Сергей Расов: «No comments»! Или бей своих, чтобы чужие боялись
2 ноября 2009, 11:42, CA-NEWS
CA-NEWS (KZ) - За последний год в Казахстане закрыли оппозиционные издания, некоторые газеты «прописались» в судах, в «места не столь отдаленные» отправили журналистов и правозащитников, а вот теперь появиться еще «удавка» для «акул пера». На днях правительство Казахстана внесло в парламент законопроект, усиливающий ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни...
Сергей Расов, политобзреватель, специально для CA-News
Полтора года назад, сразу после назначения Ермухамета Ертысбаева советником Нурсултана Назарбаева по политическим вопросам, он в интервью республиканской газете «Тасжарган» сказал, что «мы должны в Европу (председатель ОБСЕ-прим.ред.), прийти не с азиатским, а с европеизированным лицом, с многопартийным парламентом или хотя бы с двухпартийным».
Мало того, что лицо осталось «азиатским», так за последний год в Казахстане закрыли оппозиционные издания, некоторые газеты «прописались» в судах, в «места не столь отдаленные» отправили журналистов и правозащитников, а вот теперь появиться еще «удавка» для «акул пера». На днях правительство Казахстана внесло в парламент законопроект, усиливающий ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни...
- Предполагается внесение изменений в Уголовный кодекс, чтобы усилить ответственность за нарушение тайны частной жизни, разглашение информации о личных вкладах и сбережениях, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, - сказал, представляя законопроект, депутат Мажилиса (нижней палаты парламента РК) Рамазан Сарпеков. И если «такие деяния допускаются в публичном порядке, либо через СМИ, то предусматривается лишение свободы до пяти лет, с конфискацией имущества», - порадовал «акул пера» народный избранник. От подобных предложений журналистский корпус Казахстана впал в ступор. Ибо теперь, любая информация негативного и даже позитивного характера, должна будет согласовываться с героем публикации или телесюжета. То есть, практически любые сведения о госслужащих можно при желании легко приравнять к фактам личной жизни. Любой чиновник на вполне законных основаниях может требовать отправить на нары журналиста за то, что он, предположим, написал о его зарубежных счетах, шикарной машине, бизнесе, сногсшибательных украшениях жены и так далее. О словах президента Назарбаева, когда в республике разворачивалась кампания по борьбе с коррупцией, что мол, госслужащий должен быть готов к тому, чтобы объяснить с каких коврижек у него такое богатство и как он умудряется жить в роскоши на казенное жалованье, теперь благополучно можно забыть.
И еще один немаловажный момент, в законопроекте Минюста «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам защиты прав граждан и неприкосновенности частной жизни», предусматривается существенное ограничение сотрудникам правоохранительных органов разглашать сведения «затрагивающие неприкосновенность частной жизни». После чего появляется вполне законная причина ответить журналисту по любому резонансному делу: «No comments»! Как с удовлетворением отметил председатель Комитета по законодательству Рахмет Мукашев, «это единственный законопроект, когда у членов Комитета Мажилиса нет вопросов. Принятие поправок, направленных на реализацию статьи 18 Конституции Республики Казахстана, будет иметь огромное значение». Однако далеко не все в Казахстане так единодушны в оценке законопроекта. Так в частности, руководитель партии «Алга» («Вперед»), Владимир Козлов опубликовал в kaznete - Открытое письмо. В нем он пишет, что принятию законопроекта «будут радоваться коррумпированные чиновники, нечестные предприниматели, а также политики, опасающиеся «утечек» компрометирующих их материалов, в том числе записей подслушанных телефонных разговоров в прессу и интернет». И обращает внимание, что «окончательно умрет такой неотъемлемый для свободной прессы жанр, как журналистское расследование, потому что практически любые сведения, свидетельствующие о коррупционной деятельности чиновника, могут быть отнесены в область личной жизни». И предлагает исключить из перечня особо охраняемых от СМИ - «политических государственных служащих и президента РК». Не остались в стороне Союз журналистов РК и Фонд защиты свободы слова «Адил соз». Они распространили Обращение к депутатам парламента, в котором предлагают отклонить данный законопроект.
- Апеллируя к ст. 18 Конституции нашей страны: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства», - разработчики проекта «забыли» о ст. 20 Конституции, где утверждается, что свобода слова и творчества гарантируются. Согласно нашей Конституции, «Каждый человек имеет право... получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Если эти нормы станут законом, в стране - председателе ОБСЕ... за решетку попадут самые принципиальные и талантливые журналисты, - отмечается в Обращении. Кстати, центр журналистики MediaNet провел исследование среди коллег о ситуации в казахстанском медиа-сообществе. «Более 50% журналистов сообщили, что средства массовой информации в Казахстане не развиваются. Около 20% журналистов заявили о том, что они видят регресс СМИ. Лишь 10% заявили о том, что они видят существенный прогресс в СМИ», - сообщил директор MediaNet Вячеслав Абрамов агентству «Интерфакс-Казахстан». Как отметил Абрамов, «более 70% опрошенных считают, что СМИ в Казахстане несвободны». Самое смешное, что последовательно «закручивая гайки», казахстанские власти ... недовольны состоянием СМИ. Так премьер-министр РК Карим Масимов в ходе международной конференции «Инициатива «электронного правительства - 2009» заявил, что казахстанские средства массовой информации должны бороться за российского зрителя и читателя.
- За зрителя надо бороться, не поднять руки вверх, а создать интересный конкурентноспособный внутренний контент и в области интернета, и в области телевидения, и в области всех СМИ для того, чтобы бороться, и за российского зрителя, - патриотично призвал глава Кабмина, а за основу предложил взять опыт Всероссийской государственной телерадиокомпании. Его смущает тот факт, что 55% казахстанцев предпочитают российское информационное пространство, а «к интернету подключены где-то 12,5%. Это ничтожно мало», - посетовал премьер. В старом анекдоте про бордель в аналогичном случае рекомендовалось менять не мебель, а девочек, а следует прямо сказать, что в роли девочек в Казахстане выступает законодательство регулирующее СМИ.
Так что пока о конкурентоспособном казахстанском контенте, мечтать не приходиться. Будто в пику его словам недавно прозвучал другой анекдот, что число пользователей в Казахстане возросло до 4,7 млн. человек, то есть охват достиг 31% к числу населения в Казахстане. Причем эти цифры обнародовало Госагентство по информатизации и связи. Получилось как у Козьмы Пруткова: «Если на клетке с буйволом написано слон, не верь глазам своим!»
Как справедливо отметил политолог Нурлан Еримбетов, «если законопроект о защите частной жизни начнут всерьез использовать, то у нас одна половина страны будет судиться с другой и все начнут встречаться только в судах. Выносить такие предложения просто глупо. Под кого это делается, я думаю все догадываются».
В далеком 2005 году, я общался с экс-главой АП РФ, тогда председателем Совета директоров РАО ЕЭС «России» Александром Волошиным. В частности, отвечая на вопрос о взаимоотношениях СМИ и органов власти, он сказал:
- Конечно, когда ты кайфуешь от работы, а твоя семья страдает от написанных небылиц, это плохо, но никогда даже мысли не возникало судиться с журналистами. Просто политикам надо молоко давать за вредность».
Как говорится, ни прибавить, ни убавить.