Иранский гамбит
Тегеран пошел по пути Пхеньяна
2 октября 2009г. ? 37 (865), Деловая Неделя.
Майсур ХАБАРОВ
В конце минувшей недели на саммите G20 в Питсбурге разразился новый скандал вокруг ядерной программы Ирана. На этот раз Тегеран нарушил покой ведущих мировых держав сообщением о строительстве в стране второго по счету, после центра в Натанзе, завода по обогащению урана, а также об успешных испытаниях сразу пяти ракет малой и средней дальности. До этого за последние тридцать лет лишь Северная Корея пыталась запугать Запад подобным способом.
Новые события вокруг иранской ядерной программы стали развиваться крайне стремительно с прошлой среды, когда в Нью-Йорке началась «министерская неделя» в рамках 64-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Именно 23 сентября президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, по словам экспертов, хотел одержать большую дипломатическую победу, встретившись с президентом США Бараком Обамой. Однако организаторы мероприятия снова, как и несколько лет назад (тогда экс-президент Америки Джордж Буш избежал встречи с Ахмадинежадом), постарались, чтобы в коридорах ООН снова ни при каких обстоятельствах не встретились представители США и Ирана. Вместо этого, пока с трибуны Генассамблеи иранский лидер обращался к миру, в конференц-зале под номером 7 на уровне министров иностранных дел прошла встреча «шестерки» по иранской ядерной проблеме, в которую входят пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, США, Китай, Великобритания и Франция), а также Германия. При этом эти переговоры, по сообщению западных СМИ, хоть и проходили за закрытыми дверьми, явно не стали простой формальностью.
В этом эксперты убедились спустя два дня, когда во время встречи «двадцатки» президенты США и Франции - Барак Обама и Николя Саркози, а также премьер-министр Великобритании Гордон Браун выступили со специальным заявлением по Ирану. По словам Обамы, в минувший четверг «в Вене США, Великобритания и Франция представили МАГАТЭ подробные доказательства, свидетельствующие о том, что Исламская Республика Иран в течение нескольких лет секретно вела строительство предприятия по обогащению урана вблизи города Кум». Президент США пригрозил Тегерану, в том случае, если тот не прекратит свою ядерную программу и не начнет выполнять международные обязательства, санкциями, «которые кусаются». «На встречу в Женеве [которая состоится 1 октября] Иран должен прийти чистым и сделать выбор: пойти по пути, который, я думаю, ведет к процветанию его народа, отказавшись от ядерной программы и соблюдая международные обязательства, или по пути, ведущему к конфронтации», - сказал Обама, при этом добавив, что мировое сообщество взяло Иран на «заметку». С заявлениями, осуждающими Тегеран, выступили также Николя Саркози и Гордон Браун. Они указали, что, если в ближайшее время Тегеран не откроет объект инспекторам МАГАТЭ, страну ждут новые, гораздо более жесткие санкции. Как пояснил премьер Браун, «санкции будут касаться финансовой, банковской и энергетической сферы, а также любого технологического оборудования, которое может быть использовано в военных целях».
При этом президент США не преминул отметить, что передача разведданных экспертам МАГАТЭ стала прямым ответом на письмо из Тегерана, в котором несколькими днями ранее исламская страна сообщила представителям агентства, что на их территории действует еще одно секретное предприятие по обогащению урана. Возможно, по мнению западных экспертов, Тегеран был вынужден обнародовать информацию об этом объекте после того, как понял, что о нем уже знают на Западе. Но также не исключено, что Ахмадинежад таким образом ответил на отказ Обамы от встречи с ним. Тем более, выступая на пресс-конференции в Нью-Йорке, иранский лидер сообщил, что второе предприятие, расположенное в городе Кум, примерно в 160 км к юго-западу от Тегерана, никогда не было секретным объектом. По его словам, Тегеран сообщил Международному агентству по атомной энергии о его существовании на год раньше срока.
В подтверждение этому также служит статья в британской газете The Sunday Times, в которой говорится, что американские спецслужбы знали о секретном иранском объекте как минимум с начала 2009 года, а Обама был проинформирован об этом объекте, как только вступил в должность президента США. Ахмадинежад также отметил, что «оказывать давление на Иран по поводу нового завода - это большая ошибка». По его словам, Тегерану нечего скрывать от международных наблюдателей. «Иран не обязан информировать администрацию господина Обамы о каждом производстве, которое у нас есть», - подчеркнул иранский лидер. Между тем готовность поддержать жесткие меры выразил и президент России Дмитрий Медведев. Однако его достаточно решительное заявление было вскоре смягчено главой МИД России Сергеем Лавровым, который, выступая на ежегодном заседании Американо-российского делового совета, призвал не забывать, что Тегеран сам уведомил МАГАТЭ о строительстве нового завода. При этом он добавил, что «у России нет сведений, что производство ядерного топлива в Иране сместилось в сторону военных целей». Лавров также предложил не поднимать вопрос о введении дополнительных санкций против Тегерана до проведения переговоров в Женеве. МАГАТЭ, в свою очередь, подтвердив получение сообщения от Ирана, уже требует от иранской власти позволить международным экспертам немедленно провести проверку объекта. На что Тегеран ответил положительно.
Так, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил 25 сентября, что Международное агентство по атомной энергии может без проблем провести проверку второго иранского завода по обогащению урана. «У нас нет никаких проблем с проверками [инспекторами МАГАТЭ] предприятия. У нас нет опасений», - сказал лидер Ирана на конференции в Нью-Йорке. Ахмадинежад также заявил, что Тегеран рассчитывает приобрести обогащенный уран в медицинских целях. Продавцом при этом может выступить любая страна, желающая помочь в этом вопросе. Говоря о предстоящей 1 октября встрече шестерки, президент Исламской Республики отметил, что она должна помочь снизить напряженность в вопросах ядерной программы.
Глава министерства по ядерному развитию Ирана Али Акбар Салехи, выступая по иранскому телевидению, заявил, что сроки посещения ядерного объекта инспекторами будут скоординированы с МАГАТЭ. А глава аппарата аятоллы Али Хаменеи Мохаммад Мохаммади-Голпайегани, заявил, что «с божьей помощью, новый завод скоро начнет работу и ослепит врага». Если говорить точнее, то, по словам иранского лидера, до его запуска осталось 18 месяцев. «Западные страны пожалеют о том, что обвиняют Иран в его сокрытии», - заявил Ахмадинежад. Напомним, что раньше было известно об одном иранском центре по обогащению урана, расположенном в городе Натанз. Его работа тщательным образом отслеживается международными наблюдателями. Что касается второго завода, то, по данным западных СМИ, это укрепленное, хорошо охраняемое место в горах на территории военной базы Корпуса стражей исламской революции. Завод строится уже три года и должен быть введен в эксплуатацию в 2010 году. Он рассчитан на три тысячи центрифуги по обогащению урана.
Между тем Иран нанес второй удар по «неочухавшемуся» Западу. Так, в минувшее воскресенье и в понедельник во время широкомасштабных военных учений «Великий пророк-4» на иранском полигоне в воздух в разных направлениях взлетали ракеты сначала малой дальности «Фатех-110» и «Тондар-69», а затем и средней: «Шахаб-1» и «Шахаб-2». Но главным ответом Вашингтону стала «Шахаб-3», которая может поразить цели на расстоянии до двух тысяч километров. А точнее, она способна долететь не только до территории Израиля, но и до американских военных баз в Персидском заливе.