"Asia Times": Афганистан становится предметом геополитической борьбы
13:24 16.02.2010, ЦентрАзия
Победитель в Афганистане получит все
У Нобелевской премии мира есть традиция. В период с 1901 по 2009 гг. ею никогда не были дважды награждены все из 97 лауреатов. Таким образом, президент США Барак Обама вряд ли получит вторую Нобелевскую премию. Все же в исторической перспективе Афганистан обещает стать первой страной, в которой исламисты будут сопровождаться к власти на волне вновь обретенного управления Америки.
Это тоже может быть только началом. "Конечно, Афганистан - не остров. Нет решения только в рамках его границ", - сказал на конференции по безопасности в Мюнхене генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.
НАТО держит под наблюдением Центральную Азию
Международное сообщество полагало, что нарушение линии "Индия-Пакистан" является основным фактором беспокойства в дипломатической стратегии США в Афганистане. Однако это простой побочный сюжет. Главным героем Америки является Китай, тогда как Индия и Пакистан - и все чаще Россия - скорее похожи на шутов в создании беспорядка и юмора в драме елизаветинской эпохи. Основной замысел - экспансия НАТО в Центральную Азию. В Мюнхене Расмуссен говорил, что "необходимо превратить НАТО в форум консультаций по международным проблемам безопасности, военному планированию и фактическим операциям: Афганистан является ярким примером этого в XXI веке, безопасность не может быть эстафетным бегом, где один бегун передает эстафету другому: Именно поэтому НАТО должен стать центром сети партнерств по безопасности. Уже сегодня альянс имеет широкую сеть таких партнерств, которые расположены в северной Африке, странах Персидского залива, Центральной Азии и Тихоокеанском регионе". Центрально-азиатский регион все чаще и чаще прогнозируется в западных СМИ как "тикающая бомба, ожидающая своего часа". Приводятся следующие аргументы: сохраняется социальная и этническая напряженность, усугубляется экономический кризис, авторитарные и репрессивные режимы неспособны снять напряженность; поэтому исламисты вступают в политический вакуум и Центральная Азия становится все более чувствительной к "Аль-Каиде". Этот аргумент укрепляет свои позиции. Пакистанский аналитик Ахмед Рашид недавно сказал: "Боевики подготавливают почву для продолжительной, устойчивой военной кампании в Центральной Азии. Теперь возникает реальная угроза, поскольку исламская воинственность сочетается с экономическим и политическим кризисом: причина в том, что они, в первую очередь, достаточно сражались за других людей. Теперь они хотят сражаться за собственную страну. Сейчас реальной угрозой является тот факт, что они пытаются проникнуть назад в Центральную Азию. Они пытаются ввезти назад в Центральную Азию оружие, амуницию и людей".
Исламисты как агенты геополитики
Есть зловещий намек в сообщениях из Запада. "Аль-Каида", в конце концов, была использована в качестве оправдания за свержение Саддама Хуссейна в Ираке в 2003 году. Именно здесь американская идея по примирению с "Талибаном" заслуживает внимательного изучения. Идея на самом деле очень разумна в условиях, когда гнев мусульман и разочарование Обамой становятся сильнее, Америка опасно близка к конфронтации с Ираном и растет необходимость "расколоть" мнение мусульман. Вместе с тем вопрос об урегулировании с "Талибаном" также представляет собой реальную политику. Афганская война стоит большого количества денег, она стоит жизни западных солдат и ее невозможно выиграть. Вопрос об урегулировании с "Талибаном", пожалуй, является единственным доступным вариантом, чтобы сохранять открытое военное присутствие НАТО в Центральной Азии без необходимости вести бесполезную войну. Могущественное господство уступчивых исламских сил также используется в американской стратегии сдерживания по отношению к Китаю и России. Исламисты предоставляют себя как инструмент внешней политики. Распространение исламизма в Афганистане радикализирует такие горячие точки, как Северный Кавказ, Кашмир и Синьцзянь-Уйгурский автономный район в Китае. Китай потеряет больше всего, если вновь появится режим талибов. Это объясняет настрой Пекина на Лондонской конференции по Афганистану 28 января и на Стамбульской региональной конференции, которая предшествовала лондонской, где Китая утверждал, что Афганистан является слишком важной проблемой для региональной безопасности и стабильности, чтобы быть оставленной Вашингтону.
