Победное фиаско афганского президента Трудный выбор Барака Обамы
2 октября 2009г. ? 37 (865), Деловая Неделя.
Искандер АМАНЖОЛ
На минувшей неделе Независимая избирательная комиссия (НИК) Афганистана наконец-таки завершила обработку 100% бюллетеней. И вновь обнародованные итоги президентских выборов названы предварительными результатами, согласно которым победу в первом туре одержал действующий президент Хамид Карзай, за которого проголосовало около 55% электората. Его основной соперник - бывший глава афганского МИДа д-р Абдулла Абдулла - занял второе место, за него отдали голоса порядка 28% избирателей. Но до оглашения победы Карзая еще далеко, согласно заявлениям представителей НИК, окончательные итоги, возможно, будут объявлены в течение ближайших 10 дней. Поэтому в отличие от предыдущих выборов никто из мировых лидеров не поспешил поздравить Карзая с победой. Интрига сохраняется. Как считают наблюдатели от ЕС, масштабы подтасовок дают право оппозиции считать состоявшиеся выборы нелегитимными. В предвыборном штабе «основного» кандидата это мнение успели назвать «безответственным», при этом была допущена неслыханная доселе бестактность - ЕС было рекомендовано не вмешиваться во внутренние дела Афганистана. Видимо, вскоре так оно и будет, во всяком случае, есть симптомы к этому. Но ситуация накаляется. Продолжает работать комиссия по рассмотрению претензий и жалоб на нарушения, допущенные в ходе выборов. Так что надежды д-ра Абдуллы на второй тур могут оправдаться. Но для Карзая это еще полбеды. Вероятно, что неприятные новости из Вашингтона заставят афганского президента поверить в то, во что верить нет никакой охоты, - не только талибы, но и весь мир ополчился против него.
Дилемма Обамы
Командующий силами США и НАТО в Афганистане генерал Стэнли МакКристал поставил президента США Барака Обаму перед дилеммой: либо в следующем году Вашингтон увеличит свой 62-тысячный контингент в этой стране, либо, если это требование не будет выполнено, то «афганскую миссию» можно признать проигранной и следует приступить к подготовке вывода войск. Его точка зрения стала достоянием общественности после того, как на сайтах двух ведущих американских газет The New York Times и The Washington Post появились выдержки из оказавшегося в их распоряжении датированного 30 августа секретного 66-страничного доклада МакКристала главе Пентагона Роберту Гейтсу. В нем говорится, что в течение этого года талибам удалось достичь «значительных военных и пропагандистских успехов», вследствие чего ситуация грозит выйти из-под контроля. Прогнозируя дальнейшее развитие событий, МакКристал отмечал: «Неспособность перехватить инициативу в ближайшей перспективе сделает реальной ситуацию, когда победа над мятежниками станет уже невозможной». Тем не менее, еще не все потеряно: «Хотя ситуация серьезная, успех еще достижим». Ее еще можно изменить в свою пользу, но в условиях, «когда талибы находятся на подъеме, войскам коалиции придется проводить гораздо больше масштабных и рискованных операций», - считает МакКристал. В мае этого года он сменил Дэвида МакКирнана на посту командующего силами США и НАТО. По мнению экспертов, весь период своей службы в Афганистане тот бомбардировал Роберта Гейтса настойчивыми требованиями увеличения американского военного присутствия в стране, что привело к утрате взаимопонимания между ними. От МакКристала ожидали, что вскоре тот представит Белому дому новую военную стратегию США в Афганистане, но, похоже, что эти ожидания не оправдались. Четыре месяца спустя после своего назначения МакКристал занял ту же позицию, что и его предшественник, с одним лишь отличием, заключающимся в том, что «США должны сконцентрироваться на защите мирных и лояльных афганцев от талибов». Но в нашем представлении, отделить зерна от плевел будет крайне сложно. Днем талибы - мирные дехкане, торговцы, водители, а ночью - боевики. В будни они благонадежные чиновники разных ведомств, а по воскресным дням берутся за оружие. Отсюда и нехватка ресурсов. И если в скором времени эту проблему не решить, то конфликт затянется, а это означает «серьезные потери, как военного, так и финансово-политического характера». Эксперты в Вашингтоне отмечают, что речь может идти о дополнительном 30-тысячном контингенте. Кроме того, генерал предлагает увеличить численность афганской армии с нынешних 92 тысяч до 240 тысяч. Еще немного, и численность правительственных войск сравнится с численным составом армии Саддама Хусейна. Содержание таких вооруженных сил Афганистану не по карману, так что ее финансовое обеспечение целиком ляжет на партнеров по антитеррористической коалиции. Что касается иностранных военных, то их численность уже приблизилась к отметке 100 тыс. человек.
