Узбекистан-2009: еще один печальный год
15 января, 2010, Голос Свободы - Узбекистан
Voice of Freedom, Ташкент - Алматы, Узбекистан - Казахстан
В Узбекистане очередной год не подарил позитивных изменений: в стране продолжались необоснованные аресты и осуждения, нападения и угрозы в адрес активистов гражданского сектора и журналистов, расширялось ущемление прав верующих. Удивить удалось, пожалуй, только Европейскому Союзу, который настойчиво говорил о положительных сдвигах в сфере прав человека в Узбекистане. Власти республики говорили о том же регулярно.
2009 год начался с публикации отчетов двух ведущих международных правозащитных организаций Freedom House и Human Rights Watch о ситуации с правами человека и свободой СМИ в мире. Freedom House причислила Узбекистан к числу самых несвободных стран мира, отметив, что за минувший год не увидела никаких реальных изменений, как в соблюдении политических прав граждан, так и в ситуации с гражданскими свободами.
Human Rights Watch (HRW) назвала ситуация в Узбекистане по-прежнему вызывающей тревогу. Озабоченность авторов доклада вызвали факты продолжившихся в 2008 году преследований и незаконных арестов правозащитников, активистов оппозиции, журналистов и религиозных деятелей. HRW подчеркнула, что на момент публикации доклада по меньшей мере 11 правозащитников, журналистов и сторонников оппозиции остаются в заключении, среди них есть и те, кто нуждается в немедленной медицинской помощи.
Потрясением для журналистов, в том числе для редакции Voice of Freedom, стал февраль: был арестован журналист и правозащитник Дильмурод Саййид, его обвинили в вымогательстве крупной суммы денег.
Обвинение в адрес журналиста рассыпалось еще на стадии предварительного следствия, когда ключевой свидетель отказалась от своих показаний, заявив, что оговорила Дильмурода Саййида.
Базирующийся в США международный Комитет по защите прав журналистов тут же отреагировал на арест журналиста, назвав Узбекистан «ведущим тюремщиком для журналистов в Евразии».
Между тем судебный процесс закончился абсурдно: судья наспех, тайно, приговорил журналиста к 12 с половиной годам лишения свободы. Осенью журналиста настигла страшная беда, в автокатастрофе погибли его жена и пятилетняя дочь Рухшона, они погибли по дороге в колонию. Уходящий год отнял у талантливого журналиста и правозащитника сразу свободу и семью.
Нежданно тяжелым и довольно проблемным оказался февраль и для сотрудников научно-познавательной газеты «Етти иклим» (Семь измерений). В начале властями был наложен запрет на публикацию газеты, а затем дело приняло иной оборот: журналисты были арестованы по подозрению в связях с турецким религиозным течением «Нур» (Луч), состоящим из последователей известного турецкого религиозного философа Баддиуззамана Саида Нурсий.
После наспех проведенных с нарушением процессуальных норм следственных мероприятий журналисты предстали перед судом, все они приговорены к длительным срокам заключения. Чуть ранее были приговорены к лишению свободы на сроки от 8 до 12 лет лишения свободы издатели и основатели популярного в Узбекистане научно-познавательного журнала «Ирмок» (Родник). Издатели и коллектив журнала также были обвинены в связях с турецким религиозным течением.
Защита и участвовавшие на процессе в качестве наблюдателей правозащитники говорят о необоснованности приговора. Суд был полон процессуальных нарушений и противоречий в показаниях.
Март минувшего года принес разочарование коллегам и друзьям другого талантливого журналиста Салиджона Абдурахмонова. Верховный суд Каракалпакстана (автономия в составе Узбекистана), рассмотрев в апелляционном порядке дело журналиста, оставил в силе приговор первой инстанции - 10 лет лишения свободы. Ранее Верховный суд Узбекистана, рассмотрев апелляцию защиты, выявил ряд неточностей в деле журналиста, в частности, суд определил, что нет точных доказательств того, что найденные в машине журналиста наркотические вещества принадлежали ему, что доказывает и отсутствие отпечатков пальца журналиста на предполагаемом вещественном доказательстве.
