Мифотворчество религиозного экстремизма
Monday, March 15 2010, Analitika.org
Нурдин Мамбетов
По историческим меркам понятие "религиозный экстремизм" возникло совсем недавно, в середине прошлого века и остается, пожалуй, одной из серьезнейших проблем в обществе, которая, в том числе, формирует предпосылки для деформации мировоззрения верующих. Иными словами, через целенаправленную спекуляцию религиозных чувств верующих вырабатывается мотивация в поведении и поступках человека, основа которой - самопожертвование во имя иллюзорных целей. В этом аспекте интересна и личность экстремиста, как правило, преданного своей идее, мифологизированной «псевдорелигиозгыми» догмами, способными в корне изменить психологию человека.
К сожалению серьезных и обоснованных исследований в области психологии религиозного экстремизма проводилось крайне мало и если были, то только с чисто теологической точки зрения, либо рассматривалась в политическом или идеологических плоскостях.
Между тем надо учитывать, что религиозный экстремизм это не только вопрос религии и политики, но и вопрос мировоззрение общества или отдельно взятого человека, формирующегося через призму принципов, взглядов, восприятия тех или иных ценностей, идеалов и вероубеждений. То есть по определению философии это цельный микрокосмос, в которой важную роль играет неизменное постоянство.
Устойчивость мировоззрение залог стабильности в обществе и именно здесь идет жесткая борьба между новыми идеями, пришедшими извне и старыми многовековыми традициями. Если задача новых идей направлены на разрушение «устойчивого мировоззрения» и насаждение нового путем отвлечение от действительности, истории создав мифы и иллюзии в массовом сознании, то они в двойне опасны. Так как для решения этой задачи, очень часто используется в первую очередь мифологическое мышление человека и мифы, которые нарушая целостное мировоззрение, могут формировать ложную картину мира.
Определение понятия мифологического мышления остается спорной темой, в которой существует несколько интерпретаций. Французский мифолог Леви-Брюль толковал этот тип мыслительного процесса как первобытное или до логическое, исходя из социологической концепции познания мира. Другой исследователь, швейцарский психолог К. Г. Юнг опираясь на психоаналитику определил мифомышление, с точки зрения «коллективного бессознательного», которое схоже с генетическим кодом человечества. Также теорию современного мифа как основы мифологического мышление известный французский ученый Р. Барт и социолог Ж. Бодрийяр охарактеризовали как символическое структурирование реальности [1].
Как видно определений этого понятия существует множество, но, в общем, они сходятся в том, что мифологическое мировоззрение - это система воззрений на мир и место человека в нем, которая основана не на логическом восприятии окружения, а на эмоциональных переживаниях и иллюзиях общества или индивида.
В этом-то возможно и есть причина, по которой мифология в ее современной интерпретации стала объектом пристального внимания и всестороннего исследования для дальнейшего использования в мире рекламы, моды, СМИ и в политики. И, разумеется, мифотворчество представляет большой интерес для различного рода религиозных сект и движений, так как оно является эффективным оружием в борьбе за «умы» людей. Ввиду того что мифы став некой «духовной субстанцией» могут заставить человека действовать наперекор своей логике или сознанию.
Для понимания этой проблемы, необходимо рассмотреть основу мировоззрения экстремистского сознания как тип мышления, который состоит из нескольких компонентов составляющих абстрактное представление мира на примере идеологии партии Хизб ут-Тахрир.
Первый из них дуализм, разделение реальности на черное и белое, где нет место для других цветов, оттенков и полутонов в их многообразии. И в экстремистском сознании доминирует строгое деление окружающего мира на абсолютное зло и абсолютное добро, что заметно по идейной платформе партии Хизб ут-Тахрир, которое сформулировано в словах «Исламский халифат-это защита мусульман. Создание его благо для всех, отказ это - содействие злу (шайтану, кяфирам т. д.)» [2].
Иррационализм как следующий компонент мифологического мышления в религиозном экстремизме не является потерей принципа реальности, а представляет собой параллельный или иной способ освоения действительности, что отражено в путях достижения целей Хизб ут-Тахрир:
1. Борьба за формирование «правильного образа мышления». 2. Революция в мышлении, внедренная посредством «политического и культурного внедрения» в общество. 3. Мирный переход власти, после того как все члены общества стали «истинными мусульманами [3]».
Как видно в этих трех пунктах есть логика и последовательность, но нет учета условий реальной действительности, что очень близко утопии. При этом основой мировоззрения становится миф или образ «справедливого государства».
Также в распространении этой идеи способствуют функции мифа, которые исследователи определили как аксиологическая, где самовосхваление и воодушевление являются средством подавление ощущения реальности. Например, в статье партии Хизб ут-Тахрир «Движение Хизбут» говориться: «Мы - лучшая часть мусульманской уммы, остальные живут в заблуждении и их ошибки грех перед Аллахом:.», или «Мы идем по пути мучеников за веру:» и др. ключевые фразы способны вдохновить и увлечь определенную категорию людей.
В других работах деятелей Хизб ут-Тахрир происходит мифологизация прошлого и будущего с помощью телеологической функции мифа, в которой определяется цель и смысл существования мусульман. В частности в брошюре «Важнейшие вопросы» создана картина мира, где идет борьба «светлого» и «темного» не только в прошлом, но и в настоящем. «Крестовые походы XI-XIII веков, монгольское нашествие в XIII все это - начало агрессии против мусульман продолжающейся до сих пор и наша цель остановить этот кровавый путь:». Вообще надо сказать что, язык в «творений» идеологов партии очень прост, но не примитивный и в тоже время для придания значения изобилует цитатами из Корана и Сунны.