По информации агентства Reuters, некий влиятельный законодатель-демократ призвал Обаму не повторять «непродуманную» политику администрации Буша. В итоге президент США высказался против принятия поспешных решений в этом вопросе. Такая осторожность вызвана растущим недовольством американского общества. Как следует из последнего опроса CNN, если в апреле этого года военные действия США в Афганистане одобряли 53% американцев, то в сентябре этот уровень упал до рекордно низких 39%. В то же время 58% американцев выступают против продолжения войны в Афганистане. С этим Обаме приходится считаться. Принятие им решения о посылке дополнительного контингента может не только вызвать активное сопротивление в конгрессе, но и повлечь за собой дальнейшее падение его рейтинга. В настоящее время он составляет немногим более 50%. Нельзя сказать, что американский президент окончательно отверг требование МакКристала, но, как заключают аналитики, первая реакция Барака Обамы на инициативы военного командования США в Афганистане свидетельствует, что Белый дом пока не готов дать этим предложениям зеленый свет. В воскресенье вечером в ходе телевизионного интервью четырем американским каналам CNN, ABC, CBS и Univision президент Обама подчеркнул, что не будет во всем соглашаться с Пентагоном и будет тщательно взвешивать решение об отправке в Афганистан дополнительного контингента.
Надежды юношей питают
По словам источника Reuters, НАТО рассчитывает пополнить контингент Международных сил по поддержанию мира в Афганистане, в первую очередь за счет Великобритании, Германии, Франции, Италии и Польши. Великобритания, Германия и Франция имеют самые многочисленные из стран Европы воинские контингенты в Афганистане, численностью 9,4 и 3,2 тысячи военных соответственно. В общей сложности в стране дислоцирована 21 тысяча европейских военных. Но большинство стран-участниц коалиции не планируют расширять свое военное присутствие в Афганистане, более того, лидеры Великобритании, Германии и Италии изучают вопрос о выводе своих воинских контингентов. Симптоматично, Лондон и Париж придерживаются мнения, что вместо отправки в Афганистан новых подкреплений для ведения боевых операций против повстанцев НАТО следует сосредоточиться на подготовке кадров для афганских сил безопасности. 22 сентября австралийские власти объявили, что не планируют расширять свое военное присутствие в Афганистане. Глава МИДа Стивен Смит подчеркнул, что австралийское правительство рассмотрит запрос об увеличении числа гражданских инженеров и строителей, которые занимаются восстановлением разрушенных войной афганских провинций. Вдвойне примечательно: The Washington Times советует Белому дому обратиться за помощью к России и рекомендует просить Кремль направить регулярные войска и части особого назначения в Афганистан для борьбы с талибами. И, видимо, такие предложения со стороны Вашингтона уже делались. Российская пресса сообщает, что на позапрошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров «в очередной раз дал понять», что Москва не планирует своего участия в военных операциях на территории Афганистана. Что касается США, то, по мнению источников Reuters в Вашингтоне, «будет проведен тщательный анализ, призванный выяснить, эффективна ли еще военная стратегия, которая применяется уже шесть месяцев». При этом они подчеркнули, что афганские выборы и их влияние на общественное мнение будут ключевыми вопросами анализа. По их мнению, для успешной борьбы с «Талибаном» нужно определить, в какой мере пользуется поддержкой народа действующее правительство и признает ли он Карзая легитимно избранным президентом, если его объявят победителем на выборах? В свою очередь, по телеканалу CNN выступил Хамид Карзай. Он доблестно сказал: «Запрос об увеличении численности военных - это логичный вопрос, и мы его поддерживаем». Как сообщают мировые СМИ, из-за многочисленных нарушений, выявленных в ходе президентских выборов, Вашингтон не склонен безоговорочно признавать победу Карзая. По оценкам европейских наблюдателей, из 1,5 млн. «сомнительных» голосов 1,1 млн. отдано за действующего президента, 0,3 млн. - в пользу Абдуллы, а еще 92 тыс. - за независимого кандидата Рамазана Башардоста. Предвыборный штаб д-ра Абдуллы уже отказал комиссии в доверии и потребовал, чтобы проверкой фактов нарушений занималась новая команда.
