Э.Омуралиев предлагает создать единую Кыргызскую национальную энергетическую компанию
17 декабря 2009, 10:22, CA-NEWS (KG)
CA-NEWS (KG) - Решение правительства о дроблении единой компании «Кыргызглавэнерго» на две национальные (НЭС, НЭСК) и четыре распределительные энергетические компании (РЭК), принятое в свое время под давлением МВФ, энергетики и многие эксперты и специалисты считали ошибочным.
Текущее состояние энергетического сектора Кыргызстана. Что делать?
Эсенгул Омуралиев, специально для CA-News
Теперь мы убеждаемся, что они были правы. В результате реализации первого этапа реформы энергетического сектора по схеме МВФ вместо ожидаемого финансового, структурного, технического оздоровления энергетической отрасли мы вошли в полосу системного энергетического кризиса.
Ярким доказательством этому является продолжающееся второй год ограничение электроэнергии в осенне-зимний период и аварийная остановка сразу двух агрегатов Токтогулской ГЭС 8 декабря 2009 года.
За эти годы потери электроэнергии выросли с 24% до 42%, т.е. почти в два раза. Задолженность распределительных компаний (РЭК) поставщикам электроэнергии и за транзит достигла 6,0 млрд. сом, в результате чего ежегодные планы реконструкции и ремонта станций, сетей, подстанций выполнялись на 20-30%, а физический износ основного оборудования достиг 70 и более процентов.
В результате энергетический сектор оказался в глубокой финансовой яме, а население осталось под прессом высоких тарифов на энергоносители.
Нестабильная и непредсказуемая ситуация, сложившаяся вокруг водно-энергетических вопросов, вынудила наших соседей искать альтернативные пути решения проблемы энергобезопасности.
Если год назад недавнее заявление Казахстана и Узбекистана о выходе из объединенной энергосистемы можно было принять как политический пиар, то сегодня это реальность, потому что мы вынудили их за короткий срок построить линии электропередачи, соединяющие Экибастузскую ГРЭС с югом Казахстана и Ташкентскую ТЭЦ и Ангренскую ГРЭС с Ферганской долиной, и уйти от энергозависимости.
В то же время мы проспали строительство линии электропередачи, соединяющую Нарынский каскад с Ошским, Баткенским регионами и севером страны.
Если Узбекистан, Казахстан выйдут из единой энергосистемы, то Баткенская, Ошская области и север Кыргызстана окажутся энергодефецитными, и мы лишимся рынка экспорта электроэнергии.
Таким образом, в результате реализации первого этапа реформы энергетический сектор Кыргызстана оказался в оранжевый зоне опасности, за которой в любой момент может зажечься красный свет.
Следует ли в такой ситуации продолжать эти реформы и довести энергетический сектор до окончательного краха или надо искать иные пути оздоровления отрасли? Ответ, мне кажется, ясен.
Правительству надо, прежде всего, остановиться и ещё раз глубоко проанализировать: итоги первого этапа реформы энергетического сектора, текущее состояние энергетики и искать пути выхода из кризиса.
Кыргызстан имеет в своем балансе 17 электрических станций суммарной мощностью 3,7 млн. кВт, в том числе 15 ГЭС суммарной мощностью 2,95 млн. кВт, две теплоэлектроцентрали - Бишкекскую и Ошскую мощностью 0,75 млн. кВт. Мы имеем 546 км ЛЭП 500 кВ, 1714 км ЛЭП 220 кВ, 4380 км линии 110 кВ, более 70 км линии 0,4 - 35 кВ, 490 трансформаторных подстанций напряжением 35 - 500 кВ.
У нас 95% электроэнергии вырабатывается на гидроэлектростанциях и всего 5% - на тепловых станциях. Сегодня стоимость электроэнергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях, составляет 0,43 сом за кВтч, тепловых станциях - 3,36 сома за кВтч (это данные энергетиков, сюда входит амортизация, прибыль).
При таком раскладе выработки цена на электроэнергию у потребителя не может быть выше 0,5 сом за кВтч, давайте прибавим сюда 50% за потери, и ещё 50% накинем на транспортные расходы, получим цифру 1,0 сом за кВтч. Сегодня на экспорт наша электроэнергия продается по 2 цента за 1кВтч, т.е. дешевле, чем 1,0 сом. Вот почему простые люди возмущены. Люди хотят получать достоверную информацию, и пока в этом вопросе не будет прозрачной картины, убедить население принять новые тарифы будет сложно.
В то же время, рационально эксплуатируя это богатство и за счет оптимизации тарифов, улучшения менеджмента, принятия дополнительных технических, административных мер: - мы могли бы в два раза сократить потери электроэнергии, увеличить на 50% объемы экспорта электроэнергии, и внедрить социально-ориентированную, рыночную методологию тарифообразования; - создать универсальные механизмы урегулирования водно-энергетических ресурсов, выстроить с соседними странами нормальные схемы водопользования, экспорта электроэнергии, обеспечить переход на рыночные принципы во взаиморасчетах; обеспечить развитие внутриреспубликанской инфраструктуры для транспортировки электроэнергии, создать новые генерирующие мощности, расшить узкие места, тем самым укрепить энергетическую безопасность страны.
Энергетический комплекс - это национальное достояние, фундамент социально-экономического развития страны, а водно-энергетические ресурсы - это единственная козырная карта, с помощью которой правительство может эффективно вести двусторонние и многосторонние переговоры с соседними странами, выстраивать взаимовыгодные отношения и отстаивать свои интересы.
Почему Россия не идет на дробление ГАО «Газпром», там тоже есть добывающая, транспортная и распределительная составляющая. ГАО «Газпром» не только национальное достояние и основа экономики России, это и эффективный инструмент внешней политики и продвижения интересов страны за рубежом.
Сегодня ГАО «Газпром» находится в первой десятке мировых компаний, и никто не ставит под сомнение эффективность работы команды госменеджеров компании.
Исходя из изложенного, предлагаю на базе Минэнерго, НЭС, НЭСК, Токтогульского, Кировского, Ортотокойского, Папанского водохранилищ создать Кыргызскую национальную энергетическую компанию (КНЭК).
Думаю, образовав такую мощную компанию и передав ему все полномочия по производству, реализации и урегулированию водно-энергетических вопросов, мы могли бы не только выйти из системного энергетического кризиса, но и создать хорошую базу для стабильной работы отрасли, в целом экономики страны, привлечь инвестиции для развития энергетики и запустить эффективные механизмы международного сотрудничества в водно-энергетической сфере.
Приняв такое решение, мы могли бы на втором этапе выйти с инициативой создания Центральноазиатского водно-энергетического союза (ЦАВЭС), и тем самым заложить фундамент будущего Центральноазиатского союза (ЦАС), но об этом подробно в следующий раз.
Об авторе: Омуралиев Эсенгул Касымович в 1991-97 гг. был в составе Кабинета Министров КР (был министром промышленности, Председателем Фонда Госимущества, Первым Вице-премьер-министром). В 1997 г был назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом в Беларуси. В 1998-1999 гг. - Министр внешней торговли и промышленности Кыргызской Республики, в 1999-2000 гг. - вновь назначен Вице-премьер-министром. В 2001-2005 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол КР в Украине. По совместительству Председатель Межведомственной комиссии Правительства КР на переговорах с ВТО (добился принятия Кыргызстана в ВТО в октябре 1998 г.). В 2005-2006 г.- Губернатор Иссык-Кульской области.