Узбекские СМИ молчат о событиях в СУАР
21 Июл, 2009 at 11:03 AM, Блог Ферганы.Ру
События в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая (СУАР) не находят отражения в средствах массовой информации Узбекистана. Несмотря на это многие жители и активисты Узбекистана с тревогой воспринимают вести о происходящем в этой частично мусульманской части Поднебесной. Единственное сухое сообщение о событиях в СУАР спустя несколько дней передала только газета парламента Узбекистана «Халк сузи» («Народное слово»), тираж которой не очень велик. Как отмечает узбекский журналист, там нет комментариев, не отражено официальное отношение политиков. Внешнеполитическое ведомство Узбекистана также хранит молчание по поводу беспорядков в городе Урумчи.
Китай является крупным инвестором в экономику Узбекистана и лояльным союзником режима Каримова. «Узбекистан и Китай сегодня динамично наращивают обороты сотрудничества -в прошлом году объем взаимного товарооборота вырос на 43,4 процента и составил почти 1,3 миллиарда долларов, а с января по апрель этого года - 846,5 млн долларов», - рапортовал официальный сайт министерства иностранных дел Узбекистана после ташкентской встречи президента Ислама Каримова с заместителем премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна.
Такого характера информационные отчёты МИД Узбекистана определяют тон и всех остальных материалов СМИ по всей стране, посвященных узбекско-китайским взаимоотношениям.
«Может возникнуть резонный вопрос, почему Каримов не выступил, хотя бы поддерживая официальные власти Китая и их действия, потому, как после андижанских событий первым действия официального Ташкента и Каримова лично поддержал Китай. Тому есть несколько причин», - размышляет в беседе с корреспондентом «Ферганы.Ру» узбекский журналист, пожелавший остаться неназванным.
Так, по его словам, сейчас Узбекистан стремится к сближению с США. Первой ласточкой этих взаимоотношений можно назвать предоставление аэропорта в городе Навои для переброски в Афганистан невоенных грузов США. И сегодня Ислам Каримов больше беспокоится о сохранении этих связей, нежели о реверансах в сторону коммунистов из Китая.
Повременить с официальной поддержкой руководства Китая Каримова, возможно, заставляет и осознание того, что открытая поддержка может возмутить мусульман внутри Узбекистана, считает наш собеседник. По наблюдениям этого журналиста можно заметить, что в своем отношении к этническому конфликту в СУАР узбекистанцы разделились на три группы. Первая и самая большая масса - это бедные слои населения. Вторая это интеллигенция и третья, это власть предержащие.
«Даже если сотрут весь Китай с лица земли, они на уровне слухов обсудят, и все снова будут заняты борьбой за кусок хлеба, им всё сейчас по барабану», - говорит журналист, оценивая восприятие криминальных событий в СУАР представителями первой группы.
А интеллигенция, в основном, встала на сторону уйгуров, которых узбеки поддерживают хотя бы словами, потому что для них это - страдающий народ. Однако у современной интеллигенции Узбекистана нет возможности выйти на митинг и открыто продемонстрировать свое единство с близким народом.
Проправительственная элита ждёт сигналов из Дурменя - резиденции авторитарного лидера Узбекистана Ислама Каримова, считает наш собеседник.
Городское население Узбекистана узнает о событиях в СУАР исключительно через российские телеканалы, которые доступны по кабельным каналам и через параболические антенны. Активисты и оппозиционно настроенные граждане отмечают, что внимательно следят за информацией из Китая по узбекоязычным радиоканалам мировых служб новостей. Там можно услышать репортажи журналистов с места события, им больше доверия, и вся информация даётся в переводе на узбекском языке, чего не делает ни один канал внутри страны, сетуют они.
Наш собеседник считает, что в Узбекистане есть похожие проблематичные регионы, это номинально суверенная Республика Каракалпакстан в составе Узбекистана и города Бухара и Самарканд, где исторически проживают этнические таджики. Возможно, «излишне» детальное освещение ситуации, возникшей в СУАР, в Ташкенте воспринимают как угрозу, как подпитку для вдохновения активистов из проблемных регионов самого Узбекистана.
Так, в Каракалпакстане в последнее время очень часто поднимаются вопросы о независимости и о несправедливом отношении центральной власти к каракалпакам. А лидеры таджикских общин в Самарканде и Бухаре живут под постоянным контролем спецслужб. Они с первых дней перестройки боролись за придание таджикскому языку государственного статуса в Самарканде и Бухаре, за открытие школ и ВУЗов, за свободное занесение в паспорта записи об их национальной принадлежности. Тем и наскучили Каримову уже в первые годы его президентства.
Впоследствии многих лидеров посадили в тюрьмы, после выхода на свободу они оказались под жёстким контролем узбекских властей. Их попытки самоорганизоваться в законные движения или объединения по сей день пресекаются государственными органами.
Тем самым выходит, что ситуация в СУАР для узбекских властей является неудобной темой в любом случае. Возможно, даже в тогда, как консультанты в аппарате Каримова определятся, под каким «соусом» подавать информацию о происходящем в СУАРе, авторитетные учёные, общественные деятели, а также духовные лидеры, живущие в Узбекистане, предпочтут по традиции отмолчаться и отстраниться. Ведь уже много лет в стране политические вопросы находятся в компетенции одного человека - президента Ислама Каримова
«В любом случае Каримов поддержит позицию официального Пекина, а вот когда и как он это сделает, прояснится очень скоро», - говорит узбекский журналист.
Между тем, несколько групп узбекских оппозиционеров, живущих в эмиграции, проявили солидарность с уйгурами и начали активно принимать участие в пикетах. Как рассказывает узбекский журналист, проживающий в Канаде, Улугбек Хайдаров, он вместе с представителями уйгурской диаспоры несколько раз выходил на пикеты организованные в Ванкувере. «Мы держали транспаранты в руках с требованием к властям Китая прекратить убийства уйгуров», - сказал Улугбек Хайдаров. Если в первый раз нас было всего несколько человек, то в очередных наших пикетах число узбекистанцев, поддерживающих уйгуров намного выросло», - сообщил он.