ОДКБ не НАТО
Союзники не уживаются с Москвой
Среда, 26.08.2009, Zerkalo.az
Э.Велиев размер шрифта
ОДКБ для России, безусловно, сегодня имеет первостепеннейшее значение. По замыслу Кремля эта аморфная организация должна явиться именно тем инструментом, который Россия может задействовать для переформатирования постсоветского пространства в ключе противостояния нарастающему давлению со стороны США в пользу своих геополитических интересов. С этой точки зрения мотивы создания такой организации вполне понятны. Но непонятно другое, а именно: каким образом Москва собирается сохранить эту абсолютно искусственную организацию, не дать ей развалиться? Притом, что вся эта конструкция построена из участников, у которых нет единых целей и при этом совершенно разные задачи.
Таким образом, ОДКБ вопреки усилиям Москвы никак не может походить на НАТО, как было задумано изначально. То есть у Кремля никак не получается посредством ОДКБ перейти от тактики пассивного сдерживания внешних ударов со стороны НАТО и США к стратегии активного противодействия американской экспансии на постсоветском пространстве. Что интересно, любое проявление лояльности стран постсоветского пространства по отношению к НАТО вызывает в Москве иногда неадекватную реакцию, пусть и в форме заявлений.
Итак, Киев готов прибегнуть к помощи НАТО для противодействия сепаратистским настроениям в Крыму, заявил постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин. По его словам, в этом заключается главный смысл подписанной в Брюсселе дополнительной декларации к Хартии об индивидуальном партнерстве Украины и НАТО. Документ подписали в пятницу генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен и посол Украины при НАТО Игорь Сагач.
"Анализ этого документа показывает, что он подписан ради единственной фразы, согласно которой Киев имеет право в случае "возникновения угрозы территориальной целостности Украины" созвать экстренное заседание Комиссии НАТО-Украина", - подчеркнул Рогозин. По его словам, в идее созыва такого заседания "нет никакой проблемы - поговорят и разойдутся".
"Однако само появление этого документа свидетельствует, что, погрузив Украину в пучину турбуленций, президент Виктор Ющенко готов обращаться за помощью к иностранному военному альянсу в случае усиления сепаратистских настроений в проблемных регионах, а ни для кого не секрет, что таким регионом в Украине является Крым", - заключил он. По его словам, у этой декларации есть и второе значение, которое заключается в стремлении Ющенко сделать процесс вступления в НАТО необратимым и "вынудить своих преемников, кем бы они ни были, следовать этим курсом" (ИТАР-ТАСС).
Как бы то ни было, но приходится констатировать, что те действия, которые Москва в последнее время предпринимает: по укреплению ОДКБ, по созданию корпуса сил оперативного реагирования - являются подготовкой к следующему, "постамериканскому" этапу развития ситуации на постсоветском пространстве.
Однако, как видно из подобных заявлений, у Москвы на сегодня полностью отсутствует четкое представление о том, что будет происходить и что придется делать. Например, если с Украиной у России уже выработалась хоть какая-то форма диалога, хотя и не носящего цивилизованного характера, то, как Москва будет строить отношения с Ташкентом, не вполне понятно.
Дело в том, что представители силовых структур Узбекистана не будут принимать участия в совместном комплексном учении (СКУ) ОДКБ, которое начнется 26 августа и пройдет в три этапа на территории России, Беларуси и Казахстана, сообщил "Интерфакс-АВН" во вторник высокопоставленный военно-дипломатический источник в Москве.
Узбекские "силовики" не примут участия не только во втором и третьем этапах маневров, где будут задействованы воинские подразделения, но и в первом этапе, когда предстоит отрабатывать военно-политические аспекты коалиционного взаимодействия. Такая позиция Узбекистана обусловлена его мнением по участию в структурах Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ.
Учение ОДКБ по теме "Подготовка и применение Коллективных сил оперативного реагирования и воинских контингентов Вооруженных сил государств-членов ОДКБ в интересах обеспечения коллективной безопасности" начнется в среду и продлится до середины октября.
Начнем с того, что Кремль предполагал, что ОДКБ, а особенно недавно созданные Коллективные силы оперативного реагирования являются не только одним из инструментов сохранения политического влияния Москвы на правящие элиты Центральной Азии, но и своеобразной гарантией их самосохранения. Россия через возможности КСОР как раз и намерена была такую поддержку предоставить. С другой стороны, Москве представлялось, что Центрально-Азиатскому региону эти самые силы быстрого развертывания необходимы как воздух. И поэтому в силу этих мнимых и неявных угроз российскому влиянию в регионе Москва продолжает гнуть свою линию по военной интеграции региона с Россией. Это происходит потому, что Россия сегодня не может предложить крупных инвестиционных проектов, а чтобы присутствовать в регионе, она вынуждена укреплять свои военно-политические позиции. Сегодня Москва проводит активную пропагандистскую кампанию, призванную популяризовать идею КСОР. Так, по утверждению ряда наблюдателей, одним из главных слоганов, взятых на вооружение, стали слова президента Медведева: "КСОР будет не хуже, чем НАТО". Эти слова выдают истинное предназначение кремлевской инициативы - поднять ОДКБ до уровня, который позволил бы организации претендовать на равноправное партнерство с НАТО. А это, в свою очередь, позволило бы ОДКБ под руководством Москвы взять на себя роль главного гаранта безопасности на всей территории региона, вытесняя оттуда военное присутствие США.
Очевидно, что Россия использует ОДКБ, в частности, КСОР, в качестве инструмента для решения собственных геополитических целей в регионе. Несмотря на декларируемую причину создания КСОР как некоего противовеса НАТО, большинство экспертов единодушно утверждают, что создаваемая структура в составе ОДКБ может стать своего рода "дубинкой" для непослушных Кремлю соседних стран, в первую очередь Украины, Грузии и Азербайджана.
Эксперты указывают на несостоятельность аналогий ОДКБ с НАТО. По их мнению, союз суверенных стран предполагает правило принятия решений консенсусом, то есть наличие право вето. На этом праве базируется функционирование НАТО, чего нельзя сказать в отношении ОДКБ. Право вето позволяет малым странам уживаться и согласовывать интересы в одном союзе с крупными. В правилах процедуры ОДКБ право вето также прописано. Однако игнорирование российским руководством позиций Беларуси и Узбекистана относительно КСОР подрывает основы ОДКБ.
Таким образом, Россия стремится придать международный статус своим возможным военно-политическим операциям на просторах СНГ, но пока ей это не удается. Ведь по сути КСОР призваны стать своеобразным "региональным полицейским", "жандармом" России, позволяющим контролировать процессы, а также обеспечить всевозможные поводы для интервенции в соседние страны.