каспия. Такая позиция новых прикаспийских государств вступала в конфликт с позициями Ирана и Росии, которые не желали проникновения в ренион транснациональных корпораций.
Итак, будем считать 1994 год отправной точкой в современном споре по урегулированию правового статуса Каспийского моря.
Кондурова В. Вопрос о правовом статусе Каспийского моря: международное право ответа не дает/ Центральная Азия и Кавказ, 2008, ? 6 (60).
1
В 1995 году на встрече министров иностранных дел «Каспийской пятерки» в Тегеране было принято решение, что юридический статус Каспийского моря необходимо зафиксировать в одном пятистороннем документе. Путем подписания Конвенции предусматривалось урегулирование трех основных вопросов:
- сохранение и управление биоресурсами,
- защита природной среды Каспия,
- недропользование.
Однако из-за различия позиций внутри «Каспийской пятерки», подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря с 1994 года до настоящего момента не представляется возможным.
Рассмотрим позиции прикаспийских государств и причины их противоречий. Изначально Азербайджан и Казахстан настаивали на разграничении моря на секторы. Такой подход де факто сложился еще во время существования СССР. В 1970 году Министерство нефтедобывающей промышленности СССР приняло решение о разделении советской части моря на национальные секторы между четырьмя прикаспийскими союзными республиками (Казахстаном, Россией, Азербайджаном и Туркменистаном). Линии раздела зафиксировали и как административно-территориальную границу. При получении независимости этими республиками административно-государственные груницы были признаны государственными.2 Следственно, Азербайджан и Казахстан требуют установления своих суверенных прав на разработку месторождения в секторах моря, отведенных им еще правительством СССР. Более того, изначально Азербайджан отставивал принцип деления не только водной толщи и дна, но и воздушного пространства. Условие Азербайджана оказывалось неприемлемым, так как возникновение множества государственных границ усложняло бы рыболовство и коммерческую деятельность. В связи с этим РК предложила свой вариант решения проблемы: разделить дно на государственные секторы, а водную толщу оставить в общем пользовании.
Турекменистан изначально, руководствуясь соображениями безопасности и сохранения экологии, придерживался позиции кондоминиума, под которым подразумевалось общее использование не только толщи воды, но и недр Каспия. Со временем, из-за споров по разработке месторождений с Азербайджаном, Ашхабад тоже стал склоняться к разделу моря на секторы.
2 Там же.
2
Позиция России также претерпела эволюцию. На начальных стадиях рассмотрения вопроса о правовом статусе Россия выступала в пользу кондоминиума, аргументируя это фактом юридической силы документов 1921, 1935 и 1940 годов. Однако, как отмечает В. Кондаурова, позиция России после 1994 года вследствие лоббистской деятельности частных российских нефтяных компаний стала меняться. Дело в том, что Кремль выступил против действий Азербайджана, когда тот подписал «Контракт века» с международным консорциумом нефтегазовых компаний, в который входили «Бритиш петролеум», Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики, российская компания «Лукойл». В официальной позиции России тогда говорилось, что она оставляет за собой право применения любых необходимых мер для пресечения международных действий на Каспии. Однако участие «Лукойл» в разработке месторождений Каспийского моря на территории Азербайджана, Правительство РФ стало склоняться к секториальному делению дна Каспия.3
Иран не соглашается с принципом деления моря на секторы по национальным границам. Поскольку вследствие такого деления Ирану отходит самая малая часть. Как отмечает Екатерина Григорьева, журналист газеты Известия: «Иранский парламент намекает, что Тегеран вообще может претендовать на половину Каспия (мол, если в соседней квартире вместо одного человека поселились четыре, это еще не значит, что с ними нужно делиться жилплощадью)»4. Поэтому Иран отстаивает либо де юре действующий режим кондоминиума , ссылаясь на соглашения 1921, 1935 и 1940 годов, либо равное деление моря по 20% каждому государству, на основании того, что в период «советсвко-иранского моря» права прибрежных государств тоже были равными5.
