От кого ждать помощи туркменам
14.01.2010, Хроника Туркменистана
Ширин Полатова
Европейскому Союзу не придется «закрывать глаза» на нарушение прав человека в Туркменистане в обмен на газ, так как газа просто-напросто может не быть, либо туркменские власти не захотят связывать страну с Европой трубой, а себя - обязательствами.
Пока Туркменистан «утопал» во вновь выявленных объёмах газа и перспективах его продаж в страны ЕС через газопровод НАБУККО, всё ещё тлела надежда, что инвестиции в газопровод цивилизованные страны будут увязывать с соблюдение прав человека в нашей стране.
Не отступая от своих принципов, не давать никаких обещаний, Бердымухамедов так и не дал ясно понять будет ли Туркменистан участвовать в проекте НАБУККО. Цитируя единственное высказывание Бердымухамедова сделанное на расширенном заседании правительства в Июле 2009 года: «Туркменистан, приверженный принципам диверсификации вывода своих энергоносителей на мировые рынки, намерен задействовать имеющиеся возможности для участия в крупных международных проектах - таких, к примеру, как проект «Набукко», международные СМИ сделали вывод, что Туркменистан готов к участию в проекте, несмотря на то, что президент не стал подписывать никаких обязывающих документов.
Открытие газопроводов Туркменистан-Китай и Туркменистан-Иран погасили все надежды на изменение ситуации с правами человека и стали подтверждением тому, что Туркменистан ищет партнеров, которые не станут препятствовать его внутренней, основанной на тотальных нарушениях прав человека, политике.
Китаю, занятому ростом своей экономики и закреплением позиций на международной арене, уж точно не до внутренних дел Туркменистана. Это даёт основания полагать, что отношения между этими странами будут оставаться «дружественно-экономическими» и туркменскому народу не стоит ждать помощи от Китая.
Пытаясь ослабить свою международную изоляцию, Иран налаживает сотрудничество со странами Центральной Азии и, принимая во внимание то, что международное сообщество не раз критиковало Иран за нарушения прав человека, следует сделать вывод, что уж эта страна точно не станет требовать у Туркменистана каких-либо обязательств в данном, щепетильном для обеих сторон, вопросе.
Российские власти уже давно всем продемонстрировали свое отношение к понятию «права человека», отказываясь защищать своих соотечественников в Туркменистане, даже тогда, когда туркменская сторона отказалась от поставок газа в северном направлении.
Голубое топливо, считающееся богатством туркменского народа, становиться его оковами, а стальные трубы газопроводов - цепями, приковывающими страну к сильным, но недемократичным странам.
В таком положении, для защиты собственных прав, населению Туркменистана остается надеяться только на себя. И чем скорее оно это осознает, тем лучше для него.