О «трехножке», бронзовом быке и Вечном огне
29.01.2010, Гундогар
Нургозель Байрамова
Ниязов заразил Бердымухаммедова гигантоманией
Скромный памятник воинам, павшим в Великую Отечественную войну, может стать жертвой градостроительного бума.
Новость о том, что президент Туркменистана Курбанкули Бердымухаммедов распорядился демонтировать столичную Арку нейтралитета, вызвала в туркменском обществе смешанные чувства. С одной стороны, этот акт был расценен как свидетельство избавления от ниязовского прошлого, с другой - вызвал непонимание: стоит ли рушить старые символы тоталитаризма, чтобы на их руинах строить новые?
Жители Ашхабада уже привыкли к своей «трехножке», именуя ее то «подсолнухом», то «грилем», а демонстрируя гостям позолоченную фигуру Ниязова, простирающую руки к солнцу, шутили: «Хочешь жить - умей вертеться!»
Как бы ни было абсурдно «вознесение» действующего главы государства на изрядную высоту, еще более абсурдно, если не сказать, глупо и даже, в некоторой степени, кощунственно выглядит там глава почивший.
Впервые решение о демонтаже Арки было озвучено в мае 2008 года на заседании Кабинета министров, когда, по сообщению Государственного информационного агентства Туркмнистана (ТДХ), «было рассмотрено предложение о переносе Арки нейтралитета и отмечено, что это монументальное сооружение целесообразно установить на юге столицы, где берет начало одноименный проспект и формируется новый современный архитектурный ансамбль».
Вполне закономерно, что «архитектор Великого Возрождения» не вполне комфортно чувствовал себя под пристальным взором «архитектора Нейтралитета», который, вращаясь вокруг своей оси вслед за солнцем, как бы говорил преемнику: «Мне сверху видно все, ты так и знай!» Кстати началась реконструкция Президентского дворца и расширение всего Дворцового комплекса, вследствие чего вот уже более года официальная резиденция президента Туркменистана находится в здании бывшего Верховного Совета и Совета министров Туркмении.
В сообщениях СМИ говорилось, что решение о возведении современного Дворцового комплекса «продиктовано необходимостью создания всех условий для приема высоких зарубежных гостей Туркменистана, число которых постоянно растет как результат проводимой главой государства политики открытости и широкого международного сотрудничества».
Теперь, когда основные работы на территории Президентского дворца близятся к концу, их решено продолжить также и за ее пределами. В связи с этим было принято решение о демонтаже старой правительственной трибуны и строительстве новой, «оснащенной современным оборудованием», а также о демонтаже Арки нейтралитета. Следует отметить, что первоначальные планы о переносе вращающегося Ниязова, по-видимому, изменились. Теперь там, где предполагалось установить старую Арку, а именно, в начале проспекта Нейтралитета на юге Ашхабада, будет воздвигнут 95-метровый Монумент Нейтралитета. Где в этом случае найдет пристанище «подсолнух» (и найдет ли вообще?), остается только гадать. Возможно, его просто сдадут в утиль, о чем, кстати, никто и не пожалеет, и не вспомнит. Но у главной ашхабадской Арки есть еще и младшие сестренки-арочки, сооруженные в туркменских областных центрах. Вероятнее всего, их постигнет та же участь.
Новые времена - новые символы
Возведение нового Монумента доверено турецкой компании «Полимекс», которая уже ведет строительство другого мегагиганта - новой ашхабадской телевизионной башни, высота которой в чистом виде составит 400 метров, плюс 70 метров - высота холма, на котором она будет располагаться. Таким образом, она сможет претендовать на статус одной из самых высоких в мире.
Главным украшением новой ашхабадской телебашни станет огромная восьмиугольная «звезда Огуз хана». Ее поверхность с обеих сторон будет покрыта витражами, цвет которых будет меняться в зависимости от времени суток. Объект стоимостью 136,9 млн. евро планируется сдать в эксплуатацию в октябре 2011 года.
Там же, в предгорьях Копетдага полощется (если можно так сказать о 420-килограммовом полотнище!) Государственный флаг Туркменистана, установленный на самом высоком в мире - 133 метра - флагштоке, который даже внесен в Книгу рекордов Гиннеса, будучи на метр выше иорданского и на 10 метров выше абудабийского. Там же, вдоль Арчабиль шаеллы (бывшего Фирюзинского шоссе) французская фирма «Буиг» ведет строительство высоток «Ашхабад-сити». Среди них разместится 185-метровый Монумент Конституции, решение о возведении которого турецким «Полимексом» было принято еще в мае 2008 года. Высота выбрана не случайно: цифры 18 и 5 означают 18 мая - день принятия в 1992 году первой Конституции независимого Туркменистана.
Но вот незадача: 26 сентября 2008 года была принята новая - бердымухаммедовская - редакция Основного закона, в связи с чем возникла проблема: какой же день считать Днем Конституции Туркменистана? С одной стороны, в 2009 году он по-прежнему отмечался 18 мая, наряду с Днем возрождения, единства и поэзии Махтумкули. Однако мы заметили, что из перечня национальных праздников и знаменательных дат, опубликованного на Интернет-сайте «Туркменистан: золотой век», Конституция исчезла вообще, остались только возрождение, единство и поэзия. Не исключено, что в дальнейшем Дню Конституции будет предоставлено отдельное место в календаре, и не исключено, что этим днем будет: 26 сентября. Но как быть с Монументом? Ведь не наращивать же его до соответствующей высоты в 269 метров! Да, перекраивать историю, оказывается, нелегко!