Эксперты предполагают: чтобы итоги выборов в глазах народа стали легитимными, необходимо проведение второго тура голосования. Вместе с тем время не терпит отлагательств, затягивание сроков объявления окончательных результатов уже привело к повышению цен на товары первой необходимости. Об этом 23 сентября заявили журналистам в Торгово-промышленной палате Афганистана (ТПП). По словам предпринимателей, афганские рынки традиционно крайне чувствительно реагируют на политические события в стране и мире и сложившаяся ситуация с объявлением результатов выборов заставляет их воздержаться от ввоза товаров в нужных объемах. Как сообщает афганский телеканал «Лемар», по данным министерства финансов, многие инвесторы воздержались вкладывать средства в экономику страны в период выборов. По обнародованным министерством данным, если за три первых месяца текущего года в казну поступило 5,5 миллиарда афгани, то за последующие три месяца эти показатели сократились до 4,5 миллиарда. Спад чувствителен, и, несмотря на определенную долю оптимизма, испытываемого ими, они признают, что прошедшие выборы породили среди национальных и иностранных инвесторов определенные опасения по поводу развития ситуации в стране.
Касаясь других аспектов доклада МакКристала, газета Los Angeles Times отмечает, что в очередной раз в нем говорится о наличии у военных США доказательств того, что спецслужбы Пакистана и Ирана оказывают помощь талибам. Уже на следующий день после интервью Обамы американским телеканалам афганский лидер подверг критике находящиеся на территории страны иностранные войска «за неэффективность в борьбе с экстремистами в Пакистане». По данным генерала, боевики «Талибана» получают помощь от некой группы в недрах пакистанской межведомственной разведки (ISI) и одного из иранских спецподразделений Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Он считает, что их усилия сосредоточены на подрыве интересов США и дискредитации афганского правительства. Эксперты считают, что инструкторы из КСИР научили талибов закладывать придорожные бомбы. Хотелось бы отметить, что в провинциях, прилегающих к ирано-афганской границе, сохраняется относительное спокойствие. Обвинения американцев в адрес Ирана звучали и ранее. Об этом неоднократно говорили даже афганские военные, но официальный Кабул каждый раз дезавуировал эти сообщения. Отметим, что иранский президент Махмуд Ахмадинежад стал первым главой иностранного государства, поздравившим Карзая с победой. Что касается пакистанской ISI, то генерал уверен в том, что она кроме прочего делится с талибами разведывательной информацией.
Под бдительным оком
Днями ранее The Los Angeles Times опубликовала материалы, свидетельствующие о планах ЦРУ значительно усилить свое присутствие в Афганистане и добавить к уже имеющимся 700 сотрудникам новый штат аналитиков, оперативников и разведчиков. Газета констатирует, что в скором времени численность резидентуры ЦРУ в Афганистане может стать большей, нежели чем во Вьетнаме или в Ираке в разгар боевых действий. Свое присутствие увеличивает и агентство национальной безопасности. В планах американских разведывательных сообществ стоит выполнение различных задач: от слежки за высокопоставленными членами террористических организаций до изучения общественных настроений в регионах, выявления сочувствующих «Талибану» и сбора данных о коррупции, царящей в афганском правительстве. Как сообщает газета, штаб-квартира ЦРУ в Афганистане располагается в здании посольства США в Кабуле, но основные силы сосредоточены на секретных базах, в первую очередь в американской базе в Баграме и на территории воинских частей, дислоцирующихся в разных регионах страны. По данным афганских СМИ, филиалы ЦРУ также располагаются в офисах представительств ряда зарубежных компаний в крупных городах Афганистана.
