«Time»: Вопрос о втором туре президентских выборов в Афганистане по-прежнему остается открытым
02.11.09 17:03, Zamandash press
Отказ Абдуллы подвергает сомнению второй тур выборов в Афганистане
Если администрация Обамы надеялась на то, что давление на президента Хамида Карзая с целью заставить его пойти на второй тур выборов может укрепить легитимность нового афганского правительства, эти надежды разбились в воскресенье. Стоя под огромным плакатом с изображением своего лица и лозунгом «Никакое правительство без выборов не может быть устойчивым и законным», оппонент Карзая доктор Абдулла Абдулла объявил о своем выходе из второго тура, назвав его бессмысленным и оставив большой вопросительный знак о легитимности правительства Карзая.
Чтобы, в конце концов, услышать результаты президентских выборов, которые состоялись 20 августа, афганцам потребовалось почти два месяца и бесчисленные обвинения в фальсификации. Хотя по первоначальным подсчетам Карзай получил 54%, после аннулирования более 1 млн. сфабрикованных голосов его результаты были оценены в 49%, таким образом, отсутствие простого большинства стало причиной объявления о проведении второго тура против его главного соперника Абдуллы. Карзай согласился на проведение второго тура только после существенного «выкручивания рук» со стороны США, но Абдулла согласился принять участие во втором туре только при условии изменений в избирательной системе, в том числе при условии увольнения главы Независимой избирательной комиссии, назначенного президентом, который, как предполагается, работал в его пользу. Карзай отказался сделать это, побудив Абдуллу отказаться от участия во втором туре.
«Я хочу быть примером для будущих выборов», - сказал со слезами на глазах Абдулла собравшимся сторонникам, которые махали флажками. «Я хочу уважать людей, которые потеряли жизни, голосуя в первом туре. Я хочу, чтобы всем стало известно, что никто не должен вмешиваться в процесс народного голосования или использовать свою власть для достижения своих целей». Большинство афганцев признают, что у Абдуллы были незначительные шансы на победу, не только из-за потенциала массовой фальсификации в пользу Карзая, но и потому, что если даже выборы были бы честными, Абдулла просто не имеет политической поддержки для победы над нынешним президентом. Именно поэтому его сторонники говорят, что отказ был его единственным благородным выбором. «Провинциальные чиновники будут оказывать давление на процесс выборов, а избирательная комиссия будет так или иначе поддерживать Карзая», - говорит 19-летний студент Джавар Шах. «Так что, если Карзай не принимает предложения Абдуллы о проведении честных выборов, будет лучше, если он уйдет».
Сам Абдулла вряд ли тешил бы себя иллюзией о том, что он победил бы. «Я думаю, что он использовал свою кандидатуру как рычаг в администрации Карзая, чтобы получить кое-что - несколько губернаторских и министерских постов для него и его друзей», - говорит Джон Демпси из Института «Rule of Law Advisor for the United States Institute of Peace» в Кабуле. «Я отчасти думаю, что Абдулла был собакой, которая, в конце концов, догнала автомобиль и задумалась, и что теперь»?
Уступив место, Абдулла также освободил афганцев и международное сообщество от обязательства организовать второй тур голосования, который стал бы кошмаром в плане безопасности и потенциально оставил бы страну в политической неопределенности на протяжении еще нескольких недель до завершения подсчета бюллетеней и рассмотрения неизбежных жалоб о фактах мошенничества.
Однако остается неясным, будет ли проведен второй тур голосования, приготовления к которому уже идут полным ходом. Некоторые лица, ответственные за организацию и проведение выборов, сказали, что он должен быть отменен, учитывая затраты и риски безопасности. Члены Независимой избирательной комиссии сказали, что второй тур будет проводиться, как запланировано, а главный представитель кампании Карзая Вахид Омар сообщил агентству AFP, что второй тур все же следует провести. «Мы полагаем, что второй тур должен состояться, процесс должен завершить себя». Некоторые представители международного сообщества поддерживают мнение о том, что легитимность правительства зависит от завершения процесса. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон в воскресенье, обсуждая возможность выхода Абдуллы из избирательного процесса, сказала: «Мы наблюдали, как подобное произошло и в нашей собственной стране, когда из-за любых причин один из кандидатов решает не идти вперед. Я не думаю, что это имеет какое-либо отношение к законности выборов».
«Да, принципы имеют значение», утверждает Демпси. «Но суть состоит в том, что Карзай был вынужден признать факты фальсификации и в первую очередь согласиться на проведение второго тура. Продолжать настаивать на том, чтобы каждый последовал процессу теперь, когда окончательный результат не изменится и когда под угрозой оказываются избиратели, было бы глупо». Скорее, продолжает он, второй тур на данном этапе был бы «скроен» больше для американской общественности, чем для самих афганцев. Администрация Обамы выдвинула неясность по выборам и необходимость установить избирательную законность правительства как одну из причин для отсрочки своего решения о выделении дополнительных войск в Афганистан. Но сами афганцы в основном безразличны к проведению второго тура и считают это пустой тратой времени и денег.
«Теперь, когда доктор Абдулла ушел, это больше не выборы, а скорее референдум», - говорит редактор национальной газеты «Eight o'Clock in the Morning» Санжар Сохейл. И отмена голосования - и прекращение расследования фактов мошенничества в первом туре - потенциально создает плохой прецедент, который может фактически поощрить фальсификацию в будущих выборах. «Правительство должно защищать демократию, задерживая и преследуя по закону тех, кто совершил это мошенничество», - говорит Сохейл. «Я боюсь, что теперь это правительство не в состоянии сделать это».
Теперь, независимо от того, планировал ли Абдулла с самого начала стать борцом за верховенство закона в Афганистане или просто максимально использовал факт фальсификации результатов голосования сторонниками Карзая для получения себе «большей доли» в правительстве, кандидат оппозиции стал символом потребности страны в честных выборах и умелом управлении. Объявляя о своем уходе, он «разгромил» репутацию Карзая как президента. «Народ Афганистана заслуживает лучшего», - сказал он. «Мы не можем сказать, что для страны было сделано лучшее». Но всё же, он сделал все возможное, чтобы убедить своих сторонников воздержаться от насилия. Он не просил никого бойкотировать второй тур. Пока он должен успокоить себя тем, что Карзай был вынужден признать факт широко распространенной фальсификации голосов во время августовского голосования. Но, возможно, он надеется, что если он продолжит свою кампанию по транспарентности на выборах, он может понять, что же делать с автомобилем, который он догнал.
Эйрин Бэйкер «Time», 1 ноября 2009 года Перевод - «Zpress.kg»