CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zpress.kg

Радио «Свобода»: Культ личности в Туркменистане, похоже, неистребим :: Zamandash press

12 февраля 2010

Радио «Свобода»: Культ личности в Туркменистане, похоже, неистребим

12.02.10 12:05, Zamandash press

Невыполненные обещания охарактеризовали собой первые три года правления туркменского президента

Победа Гурбангулы Бердымухаммедова на президентских выборах в 2007 году стала надеждой среди подавленных туркмен на то, что эксцентричная и репрессивная система его предшественника будет ликвидирована. Но по прошествии трех лет эти надежды в основном остались не оправданными, и рядовой гражданин видит только незначительные различия между правлением Бердымухаммедова и Сапармурата Ниязова - культового лидера, известного просто как «Туркменбаши» и правившего страной более 20 лет.

Официально Бердымухаммедов стал президентом 11 февраля 2007 года, спустя два месяца после того, как он стал исполняющим обязанности президента ввиду внезапной смерти Ниязова по причине остановки сердца. Новый президент, казалось, начал хорошо, хотя некоторые утверждают, что любые незначительные изменения выглядели бы демократичнее по сравнению с политическим курсом, которому следовал «пожизненный президент» Ниязов.

Из блокады

Бердымухаммедов быстро выполнил некоторые из обещаний своей кампании. Он восстановил обязательное десятилетнее обучение в школах, изменив введенный Ниязовым девятилетний учебный план, который по распространенному мнению разрушал образовательную систему страны. Дантист по профессии Бердымухаммедов вновь взял на работу медицинских работников и восстановил здравоохранительную систему, которую Ниязов считал настолько не важной, что сократил большую часть медицинского персонала и закрыл десятки больниц. Новый президент также отменил требование о том, что все жители Туркменистана должны знать духовную книгу Ниязова «Рухнама».

После года правления Бердымухаммедов уверенно говорил о прогрессе своего государства, говоря о том, что политика «государство - для народа» была реализована. «Этот лозунг нашел воплощение в моих выступлениях, указах и всей моей деятельности», - сказал Бердымухаммедов, заявив: «Наше правительство работает под этим лозунгом. Этот лозунг должен стать основой нашей идеологии». Однако уже становилось ясным, что другие обещания его кампании, такие, как всеобщий доступ в Интернет, улучшение системы транспорта и коммуникаций будут выполнены лишь частично. А избиратели осознали, что они не увидят главных политических изменений, о которых они мечтали.

Общество получило доступ в Интернет, но только в некоторых местах, по очень высокой цене и после предъявления личных документов сотрудникам безопасности в этих местах. Не была признана ни одна альтернативная политическая партия. Тем самым Демократическая Партия Туркменистана (бывшая Коммунистическая партия Туркменской ССР) осталась единственной партией страны; не было зарегистрировано ни одного независимого СМИ. Хотя были устранены внутренние дорожные посты, а жителям страны стало намного легче путешествовать за пределы страны, Туркменистан не стал более доступным для иностранных визитеров, несмотря на обещания открыть страну иностранцам и пригласить иностранных профессоров для преподавания в туркменских университетах.

Плохие предзнаменования

Вскоре после того, как он стал президентом, начали появляться признаки того, что Бердымухамедов создает собственный культ личности - это особенность, которая сделала страну известной всему миру во время вездесущего правления Туркменбаши. Бердымухамедов спокойно убрал пережитки бывшего президента. Улицы, фабрики и деревни, названные именем Туркменбаши, были переименованы. Вездесущие портреты и статуи Ниязова были снесены, его изображение было убрано с верхнего угла всех газет, а его изображение больше не печатается на валюте страны.

Теперь утвердился новый, но все же знакомый бренд «культа личности», который был ярко выражен в официальном диалоге между Бердымухаммедовым и главой Центральной избирательной комиссии Туркменистана Муратом Гарриевым в октябре 2009 года. «От имени всего народа Туркменистана, я прошу наш парламент наградить нашего любимого президента титулом Героя Туркменистана», - предложил Гарриев. Глава избирательной комиссии был «уверен, что все люди от 5 до 90 лет поддержали бы это предложение». Туркменбаши Ниязов также имел множество государственных наград, что сделало его одним из немногих граждан страны, получивших такие почести. Трудно сказать, что пришло в Туркменистан первым - культ личности или культура лести. Однако слова Муратберди Сопиева - государственного чиновника из центрально-южной провинции Ахаль - указывают на непрерывность между предыдущим и нынешним правительством. В 2004 году, когда Ниязов предложил провести президентские выборы впервые после 1992 года, Сопиев быстро озвучил то, что, по его утверждению, было мнением нации. «Дорогие жители, здесь даже не может быть речи о президентских выборах», - сказал Сопиев. Затем, повернувшись к Ниязову, он взмолился: «Наш дорогой президент, вы наш президент навечно, останьтесь! Здесь не должно быть никаких обсуждений о президентских выборах».

Подобные льстивые выражения поддержки и лояльности быстро вошли в моду и при Бердымухаммедове. Спустя лишь год после президентства Бердымухаммедова Сопиев «взялся за старое». «Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов за короткий срок своего президентства продемонстрировал, что он держит свое слово», - сказал он прежде, чем выявить четкую связь между бывшим и нынешним лидерами. «С начала своей работы наше любимый президент Гурбангулы Бердымухаммедов показал, что он продолжает политику национальной демократии, начатую его предшественником Сапармуратом Туркменбаши Великим, посредством своих указов, решений и инициатив, направленных на будущее».

Брюс Панниер Радио «Свобода», 10 февраля 2010 года Перевод - «Zpress.kg»

zpress.kg

Предыдущая статьяХ.Арифов: "Основной источник экологического ухудшения в ЦА - неверное водопользование, которое ведет Узбекистан"
Следующая статья«Газпром» намерен разрабатывать два месторождения газа в Кыргызстане :: Zamandash press