В настоящее время в Афганистане набирает силу скандал, вызванный медленным ходом расследования обстоятельств гибели Султана Мохаммада Манади, сопровождавшего журналиста из New York Times в его поездке в Кундуз, где тот намеревался подготовить репортаж об авиаударе сил НАТО по двум угнанным талибами бензовозам, в результате которого погибли десятки людей. Талибы их похитили 5 сентября. В результате проведенной британскими силами операции журналист из New York Times был освобожден и покинул страну, однако его афганский коллега был убит. Теперь родные и близкие Манади требуют от властей Афганистана его возвращения для дачи показаний об обстоятельствах убийства. Это уже не первый случай, когда гибнут афганские журналисты, сопровождающие своих иностранных коллег. Ранее афганский журналист Аджмал Накшбанди был казнен боевиками «Талибан», в то время как его иностранный коллега был освобожден после переговоров.
Возможно, это не те случаи, но афганские коллеги говорили мне, что в последнее время в Афганистане как грибы после дождя появляются многочисленные организации типа: клубов растениеводов - виноградарей или любителей собаководства и т.п., под крышами которых действуют американские разведывательные органы. Они вербуют афганцев, чья работа связана с частыми поездками по регионам, таких как коммивояжеры, водители междугородних такси и журналистов. Перед вербовкой американцы тщательно изучают их семейное положение, круг знакомых, в случае необходимости ведут слежку за ними и их контактами. За полученные сведения щедро платят, разовая поездка им обходится от 5 до 7 тыс. долларов. Для афганцев такие вознаграждения являются большим искушением. Но разведка работает не только у американцев. Обычно на третий раз их уже вычисляют, ловят, допрашивают и после признания казнят. Гибель журналистов правительством Карзая преподносится как очередная жертва на алтарь демократии. Кстати, риторики о развитии демократии и модернизации Афганистана в СМИ значительно поубавилось. Примечательно, что после покупки афганской SIM-карты вам следует прийти в офис компании мобильной связи и заполнить два экземпляра анкеты с указанием языка, на котором вы намереваетесь общаться, и оставить отпечаток большого пальцы. Сказав, что у нас дактилоскопию снимают только у преступников, я отказался это делать. Что касается языков, то в соответствующей графе указал - суахили и кечуа, ну а потом поменялся SIM-картой с незнакомым афганцем.
Трудно менять решение предыдущей администрации, вдвойне трудно пересматривать свое. Обама пытается определить: «Главным для нас вопросом является вопрос о том, следуем ли мы верной стратегии?». Говорить о своевременности постановки этого вопроса не приходится. В этой связи было бы интересным узнать, осознает ли Обама, что «Аль-Каеда» и «Талибан» - это разные вещи? Что касается простых афганцев, то победа Карзая для них означает легитимизацию иностранного присутствия в Афганистане, с которым большинство населения не смирится. В случае если второй тур все-таки состоится, то Рамазан Башардост может призвать своих сторонников отдать свои голоса д-ру Абдулле, что уравняет его шансы с президентскими. В этом случае следует ожидать еще большей эскалации напряженности, поскольку первенство д-ра Абдуллы (отец - пуштун, мать - таджичка. - «ДН»), человека, близкого к покойному лидеру «Северного Альянса» Ахмад-шаху Масуду, для пуштунов, составляющих большинство населения страны, будет нестерпимым. Единственным выходом из создавшегося положения у Карзая остается договариваться с экс-министром финансов Ашраф-Гани Ахмадзаем, показавшим четвертый результат. Наверняка торг уже идет. Конечно, Карзай может ввести режим чрезвычайного положения в стране, но оно и без этого чрезвычайное сверх всякой меры. Эксперты уже задаются вопросом: смогут ли кабульские власти создать условия для проведения второго тура?