Китай не признает американскую стратегию
Министр иностранных дел Китая Янг Джечи обстоятельно объяснял во всех своих выступлениях в Лондоне и Стамбуле, что Пекин намерен играть активную роль для защиты своих интересов. Янг в общих чертах рассказал, каким видит Китай Афганистан после войны. Во-первых, это должен быть мирный и стабильный Афганистан, который "искореняет угрозу терроризма". Во-вторых, это должен быть Афганистан, принимающий "существование различных этнических групп, религий и политических партий, а также стоящий выше всех различий для достижения всестороннего и устойчивого национального согласования". Акцент на плюрализме - это отклонение фундаменталистской идеологии ваххабизма, которая практиковалась "Талибаном", в котором доминировали пуштуны. В-третьих, Афганистан должен "иметь полную независимость, территориальную целостность и национальное достоинство. Его будущее и судьба должна быть определена, а государственными делами должны управлять его люди". По сути, Китай ожидает полного и безоговорочного прекращения иностранной оккупации. В-четвертых, Янг неоднократно говорил о централизованной координации усилий региональных держав в попытке стабилизировать ситуацию в Афганистане. Афганистан должен быть "частью механизмов регионального сотрудничества. Страны региона имеют специальные союзы с Афганистаном". Он добавил: "На данный момент существует достаточно механизмов и инициатив относительно Афганистана. Страны региона должны укрепить связи для того, чтобы гарантировать, что соответствующие механизмы жизнеспособны, практичны и эффективны, и могут играть позитивную роль:Нам следует избегать дублирования различных механизмов. Мы должны быть открытыми и охватывать все, продвигать крепкий диалог с другими партнерами...Обязательно необходимо уважать ведущую роль ООН в координации международных усилий, демонстрировать открытость и прозрачность". Затем Янг добавил кульминационный пункт: "Зарубежные страны должны активно поддерживать усилия стран региона и ценить их трудности, чтобы способствовать диалогу между двумя сторонами". В действительности, он бросил вызов монополии США в разрешении конфликта. Янг потребовал, чтобы администрация Обамы вышла из-за спины афганского президента Хамида Карзая. Он попросил Вашингтон "уважать ведущую роль Афганистана в экономическом восстановлении и позволить афганскому правительству и его людям сесть за руль. Китай поддерживает идею оказания помощи через афганское правительство и инвестиции:на основе равных консультаций с правительством страны". Помимо этого, "международное сообщество должно полностью уважать уникальную историю, культуру и религию, а также нынешний этап развития Афганистана, учитывая реалии и трудности афганского правительства, и уважать пожелания афганского народа. Одним словом, нам следует позволить Афганистану самостоятельно выбрать модель управления, наиболее подходящую национальным обстоятельствам страны".
Обама заслуживает еще одной Нобелевской премии
Китайские комментаторы с тех пор серьезно подвергли сомнению эффективность плана администрации Обамы по "реинтеграции" "Талибана". Было сказано, что это очень ущербная идея и вызывает опасения о том, что Карзай может, в конечном счете, оказаться вынужденным сделать "определенные политические уступки" повстанцам на предмет соглашения о разделении власти и конституционной реформы. Они выражали несогласие со всеми действиями, направленными на "изящную стратегию выхода" для США и их союзников, и пишут: "Похоже, они тщательно проводили закулисную игру, чтобы позволить войскам США и НАТО начать писать сценарий вывода войск. Однако если воспринимать это в определенном свете, все может вызывать контр эффект". Китайские комментарии подчеркнули, что план по расколу "Талибана" путем подкупа его боевиков и реинтегрированию тех, кто не имел связей с "Аль-Каидой", может не сработать. "США всегда пытались провести свой путь в решение, тактику, которая может дать обратную реакцию в виде более экстремального элемента "Талибана":Перспектива вызывает в воображении образ бездонной ямы денег". Китай не является одной среди региональных держав, питающих глубокие опасения по поводу плана США по урегулированию отношений с "Талибаном". Фактически пословно, Москва и Дели будут довольны тем, что сказал Янг. Все же, если российские и индийские коллеги Янга предпочли сохранить свои планы на Лондонской конференции, Обама может заявить права на них как превосходный практик великой державы и грандиозных сделок, достойных Нобелевской премии, даже если его план по усмирению лидера "Талибана" муллы Омара не достигнет своей цели. (Посол М.К. Бхадракумар был профессиональным дипломатом в дипломатической службе Индии. Среди его назначений были Советский Союз, Южная Корея, Шри-Ланка, Германия, Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Кувейт и Турция).
М.К. Бхадракумар "Asia Times", 13 февраля 2010 года Перевод -
Источник - Zpress.kg