В общем, структура содержания текстов религиозно-экстремистской литературы имеет много схожих черт. Как правило, лексика и терминология пропагандистских материалов Хиб ут-Тахрир отчетливо демонстрируют их мифотворческую направленность, концентрируя внимание на врагах Ислама с использованием разнообразных метафор как «море крови», «империя зла» и т. д.
Вообще мышление религиозных экстремистов в значительной степени мистифицировано, что ведет также и к созданию героического образа борцов за справедливость. В одной из статей «Стремление Америки уничтожить Ислам», дается определение «шахида», мученика за веру через механизм мифологии называемый «ложное слияние», которое предполагает осуществить физиологическое и духовное стремление человека к слиянию с каким-либо объектом. И тут обещание для самоубийцы всех удовольствий «рая» заставляют эффективно действовать именно эту часть мифологии, что является достаточно мощным инструментом для преодоления инстинкта к самосохранению. Так как человек, идущий на «жертву», скорее всего, осознает, что материальную сторону за проведение акции, он не сможет взять с собой. И тут конечно может возникнуть столкновение двух, абсолютно противоположных миров, реального, в котором живет будущий «шахид» и ирреального, существующего отдельно от действительности.
Вместе с тем мифологизация «героев» религиозно-экстремистских организаций имеет схожесть с процессом формирования образа непримиримого борца и революционера прошлого столетия Че Гевары в молодежной среде той эпохи. В таком случае есть опасность создания нового кумира для мусульманской молодежи в частности во «всемирной паутине», в связи гибелью молодого и харизматичного идеолога экстремистов в Ингушетии Саида Бурятского. Надо отметить, что для этой цели в террористических сайтах Интернета уже начата пропаганда фигуры Саида Бурятского с использованием всех характерных черт мифа, таких ассоциаций как смерть-сон, символизация его высказываний в общности мусульман в борьбе с «кяфирами».
Хизб ут-Тахрир в Кыргызстане также пытается воспитать своих героев, мучеников в борьбе за «правое дело». В частности после ареста членов партии, в листовках появляются следующие слова: «Они на пути Аллаха стали жертвами тирании:», при этом умалчивается подлинные причины ареста, носящих в большинстве случаев общественно опасный характер.
В целом роль мифологического фактора в формировании религиозно-экстремистского мировоззрения вполне очевидна. Так как мифология, точнее ее функции могут служить логической моделью поведения, делающей жизнь осмысленной и целеустремленной сознании экстремистов, в котором неизбежно возникает противоречие между реальным миром и иллюзиями политического или религиозного характера.
Государство, либо общество вряд ли сможет остановить рост числа сторонников религиозно-экстремистских идей силовыми методами, если не ликвидирует первопричину данного явления в мышлении и мировоззрении этих людей. В этом направления в Кыргызстане необходимо разработать комплекс мер для противодействия мифам псевдорелигиозного характера.
В первую очередь следует провести четкую границу между политическим исламом и политизацией Ислама, являющейся главным источником мифов для религиозных экстремистов. Вести контрпропаганду идеям партии Хизб ут-Тахрир, с учетом того что ядро мифологии экстремистов имеет совершенно реальное основание. Таких как несовершенство существующего миропорядка с доминированием западной демократической системой управления, экономическое неравенство между Востоком и Западом, падение моральных и нравственных ценностей, исчезновением многообразия культур под натиском глобализации. И для нейтрализации деятельности Хизб ут-Тахрир государству необходимо актуализировать в обществе мировоззрение традиционного Ислама, который вполне может стать своеобразной вакциной против чуждой идеологии.
Повышение интереса к проблеме религиозного экстремизма сквозь призму Ислама можно достичь различными методами, но самым эффективным считается средства речевого воздействия на массовую аудиторию через СМИ. Ввиду того что они представляют собой особый механизм влияющий на мировоззрение людей, их поведение, восприятие и оценку окружающей действительности.
Одним из методов речевого воздействия является аргументированный комментарий, обращенный к рационалистическому способу объяснения мира, к логическим доводам и убеждениям [4]. В дополнение к этому для общества представляется особо значимым трактовка ключевых понятий политического ислама и оценка происходящих процессов в мусульманском мире, включающих в себя не только логическую или рациональную (социальную, политическую), но и иррациональную, эмоционально-психологическую оценку.
Все это в совокупности предполагает аргументированную критику, опирающуюся на авторитетные источники, широкое распространение литературы религиозного содержания, акцентирующих внимание на политической жизни исламского мира и создание социально активных групп мусульман Кыргызстана.
В целом использование подобного инструментария для разоблачения «псевдорелигиозных» мифов и дискредитации их творцов способно нанести серьезный удар по их деятельности в Кыргызстане.
Нурдин Мамбетов, заместитель директора Аналитического Центра «Prudent Solutions»
[1] Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М. 1990. стр. 125. [2] Политические размышления. Первое издание Хизбут-Тахрир 1998. [3] Абдул-Кадим Заллум. Демократия-система неверных. 1990. стр. 17 [4] Мифологическое сознание как способ освоение мира. М. 1991. стр. 43