Трудовые мигранты в Кыргызстане - бесправные работяги
27/10 07:49, Бишкек - ИА «24.kg», Иван ДОНИС
Вам когда-нибудь приходилось смотреть документальный фильм о нелегкой жизни трудовых мигрантов в салоне микроавтобуса, но не обычного, а войлочного? И кататься на нем по улицам города под улыбки горожан? Наверняка нет. А мне такая возможность выпала буквально вчера.
Накануне в Бишкеке состоялось открытие арт-проекта «Один день из жизни трудового мигранта». Его организовало Национальное общество Красного Полумесяца. Посвящен проект проблемам внутренних мигрантов. На суд горожан была представлена фотовыставка, состоящая более чем из 40 работ. Их подготовили двенадцать женщин-мигрантов. Кроме того, бишкекчанам в этот день выдалась возможность первыми увидеть документальный фильм, посвященный трудностям переселенцев. Зрители увидели факты вопиющей несправедливости по отношению к гражданам Кыргызстана, пока не имеющим прописки.
Знали ли вы, что в Кыргызстане 88 процентов от всего числа внутренних мигрантов постоянно меняют место проживания в поисках работы? Наверное, нет. А о том, что более 300 тысяч трудовых мигрантов находятся на заработках в России и каждый десятый гражданин эмигрирует из республики? Цифры неутешительные. Если прибавить к ним всю статистику по внутренней миграции, то картина окажется совсем удручающей.
Показ фильма в бусике стал частью арт-проекта. Дело в том, что специально к мероприятию кыргызские мигрантки изготовили войлочное полотно, на котором с помощью рисунков отразили свои проблемы, будь то непонимание со стороны чиновников, отказ в медицинской помощи, взяточничество или трудности при оформлении различных документов. Затем женщины обтянули им микроавтобус. Его, кстати, горожане смогут увидеть на улицах Бишкека еще несколько дней. Затем, как заявили организаторы, арт-проект отправится в другие регионы Кыргызстана, где местные жители также получат возможность ближе познакомиться с проблемами трудовых мигрантов.
Фильмы и фотографии - это, конечно, хорошо. Но они не могут полностью передать те чаяния кыргызстанцев, которые оказались бесправными, приехав покорять столицу. Организаторы это понимали и поэтому предложили журналистам воочию увидеть те условия, в которых живут переселенцы из других регионов республики. Что мы и сделали, отправившись в столичные жилмассивы «Ала-Тоо» и «Ак-Орго» на «войлочном» бусике.
Условия, в которых живут выходцы из глубинки, не могут не поражать. Полная разруха, смрад, мусор под ногами и оголодавшие собаки. Такая картина предстала в «Ала-Тоо». Из благ цивилизации - лишь вода и газопровод, идущий куда-то мимо. Глиняные мазанки изредка сменяются кирпичными домами. Видимо, в последних живут те, кто переселился раньше и потихоньку благоустраивает жилище. Местные жители, с которыми удалось пообщаться, своей основной проблемой назвали козни местных чиновников, отсутствие внимания со стороны правоохранительных органов или сотрудников медицинских учреждений. В столице никто не хочет заниматься бесправными работягами.
«В новостройках условия практически непригодны для жизни, - говорит местная жительница Назгуль. - Мы лишены элементарных удобств. Нет больниц, канализации, центрального отопления. Мало школ, да и в них детей устроить большая проблема. А про детские садики многие ребятишки даже не знают». Во время разговора наблюдаю за ребенком лет 4-5, который с интересом разглядывает наш войлочный автобус. Из одежды на нем лишь старые шорты, дырявая футболка и сланцы. Поодаль, в близлежащем дворе, висит потрепанный рыжий то ли лев, то ли пес, прикрепленный к бельевой веревке прищепкой. Вот оно, детство ребятишек трудовых мигрантов.
Находились в жилмассивах и такие, кто вполне доволен своей жизнью на столичных окраинах. Но и у них есть мелкие проблемы. Кто-то в течение 10-15 лет не может оформить на себя дом. Другие жаловались на отвратительные дороги.
Местные жители рассказали, что в одном из домов живут сразу 20 человек, и все без прописки. Идем туда и натыкаемся на огромный двор, в котором расположены однотипные «номера». Нам удалось заглянуть внутрь: две маленькие комнатушки, все удобства на улице. Лишь пес мирно погавкивал на журналистов, но не нападал. Людей не было вообще. Трудились, видимо...