CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Каспийские загадки для Европы : Казахстан. Деловая Неделя

11 июля 2009

Каспийские загадки для Европы

3 июля 2009г. ? 26 (854) , Деловая Неделя

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Азербайджан становится самым надежным союзником Казахстана в экспорте энергоресурсов в Европу

Пока Туркменистан продолжает играть «на повышение» своего статуса в поставках природного газа в Европу, Азербайджан, как и в случае с нефтепродуктами на европейские рынки, решил по газовым вопросам брать инициативу на себя и конкретно договариваться с европейскими странами напрямую по продаже своего газа. Как известно, на «энергетическом саммите» в Праге в начале мая Азербайджан был единственной страной Каспийского региона, которая подписала декларацию о прокладке трубопровода Nabucco. А теперь Баку решил при участии Турции самостоятельно прорубать «газовое окно в Европу».

Тем самым азербайджанская сторона в очередной раз подтолкнула все заинтересованные (и противящиеся тому) стороны к осуществлению проекта Nabucco, который с удивительной периодичностью по несколько раз в году то хоронят, то вновь возрождают. На этот раз Баку дал понять Евросоюзу, что если переговоры по Nabucco будут продолжаться бесконечно долго и безрезультатно, то Азербайджан станет продавать свой газ другим покупателям, а именно: России, Турции и Ирану. И как уже неоднократно бывало со всеми нефтегазовыми комбинациями и вариантами проектов, берущих начало в государствах Центральной Азии, если они действительно заинтересованы продавать свои нефть и природный газ в Европу, им нужно как можно активнее сотрудничать с Азербайджаном. Подобную энергетическую кооперацию Азербайджана с Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном будут всячески поддерживать Соединенные Штаты, для которых такие связи важны будут как с точки зрения региональной геополитики, так и в интересах продвижения на Каспии американского крупного бизнеса.

Газ будет продаваться только по достойной цене и без вмешательства в это дело политики

Нынешняя ситуация вокруг важнейших энергетических проектов, берущих начало в районе Каспия, в последние недели получила несколько новых разворотов. Так, Азербайджан практически договорился с Турцией о транзите своего газа в Европу, а также о новых ценах на газ для самой Турции. Ранее, как известно, Анкара ни в какую не желала превращаться лишь в транзитный маршрут для азербайджанского и центральноазиатского газа в Европу, требуя примерно 15% поставок отдать ей для собственной перепродажи.

Однако в конечном итоге турки согласились только на транзит, а в оплату за азербайджанский газ пообещали платить в два раза больше, чем они это делали ранее (по 240 долларов за тысячу кубометров). Тем самым вновь оживилась дискуссия вокруг многострадального европейского газопроводного проекта Nabucco, который после энергосаммита в Праге в начале мая чуть ли было не отменили полностью за полной несостоятельностью.

Но, как оказалось, хоронили Nabucco рановато, да и сами европейцы понимают, что если переговоры со странами Центральной Азией и Азербайджаном будут и дальше столь же неспешно, как сейчас, продолжаться, то никаких поставок газа из района Каспия Европе вообще не дождаться.

Сигналом тому стала резкая критика, которой Nabucco подвергли азербайджанские руководители. Так, министр энергетики Азербайджана Натин Алиев откровенно заявил, что газ республика будет продавать только тем, кто готов будет за него заплатить достойную и справедливую цену. А в каком направлении такой газ пройдет - в Китай, Иран, Россию или Европу, для Баку какого-то особого политического значения не имеет.

Он также отметил, что, подписав декларацию о намерениях в Праге по прокладке Nabucco, Азербайджан хотел подать Европе своеобразный сигнал к быстрым и эффективным действиям. Между тем ничего с тех пор с места не сдвинулось, и Баку вновь напомнил европейским государствам о необходимости четко и ясно определяться, по каким маршрутам они хотят получать азербайджанский газ.