Салиджон Абдурахманов был арестован 7 июня 2008 года сотрудниками транспортной милиции, после того, как был проведен осмотр его автомашины, в которой, якобы, были обнаружены 114,18 граммов марихуаны и 5,89 граммов опия. Журналист сразу же заявил, что не имеет никакого отношения к обнаруженным веществам, однако, несмотря на это, он был обвинен в хранении наркотиков.
В марте Мутабар Таджибаева, лидер клуба «Ут юраклар» (Пламенные сердца), обладательница международной премии по правам человека имени Мартина Энналса и премии Французской республики «Свобода, равенство, братство», стала лауреатом премии Государственного департамента США. Отважная правозащитница, несмотря на трагический опыт пребывания в заключении, продолжила правозащитную деятельность после освобождения и покидала страну только для лечения.
Шокирующим оказался апрель. На одной из самых людных улиц Ташкента днем было совершенно нападение на известную правозащитницу, лидера Правозащитного альянса Узбекистана 52-летнюю Елену Урлаеву. Избивавшие женщину молодые парни были крепкого телосложения и, несмотря на дождливую погоду, были в больших солнцезащитных очках. На крики правозащитницы о помощи не отреагировал никто, хотя улица Буюк Ипак йули (Великий шелковый путь), где и произошло нападение, считается одной из самых оживленных в Ташкенте. Более того, эта улица полна сотрудников милиции, которые несут здесь круглосуточное дежурство, так как именно по этой улице несколько раз в день проезжает кортеж президента страны.
Апрель также был отмечен гонениями на школьниц, носящих религиозную одежду. Пятьдесят учениц разных возрастов школы ?40 Ташкента были наказаны за ношение мусульманских платков. Половина девочек, не выдержав муки, согласились снять платки, остальные пытались объяснить преподавателям и людям в штатском, что такое отношение к ним задевает их религиозные чувства. Однако, поняв, что и руководству школы и людям в штатском все равно, девочки были вынуждены согласиться с требованиями и сняли платки.
В то же самое время были сняты с должности директора восьми школ Ташкента: они поплатились за то, что не смогли добиться отказа от посещения пятничных молитв от учеников.
Апрель запомнился и ужасной акцией жительницы Самаркандской области. Фермер из небольшого города Ок тош Нарпайского района Самаркандской области Халима Улжаева в знак протеста против действия властей района прилюдно совершила акт самосожжения. Причиной для отчаянного шага стала акция по изъятию земель у фермеров в рамках оптимизации фермерских хозяйств, проводившаяся по распоряжению президента страны. Фермер Халима Улжаева являлась единственной кормилицей в своей семье: мужа у нее не было, а единственный сын, уехав на заработки в Россию, погиб при неизвестных обстоятельствах, после чего на иждивении женщины осталась невестка с внуками. Врачи спасли жизнь женщины, но принадлежащую ей землю от оптимизации спасти не удалось никому.
Май напомнил миру об Андижане, где в 2005 году произошли кровавые столкновения местных жителей и силовиков. В начале месяца международная правозащитная организация Amnesty International (Международная амнистия) выступила с требованием в адрес Европейского Союза призвать власти Узбекистана к проведению независимого расследования событий в Андижане в мае 2005 года. По мнению организации, руководство ЕС обязано на встречах с государственными лицами Узбекистана требовать проведения независимого расследования событий.
Спустя совсем немного времени Андижан напомнил о себе новыми перестрелками и взрывами. В ночь с 25 на 26 мая в городе Ханабад Андижанской области прогремел взрыв, предположительно, в здании местного управления милиции, а 26 мая на одной из оживленных улиц Андижана также прогремел взрыв, спровоцированный смертником. В Андижан и Ханабад были введены воинские подразделения и тяжелая техника, подъезды к городам были закрыты, была закрыта и граница с соседним Кыргызстаном.
