CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Женщины: право на жизнь? : Интернет-журнал "Оазис"

28 августа 2009

Женщины: право на жизнь?

? 16 (108) Август 2009, Интернет-журнал "Оазис"

Малика Матгири (Алматы)

Распад СССР оставил наедине советских женщин с серьезными политическими, экономическими, социальными и культурными переменами, которые, возможно, и обеспечили переход от образа домохозяйки (уровень простого народа) или образа крепкого тыла (жены партийных работников) к образу женщины «я сама» - образу женщины СНГ.

Согласно статистическим данным за 2008 г., «женщин во власти» в Казахстане этот процент составляет 12,7%, в Беларуси - около 29,1%. В Таджикистане, Молдове и Кыргызстане количество женщин - политиков тоже растет. На сегодняшний день женщина претендует на пост президента в Украине. Она отстаивает права своего мужа в Казахстане. Она умирает за права человека в России.

Республиками СНГ была ратифицирована Конвенция о ликвидации дискриминации женщин (CEDAW) и создан ряд социальных фондов в помощь женщинам, например, «Казахстанский Фонд культурного, социального и образовательного Развития» (ОФ КФКСОР), который был основан 31 декабря 1999 г. в Алматы как неправительственная некоммерческая организация.

«Фонд управляется женщинами и работает для и во благо женщин - говорит вице-президент КФКСОР Клаудия Вальбуэна. - Основное направление, над которым мы работаем сейчас - это сельская местность. Женщина - пожалуй, самый значимый человек в семье, т.к. от её благополучия зависит благополучие остальных членов семьи и общества, в целом».

Однако, как заявила в одном из интервью, директор регионального офиса ЮНИФЕМ по СНГ Дамира Сартбаева, отсутствие действенных механизмов привеодит к неэффективности действующих законов. Так, в СНГ до сих пор встречается ряд гендерных проблем, в частности, доступ женщин к принятию решений и экономические права женщин. Согласно результатам исследования ассоциации «Женщины-предприниматели Таджикистана», из более 700 тысяч таджикских предпринимателей только 3% женщины. Вовлечение женщин в политику, хоть и состоялось, но идет медленными темпами.

Вице-президент Вальбуэна рассказывает о том, как справляется фонд КФКСОР с проблемами гендернего неравенства в Казахстане: «В 2005 г. у нас стартовал проект «Права человека и роль женщины в обществе», который спонсировался Европейской инициативой в области демократии и прав человека. Он длился в Алматы в течение одного года. Особенностью проекта являлось использование методики «мультиплицирования», по которой обучалась небольшая группа из 20 волонтеров. Эта группа волонтеров потом передавала знания вторичным участникам - их было 600 человек. Цель проекта - мотивировать молодых женщин в Алматы и других городах Казахстана активно участвовать в общественной жизни, обсуждение вопросов гражданской позиции и прав женщин. Другой проект «Роль женщины в казахстанском обществе» длился в течении дух с половиной лет. Методика та же, что и в проекте 2005 г. В 2006 г было 640 участников, в 2007 - 738».

Восточная или азиатская сторона бывшего СССР, пока еще, представляет более нерешительных женщин. В России практика отстаивание прав женщиной популярней: жены ветеранов, «матери Беслана» и известные женщины - журналисты и правозащитники, являющиеся связующей нитью между пострадавшими и теми, кто может им помочь.

Все бы хорошо, но кто защитит права самой правозащитницы? Так, мы лишились Анны Политковской, а вскоре и Натальи Эстемировой. Ирония судьбы: 5 октября 2007 г. в Лондоне Наталье Эстемировой была вручена первая ежегодная премия имени Анны Политковской, а через 2 года её убьют так же варварски, как и Анну.

«Судьба пересекла нас в Варшаве. Она увидела в списке заявленных участников конференции мои данные, поняла, что я чеченка, и нашла меня сама - рассказывает Амина Гайсултанова, правозащитница из Казахстана. - В периоды нашего редкого общения мне часто было неловко от того, что она там, а я здесь. На что она мне говорила: «Сиди, мать, где сидишь, тебе с твоей горячностью сюда нельзя - убьют на второй день».

Наташа Эстемирова родилась в 1959 году в Саратовской области. Закончила исторический факультет Грозненского университета, работала учителем истории в грозненской школе, а затем занялась правозащитной журналистикой. Работая на грозненском телевидении, сняла 13 передач о людях, «попавших в жернова российской карательной системы». Так же она была пресс-секретарем Организации узников фильтрационных лагерей. К началу второй чеченской кампании Эстемирова уехала в Адыгею, но уже в октябре 1999 г. при помощи члена правления общества «Мемориал» Светланы Ганнушкиной вернулась работать в Чечню, а ещё через полгода переехала в Ингушетию и стала сотрудником правозащитного центра «Мемориал».

Через 10 лет Ганнушкина скажет о своей соратнице: «... Я видела её тело, я с ней попрощалась. У неё две маленькие раны в области сердца и контрольный выстрел в голову... Не думаю, что это преступление будет раскрыто. Но эта кровь, безусловно, на руководстве республики. Эта кровь на тех, кто с азартом защищает права ровно одного человека, его право делать все, что угодно. Это право ему дано российской властью, и это называется «стабильность» по-чеченски. Фактически и «Мемориалу», и Наташе угрожали уже не раз. Недавно появилось интервью уполномоченного по правам человека по Чечне Нурди Нухажиева. Он обвинил нас в том, что мы устарели и «не видим позитива».

Наталья Эстемирова была похоронена 16 июля в селе Кошкельды Гудермесского района Чечни. У неё осталась 16-летняя дочь Лана.

«Тяжело говорить о ней, - делится Гайсултанова. - Накануне, когда мы общались online, она написала мне: «Завтра у меня может не быть Интернета, я рада, что ты у меня есть». А я даже не успела ответить, была в другом кабинете и не увидела. Это так нехарактерно было для неё, что я даже знак какой то в этом теперь вижу. Как будто она прощалась»...

Рамзан Кадыров еще 15 июля заявил о том, что взял под личный контроль расследование преступления, связанного с убийством Натальи Эстемировой, назвав его «чудовищным» и пообещал, что «помимо официального намерен провести также неофициальное расследование преступления в соответствии с традициями чеченцев».

Итак, Россия, старший брат в СНГ, уже играет в игру «правозащищающей», выставляя за линию неугодных игроков. Пока Казахстан только на пути становления, обучая женщин их же правам. Что будет завтра, когда женщина Казахстана станет неудобной властям и будет говорить открыто, как это делали Политковская и Эстемирова?

Казахстанские женщины ступают мягко и действуют пока осторожно через сильных игроков-мужчин. Но это вопрос времени. Постепенно их шаги будут все увереннее, речь станет откровенной, без присущей восточной дипломатии прямолинейности. Как тогда, станут ли меры устранения неугодных, такими же, как и в России?

ca-oasis.info

Следующая статьяДипломат США и президент Афганистана "разругались из-за выборов" : BBC Russian