В связи с тем что никакого особого прогресса у европейцев и поддерживающих их американцев нет в делах и с Туркменистаном (а без газа из этой республики проект Nabucco вообще не имеет никакого смысла, так как газ из Ирана, судя по всему, еще долго не попадет в Европу из-за введенных международных санкций против Тегерана), Баку на самом деле может вполне отказаться от этого давно уже афишируемого проекта, в котором до сих пор нет никакой конкретики.

При этом регулярные саммиты, конференции, встречи как на двустороннем, так и на многостороннем уровне не приводят ни к чему реальному. До сих пор не решено ничего и по источникам, за счет которых труба Nabucco могла бы пополняться, как и непонятно, насколько европейцы вообще серьезно относятся к самой идее Nabucco и ее возможному осуществлению. В той же Европе по-прежнему отсутствует четкий консенсус по проекту, причем не желает выделять под него немалые средства такая страна, как Германия, от которой и во внешней политике Евросоюза, и в ее энергетике многое зависит. К тому же проект Nabucco куда больше политический, нежели экономический, а с политикой у единой Европы как раз таки особого единства (в частности, в плане «большой энергетики») не наблюдается.

Россия похоронит Nabucco, если его не реанимирует Иран

И, наконец, не стоит забывать о том, что Россия - крупнейший газоэкспортер в Европу выступает против проекта Nabucco, а отдает приоритет для Центральной Азии в прокладке Прикаспийского трубопровода из Туркменистана и Казахстана в северном направлении через российскую территорию. На последнее предложение европейцев присоединиться к Nabucco (а оно было сделано в марте) Россия ответила отказом и теперь планирует блокировать все те трубопроводы и проекты, в которых она сама не участвует.

Не даст Россия осушествить Nabucco, используя и нерешеность территориальной принадлежности акватории Каспийского моря. Поэтому какие бы реверансы ни выписывали европейские представители вокруг Ашхабада, Россия в любой момент может элементарно предъявить свои права на каспийский шельф, и вся затея с Nabucco попросту умрет, не родившись.

В то же время европейцы говорят о том, что Nabucco по-прежнему остается приоритетным для них проектом, а деньги на его осуществление они все-таки имеют. И даже при условии нежелания Германии выделять на Nabucco достаточные средства (Берлин готов финансировать в европейских делах только те проекты, которые реальны для осушествления в течение одного - максимум двух лет), Брюссель все же на проект Nabucco надежды не теряет.

И здесь значительную помощь Европе может оказать Иран (естественно, в обмен на европейскую поддержку в отмене международных санкций, которые против Тегерана навязывает всем своим союзникам Вашингтон). Поскольку Россия в Nabucco участвовать не намерена, у Ирана появляются возможности «поиграть» собственным участием в этом газопроводе для привлечения европейцев к сотрудничеству с собой.

Если Азербайджан не особо доволен медлительностью Европы в прокладке Nabucco, то Ирану подобная затяжка времени - только на руку. Ведь если Россия сможет убедить страны Центральной Азии (особенно Туркменистан и Казахстан) продавать ей газ из региона и транспортировать его в Европу по своей территории, то о проекте Nabucco европейцам можно смело забыть. А вот если в это дело сумеет вмешаться Иран, да еще европейцам каким-то образом удастся раскрутить газовые поставки из Ирака и Египта через Сирию и далее в Европу, то все «газовые комбинации», ведущие на Старый континент в обход российской территории, могут стать реальностью.

Напомню, что именно на природный газ из Ирака, стран Персидского залива и Ирана и был рассчитан проект Nabucco, носящий имя знаменитого вавилонского царя - правителя древнего государства, располагавшегося некогда на землях нынешнего Ирака. Однако с учетом продления военных действий в Ираке, а также введения санкций против Ирана в наказание за его ядерную программу Европе и Соединенным Штатам пришлось срочно пытаться вовлечь в проект государства Центральной Азии и Азербайджан.