Итак, попытки выработки общего пятистороннего соглашения во второй половине 1990х годов потерпели крах в результате различия позиций прикаспийских государств. Постепенно государства пришли к осознанию того, что подписание единой конвенции -это длительный процесс, который необходимо разделить на несколько этапов. Первоначально необходимо достичь двусторонние соглашения, на основе которых можно приступать к выработке единой конвенции.
3 Там же.
4 www.izvestia.ru/politic/articlel 7578
Кондурова В. Вопрос о правовом статусе Каспийского моря: международное право ответа не дает/ Центральная Азия и Кавказ, 2008, ? 6 (60).
3
Россия выступила локомотивом в процессе подписания серии двусторонних соглашений. В 1998 году на основе ранее выдвинутого Казахстаном предложения разделить дно, а водную толщу оставить в общем пользовании и соответственно «принципу справедливости»6, закрепленного в конвенции ООН по морскому праву 1982 года, между Республикой Казахстан и Российской Федерацией было заключено соглашение «О разграничении дна северной части Каспийского моря по модифицированной срединной
7
линии с целью установления суверенных прав на недропользования» . Модифицированная средняя линия позволяла решить вопрос о спорных месторождениях на стыке секторов Казахстана и России.Там применялся принцип точечной юрисдикции, то есть было принято решение о совместной разработке этих месторождений. К 2002 году подобные соглашения были подписаны между Россией и Азербайджаном, Казахстаном и Азербайджаном, Азербайджаном и Туркменистаном. Азербайджан, настаивавший на жестком делении всего сектора, включая воду, воздушное пространство и дно Каспия, после визита в 2001 году В. Путина в Баку смягчил свою позицию и согласился на раздел дна моря с общей водной толщей и поэтапном отделении всего сектора. В 2002 году Азербайджан и Россия подписали в Москве соглашение о разграничении сопредельных
о
участков шельфа Каспийского моря.
К 2002 году на основе двусторонних соглашений Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан смогли достичь урегулирования вопроса о недрользовании в Северной части Каспийского моря. Однако все острее на повестку дня вставала экологическая проблема, необходимость общей ответственности за экологию Каспия, за сохранность его биоресурсов. Этот вопрос может быть решен только в рамках общего пятистороннего соглашения. К тому не был урегулирован вопрос о недропользованиях с Ираном.
Международная конференция «Каспий: правовые проблемы»/ Международная жизнь 2002, ?4. Там опубликовано выступление юриста, посвященное методологии разграничения: Согласно международному праву, существует метод модифицированной срединной линии (применялся при соглашении между РФ и РК, РФ и Азербайджаном), метод географической срединной линии (применялся при соглашении между Азербайджаном и Казахстаном), метод ресурсного разграничения ( полагают, что использование этого метода могло бы стать ключом к урегулированию расхождений с Ираном). «Принцип срправедливости» означает выбор метода на усмотрение договаривающихся сторон.
7 Кондурова В. Вопрос о правовом статусе Каспийского моря: международное право ответа не дает/ Центральная Азия и Кавказ, 2008, ? 6 (60).
8 Там же.
4
При таком раскладе дел в апреле 2002 года в Ашхабаде (столица Туркмении) первый в истории Саммит Прикаспийских Государств, в котором соответсвенно приняли участие главы государств и министры иностранных дел России, Ирана, Казахстана и Туркмении. Общей Конвенции о правовом статусе Каспийского моря выработано не было, более того государства отказались подписать совместную декларацию по итогам саммита главным образом из-за бескомпромиссной позиции Ирана. Тем не менее, уже сам по себе тот факт, что все прикаспийские государства собрались вместе на высшем уровне является прогрессивным шагом в вопросе пятистороннего урегулирования правового статуса Каспия. Действительно, свидетельством такого прогресса является подписание в 2003 году в Тегеране представителями Правительств пяти прикаспийских стран Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря. Почти три года понадобились на ее ратификацию всеми пятью государствами, и 12 августа 2006 конвенция вступила в силу. Конвенция признавала важность сотрудничества Договаривающихся сторон. Главной целью называлось «защита морской среды Каспийского моря от загрязнения. защита, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов»9. Конвенция предусматривает принцип «доступности информации о загрязнении морской среды Каспийского моря, в соответствии с которым Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу соответствующую информацию в максимально полном объеме»10. Среди причин загрязнения отдельно выделяют деятельность на его дне, в связи с чем предусматривают разработку дополнительных протоколов к настоящей Конвенции. Особое внимание уделяется «защите, восстановлению и рациональному использованию»11 биологических ресурсов. Итак, Рамочная конвенция по защите морской среды -это важных этап в развитии сотрудничества всех прикаспийских государств в вопросах защиты экологии региона. Впервые, согласгно Конвенции, Договаривающиеся стороны сотрудничают в гармонизации правил предотвращения загрязнений, выработки стандартов определения критериев загрязнения. Стороны обязуются организовать контроль путем осуществления индивидуальных или совместных программ мониторинга и создания общей базы данных. Названная Конвенция значительный, но лишь первоначальный этап. На ее основе необходима выработка дополнительных протоколов, а также создание постоянного органа.