Позже, почти через двое суток генеральная прокуратура Узбекистана сделала официальное сообщение, не пролившее свет на события. Так, согласно сообщению, в ночь с 25 на 26 мая группа из 2-3 человек напала на пост милиции при въезде в Ханабад. Группа использовала оружие. В ходе завязавшейся перестрелки, сообщала генеральная прокуратура, получили ранения один сотрудник милиции и один из нападавших. Что стало с раненым «нападавшим» в сообщении не упоминается, однако подчеркивалось, что вследствие «полученного отпора под покровом ночи бандитам удалось скрыться».
В сообщении не было информации и даже предположения о том, в какую сторону ушли нападавшие, однако прокуратура располагала предварительными данными о том, что «группа бандитов проникла на территорию Андижанской области из соседнего Кыргызстана».
Спустя несколько дней президент Узбекистана Ислам Каримов посетил Андижанскую область. Во время визита он поручил пограничникам сократить до минимума свободный переход граждан через границу. Президент сказал, что отныне нужно строго контролировать такие переходы, фиксировать их количество, а затем пытаться выяснить, с какой целью совершается переход. По мнению президента, постоянный переход через границу - уже действие подозрительное и оно должно пресекаться.
В мае по специальному приказу сотрудники прокуратуры и органов внутренних дел Узбекистана начали проводить масштабные обыски и проверки в домах, где проживают женщины, носящие мусульманские платки. Согласно документу, обыски и проверки обосновывались тем, что прокуратура и милиция подозревают, что житель некоего села в Таджикистане или даже Афганистана, разыскиваемый за экстремистские и террористические деяния, может скрываться в этих домах или же быть знаком жителям, и они могут впоследствии стать объектами для выхода на контакт. Насколько оправдала себя эта практика и что удалось выяснить, неизвестно.
В Ташкенте при квалификационной комиссии на базе республиканской палаты адвокатов состоялась торжественная церемония приведения к присяге адвокатов, успешно прошедших стартовавшую весной переаттестацию. В присяге, которая также была заранее подготовлена палатой адвокатов страны, в частности, говорится: «Торжественно клянусь честно и добросовестно выполнять свой профессиональный долг, последовательно защищать права и свободы человека, хранить адвокатскую тайну и беспрекословно соблюдать Конституцию и законы Республики Узбекистан».
С 21 апреля 2009 года по всему Узбекистану проходила переаттестация адвокатов, предусмотренная постановлением кабмина страны от 9 марта «О совершенствовании порядка лицензирования адвокатской деятельности и создания адвокатских формирований».
Переаттестация адвокатов позволила официальным властям Узбекистана серьезно проредить ряды защитников в стране, многие известные адвокаты не смогли получить лицензии и были вынуждены покинуть профессию. В целом адвокатура после проведенной реформы оказался под тотальным контролем властей.
Неспокойным в Узбекистане выдался август. В начале месяца неизвестные совершили покушение на главного имама Ташкента, известного религиозного деятеля и проповедника Анвара кори Турсунова. Покушение было совершено у его дома. Неизвестные вызвали имама на улицу, якобы, для получения совета, а когда тот вышел к воротам своего дома, ему было нанесено несколько ножевых ранений. После этого нападавшие скрылись с места событий, а родственники религиозного деятеля вызвали скорую помощь.
Спустя почти десять дней в своем доме был застрелен заместитель начальника управления по борьбе с терроризмом и коррупцией МВД Узбекистана Хасан Асадов.
А еще через несколько дней в районе Кукча, в старой части столицы Узбекистана, произошла перестрелка между сотрудниками милиции и вооруженной группой. Позже выяснилось, что перестрелка была связана со спецоперацией силовых структур Узбекистана. Спецоперация была проведена после того, как в одной из квартир в жилом массиве Кукча были обнаружены два вооруженных человека, оказавших сопротивление сотрудникам правоохранительных органов. Указывалось, что силовики предлагали вооруженной группе сложить оружие и сдаться, однако те начали стрельбу и в ходе завязавшейся перестрелки оба преступника были уничтожены.
Цепь событий в Ташкенте привела к тому, что по всей стране было арестовано несколько десятков молодых мусульман, которых обвинили в причастности к событиям в Ташкенте. Процессы над ними начались в конце года.