Между тем Иран может развернуть в свою сторону значительную часть туркменского газа, причем получать его не только для снабжения своих северных районов, но и продавать в качестве компенсации некоторые объемы газа через Персидский залив, и далее в Пакистан и Индию. Также в северные районы Ирана может поставлять свой газ и Россия. Транзитной страной в этом проекте выступит Азербайджан, причем Баку уже договорился с российской стороной, чтобы в случае подобных поставок в Иран, газ ни в коем случае не попадал в Армению.

Странам Центральной Азии стоит выступать с Азербайджаном по газовым вопросам в одной команде

Пока европейцы исходят из того, что иранский газ с южных месторождений в районе Персидского залива вряд ли до конца нынешнего года сможет попасть на европейские рынки (даже если к такому проекту подключится Ирак). Американцы настроены сохранять жесткие санкции против Тегерана, и если иранцы доведут свою ядерную программу до окончательного результата ближе к концу нынешнего года, эти санкции гарантированно еще более ужесточатся.

Поэтому главный нажим Брюссель сейчас оказывает на Туркменистан и Азербайджан, без участия которых любые газовые проекты из района Каспия просто не осуществимы. К тому же лидеры центральноазиатских стран в переговорах с европейцами стали делать ставку исключительно на конкретные коммерческие проекты, в которых четко и ясно прописаны все те выгоды, которые им удастся в случае подписания документов получить.

Именно поэтому представители Туркменистана, Казахстана и Узбекистана не подписали «энергетическую декларацию» в Праге (которая определяла для них лишь словесные параметры сотрудничества, но ничего не определяла с точки зрения финансовых выгод), и именно поэтому эти три республики региона ничего не хотят больше обещать европейцам, какие бы решения по Nabucco не принимал в ближайшее время официальный Брюссель.

И здесь стоит напомнить, что даже если проект Nabucco когда-нибудь и будет проложен, он обеспечит Европу максимум на 4% газом, в котором нуждаются страны континента. Поэтому какая бы «большая политика» в этом проекте единой Европы не была бы задействована, никаких особых финансовых выгод странам Центральной Азии Nabucco не принесет.

Другой вопрос, что страны региона смогут значительно диверсифицировать маршруты своих энергетических поставок на внешние рынки. Да и сама Европа параллельно с Nabucco пытается проталкивать и другие проекты из района Каспия (в частности через территорию Турции и далее в Южную Европу и к берегам Румынии и Болгарии через Грузию под дном Черного моря (здесь надежды европейцев по-прежнему базируются на природном газе из Азербайджана и республик Центральной Азии). Есть еще вариант, при котором Россия может все-таки договориться о закупках если не всего, то большей части азербайджанского газа, а также газа, который могли бы продавать в Европу через Nabucco страны Центральной Азии. В таком случае европейцам придется общаться опять исключительно с Россией, чего в Брюсселе ни при каких раскладах делать не намерены.

В этой связи огромное значение будет иметь налаживание еще более тесных контактов между энергоэкспортирующими странами Центральной Азии и Азербайджаном. Они могут развиваться как в нефтяной отрасли (особенно это касается Казахстана), так и в газовой с учетом того, что Азербайджан для Казахстана, Туркменистана и Узбекистана является естественным транзитным звеном для доставки и нефти, и газа в Европу.

И те разногласия, которые возникли между Азербайджаном и странами Центральной Азии при подписании энергетической декларации в Праге по поводу Nabucco, не должны вводить наблюдателей в заблуждение. Общих интересов и схожести в позициях между этими государствами намного больше, чем реальных нестыковок. Поэтому от того, насколько им удастся объединить свои силы и скоординировать свои позиции на переговорах в области каспийской энергетики, будет во многом зависеть не только будущее проекта Nabucco, но и будущее всей «трубопроводной дипломатии» в этом регионе.

dn.kz

Предыдущая статьяКто развеет миф о честных выборах? : Казахстан. Деловая Неделя
Следующая статьяДля стран ШОС создадут систему спутниковой связи на базе российской системы спутниковой навигации ГЛОНАСС : ASIA-Plus