Там же. 11 Там же.
5
Эти вопросы, наряду с определением правового статуса Каспийского моря пятью государствами стояли на повестке Второго Саммита Прикаспийских государев, который прошел в октябре 2007 года в Тегеране. В этот раз по итогам Саммита государствам удалось подписать совместную декларацию. Важное значение имело то, что стороны признали «готовность поддерживать регулярные контакты между главами прикаспийских государства, в том числе в пятистороннем формате по вопросам правового статуса Каспийского моря и использования его ресурсов» . Стороны отмечают необходимость расширения сотрудничества в решении экогогических проблем и скорейшего создания постоянного секретариата Конвенции.
Что касается Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, она по-прежнему не была принята из-за позиции Ирана. Можно надеятся на то, в скором времени Иран все же согласится на компромиссное решение, так как на втором саммите были достигнуты важные договоренности в сфере демилитаризации Каспия, что стало хорошей гарантией безопасности для Ирана. Президенты договорились, что территории государств бассейна не будут использоваться третьими странами. Кроме того, ни одна прибрежная страна не будет использовать свои военные силы против прибрежных соседей. Положительным элементом декларации было то, что Стороны договорились о времени и месте проведения следующего саммита - в Баку в 2008 году. К сожаление, на практике не удалось осуществить это намерение, однако в сентябре 2008 года в Баку было проведено 23 заселение рабочей группы по определению статуса Каспия, на котором, по словам замминистра иностранных дел Азербайджана, спецпредставителя президента Азербайджана на переговорах по определению статуса Каспия Халафа Халафова: «был достигнут сдвиг в направлении урегулирования правового статуса моря".13
В заключении резюмируем основные направления и события на пути определения правового статуса Каспия. Можно назвать два взаимозависимых события, которые послужили начало дискуссии. Во-первых, это распад Советского Союза и образование четырех новых прикаспийских государств, во-вторых, как следствие первого, подписание Азарбайджаном «Контракта века» в 1994 году, который положил начало самостоятельной от России политики новых государств в энергетической сфере и проникновение в регион иностранного капитала. С 1995 года начались переговоры между «Каспийской пятеркой» по выработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая должна решать
12
www.rb.ru/inform/34017.html
13 1220674260
6
три вопроса: сохранение и управление биоресурсами, защита природной среды Каспия, недропользование. Имеющиеся противоречия осложняли подписание пятистороннего документа. Поэтому с 1998 - по 2002 год была подписана серия двусторонних соглашений о секторальном делении в Северной части Каспийского моря. А с 2002 года до настоящего момента стороны путем пятисторонних встреч на высшем уровне пытаются урегулировать отношения с Ираном. В настоящее время удолось подписать пятистороннюю Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря.
Используемые материлы и ресурсы:
1) Кондурова В. Вопрос о правовом статусе Каспийского моря: международное право ответа не дает/ Центральная Азия и Кавказ, 2008, ? 6 (60).
2) Международная конференция «Каспий: правовые проблемы»/ Международная жизнь 2002, ?4.
3) Итоговая Декларация Второго Саммита Прикаспийских государств.
4) Ромочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря.
5) www.izvestia.ru/politic/articlel 7578
6)
7