В сентября в Фергане был арестован член международной организации по защите прав личности, правозащитник Ганихон Маматхонов. Его задержали по обвинению в вымогательстве и получении крупной взятки у одного из местных фермеров.
После наспех проведенных следственных мероприятий, во время суда выяснилось, что правозащитник не вымогал и даже не брал деньги, а пытался составить договор на определенную сумму для оказания правовой консультации и помощи, договор не был подписан сторонами, а, значит, не было и оплаты. Несмотря на это правозащитник был приговорен к пяти годам лишения свободы. Суд не изменил меру наказания даже после того, как у правозащитника, который перенес сразу два инсульта во время нахождения под арестом, произошел третий приступ, и он был прикован к тюремной койке.
Позже выяснилось, что правозащитник раскрыл аферу в Фергане против узбекско-британского совместного предприятия, которое умышленно было доведено до банкротства. По мнению правозащитницы Мутабар Таджибаевой, Ганихон Маматхонов сделал несколько громких выступлений, где разоблачил эти действия, еще тогда местные власти открыто заявили правозащитнику, что «ему конец».
Европейский Союз в уходящем году полностью снял введенные после кровавых событий в мае 2005 года в Андижане санкции. Это вызвало недовольство у ряда международных организаций. Human Rights Watch назвала решение Европейского союза демонстрацией нехватки смелости и решительности в выражении своей непримиримости перед явными признаками произвола в сфере прав человека. По мнению организации, такой подход подрывает авторитет ЕС, как одного из «принципиальных покровителей» прав человека.
С резким осуждением решения министров иностранных дел ЕС выступили также Международная Кризисная Группа и организация «Репортеры без границ». По мнению представителей этих организаций, решение ЕС, безусловно, является отступлением от главных ценностей, от идеалов демократии и без всяких сомнений бросает тень на имидж и твердость Союза.
В ноябре неожиданно для многих представителей гражданского общества и оппозиции известный политик и бизнесмен, лидер объединения «Солнечная коалиция» 52-летний Санжар Умаров вышел на свободу после четырехлетнего заключения. Спустя несколько дней досрочно освобожденный оппозиционер покинул Узбекистан и вылетел к своей семье в США.
Санжар Умаров оставался одним из самых известных узников Узбекистана, он был осужден за финансовые махинации в то время как большинство наблюдателей было уверено, что причиной для заключения стала его политическая деятельность. Семья и коллеги политика говорили о том, что он перенес в заключении чудовищные пытки.
Запоминающимся событием декабря стали выборы в законодательную палату парламента страны, а также областных, районных и городских кенгашей (советов) народных депутатов. В выборах, по данным ЦИК, приняло участие 87,8% от числа граждан, имеющих право голоса.
Такая явка могла бы удивить кого угодно, только не представителей властей Узбекистана. Так, главв ЦИК Мирзо-Улугбек Абдусаломов отметил, что цифры указывают на проявленную высокую активность избирателей, которые желали выбрать наиболее достойных кандидатов, сумевших «внести весомый вклад в будущее развитие страны и которых хотели видеть в качестве своих представителей в представительных органах государственной власти».
Пока власти и узбекские СМИ жили неинтересными для простого народа выборами в парламент, в городе Карши Кашкадарьинской области рухнул подъезд жилого дома ?28, расположенного в микрорайоне «Пахтазор». Район был срочно оцеплен милицией, к дому не подпускали даже жильцов, ушедших рано утром на работу, но вернувшихся, чтобы выяснить, что произошло. Позже усилиями местных правозащитников и журналистов выяснилось, что под завалами погибли 11 человек, среди которых были и дети. По предварительной информации, обрушение подъезда, повлекшее за собой человеческие жертвы, произошло в результате неисправности в системе подачи природного газа или же нарушений правил техники безопасности при пользовании им.
О происшествии, как это часто бывает в Узбекистане, жителям страны не сообщили.
Таким запомнился 2009 год - еще один год без перемен в Узбекистане.
--------------------------------------------------------------------------------