Согласитесь, скромному, хотя и позолоченному Ниязову со своей 70-метровой «трехножкой» вряд ли найдется место среди этих гигантов. А ведь когда-то Арка нейтралитета была символом его эпохи, памятником, «которому суждено жить в веках», «великому и священному символу Туркменского государства, который озаряет путь туркменского народа», как писали местные газеты. Недолго, всего 11 лет озарял он этот путь. Другие времена - другие символы. А суть одна: И где гарантия того, что преемнику Бердымухаммедова не придет в голову демонтировать и это новые «символы»?
Очередь - за быком
Демонтаж Арки начнется в марте нынешнего года. Однако коль скоро президент озаботился улучшением архитектурного облика прилегающего к его дворцу района, то, скорее всего, вслед за Аркой придет очередь и бронзового быка, держащего на рогах земной шар и маленького золотого мальчика, который, повзрослев, пока еще совершает свой бесконечный путь вслед за солнцем. Во-первых, по замыслу нового президента, в память о жертвах ашхабадского землетрясения 1948 года будет сооружен новый мемориальный комплекс, а во-вторых, Арка и бык составляли какой ни на есть ансамбль, и в отсутствии Арки красоваться в центре столицы бронзовому животному вряд ли будет позволено.
В свое время Ниязову очень понравилась легенда, бытующая в фольклорном наследии многих евразийских народов, согласно которой Земля держится на рогах большого черного быка, или вола, и когда он шевелится, трясет головой или перекладывает Землю с одного рога на другой, происходят землетрясения. Так соединение мифа и реального факта из биографии Ниязова, избежавшего гибели в страшную ночь 6 октября 1948 года, нашло свое монументальное выражение.
Надо сказать, что жители Ашхабада никогда не любили это гигантское сооружение, к тому же снабженное всеми анатомическими атрибутами. Несмотря на это, в День памяти жертв землетрясения у его подножья, начиная с 6 октября 1998 года - 50-й годовщины трагедии и официального открытия монумента - проходили траурные мероприятия. Возможно, власти примут решение о демонтаже и переносе быка, но пока об этом ходят только слухи.
Дурной пример - тоже пример!
Если от площади Нейтралитета, которая почему-то в последнее время не называется своим собственным именем, а именуется просто «главной», или «центральной», или «площадью перед Президентским дворцом», пойти по направлению к университету, мы выйдем к Вечному огню и одному из самых любимых ашхабадцами памятников - монументу воинам, павшим в Великую Отечественную войну. Воздвигнутый в 1970 году в ознаменование 25-летия победы советского народа, он стал камнем преткновения для Ниязова. С легкостью уничтожая приметы «ненавистного советского прошлого», он не осмелился поднять руку на скромную, выполненную из армянского розового туфа композицию. Создатели монумента придали ей оригинальную в своей лаконичности форму, напоминающую хлопковую коробочку с ярким язычком пламени посередине.
Старожилы помнят, что в первое время Вечный огонь имел свое «расписание горения»: газ приходилось экономить! - а в бассейне у его подножия в жаркие летние дни плескались дети. Тогда, в 70-е годы ашхабадцы, пережившие ужасы землетрясения, умели радоваться даже самому малому.
Сегодня их волнует вопрос: неужели их любимый памятник не впишется в новую градостроительную программу президента, который поставил целью сделать Ашхабад «жемчужиной Азии»? Со всех сторон его уже обступили новые здания, дворцы, монументы и фонтаны. К большинству из них простым людям доступ разрешен только по большим праздникам, не случайно тиражируемые туркменскими СМИ новые фото беломраморной столицы поражают отсутствием на них прохожих. Если люди на снимках все же есть, сразу видно, что это статисты: длиннокосые девушки в одинаковых платьях, белобородые аксакалы и дети в национальной одежде.
Известно, какой отрицательный резонанс имел снос памятника советскому воину в Таллине. И хотя люди ночами дежурили возле «Бронзового солдата», это не помешало эстонским властям снести памятник, чтобы разбить на его месте новый сквер. То же самое произошло недавно в Ташкенте: в самый канун 60-летия Великой Победы памятник советскому воину узбекским властям показался «старорежимным». Вместо Защитника Отечества - солдата в шинели с автоматом в руке - был воздвигнут монумент «Клятва Родине», который, по заявлению президента Узбекистана Ислама Каримова, будет внушать молодому поколению «национальные идеи» - позолоченный коленопреклоненный солдат, подносящий к губам узбекский флаг.
Как в первом, так и во втором случае свое отношение к сносу памятников советским воинам высказала Россия. Представитель МИДа в телефонном разговоре с послом Узбекистана обратил внимание «на обеспокоенность и негативную реакцию российской общественности в связи с ситуацией с демонтажем памятника Советскому воину - защитнику Отечества в Ташкенте».
Как отреагирует туркменская общественность, решись президент Бердымухаммедов на снос памятника в центре Ашхабада под предлогом того, что в честь воинов, павших в годы Великой Отечественной войны, будет возведен целый мемориальный комплекс, предположить трудно. Остается надеяться, что неуемная энергия «архитектора Великого Возрождения» будет направлена на осуществление очередных мегапроектов, и ему будет недосуг крушить скромный «старорежимный» памятник.
Не вызывает сомнения, что оба комплекса - жертвам землетрясения и героям-воинам - будет выполнен в характерном для современной туркменской архитектуры помпезном стиле, когда высота объекта, обилие «национальных» мотивов, мрамор и золото заменяют простоту, лаконичность и теплоту, свойственные настоящему искусству.
Времени на проектирование и строительство комплексов остается немного: они должны быть готовы к октябрю 2011 года - 20-летию независимости Туркменистана. Но коль скоро президент заявил, что «сегодня - в эпоху нового Возрождения и великих преобразований - мы имеем все возможности и достаточные средства для возведения новых, величественных мемориалов», то работы будут выполнены и оплачены по «сверхсрочному» тарифу.
Специально для «Гундогара»