Дружба верная - не разлей вода
Автор: Сергей РАСОВ
18.03.2010, Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА
Два патриарха политического олимпа Центральной Азии - президенты Казахстана и Узбекистана Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов, что называется, «сверили часы» в Ташкенте. Встреча прошла в дружеской атмосфере, причем настолько теплой, что удивила политологов.
Не станем напоминать, что отношения двух лидеров, мягко говоря, довольно долго оставляли желать лучшего. Ислам Каримов не скрывал и не скрывает отрицательного отношения ко всем союзам, блокам, коалициям и прочим интеграционным инициативам Назарбаева. Поэтому любая двусторонняя встреча президентов дает обильную пищу для размышлений аналитикам и политологам.
Главной же темой прошедших 17 марта переговоров в Ташкенте стали водные проблемы Центральной Азии. Страны региона вот уже более 15 лет не могут договориться о взаимовыгодной совместной эксплуатации «ресурсов трансграничных рек» и строительстве каскада Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане и Рогунской ГЭС в Таджикистане.
Напомним, в последний раз на официальном уровне эти темы поднимались год назад в Казахстане на саммите глав государств - учредителей Международного фонда спасения Арала (МФСА), который, по сути, закончился безрезультатно. До этого Таджикистан предлагал создать Консорциум по возведению Рогунской ГЭС, Кыргызстан заручался поддержкой России по выделению 1,7 млрд долларов на строительство Камбараты, но воз и ныне там. Одна из причин этому - Ислам Каримов, точнее, его неизменно жесткая позиция - любые крупные гидротехнические объекты в Центральноазиатском регионе должны пройти независимую авторитетную экспертизу. Непоколебимость узбекского главы в этом вопросе вынудила соседей искать компромисс.
Например, не так давно новый премьер Кыргызстана Данияр Усенов вернулся из Ташкента и заявил, что кыргызская сторона готова приступить к экспертизе. Впрочем, Бишкек не смог скрыть внутреннее неприятие этой идеи. Но деваться некуда: Узбекистан в этом вопросе поддержала Россия. Министр энергетики РФ Сергей Шматко на встрече с Данияром Усеновым четко заявил: сначала экспертиза, а потом поговорим о кредите.
Плюс таджикское правительство подписало меморандум о взаимопонимании с Всемирным банком, на основе которого начнет процесс создания технико-экономического обоснования проекта, в который, как было обещано, будут включены представители заинтересованных стран.
Следуя выбранной тактике, Ислам Каримов не стал педалировать водную проблематику и во время встречи с президентом Казахстана, предоставив действовать Нурсултану Назарбаеву, который и обратился к коллегам Рахмону и Бакиеву с настоятельной просьбой «не начинать каких-либо строительных работ» до получения результатов экспертизы.
«Мы выдвигаем эти вопросы не потому, что хотим ущемить их права или не хотим с ними согласиться и возражаем против строительства этих ГЭС. Пока результатов экспертизы нет, строить плотины нельзя», - резюмировал глава Казахстана. Более того, он подтвердил, что и Казахстан, и Узбекистан готовы «после получения результатов экспертизы участвовать в строительстве этих объектов».
Правда, не совсем понятно, что подразумевал президент. Консорциум по Рогуну умер, так и не родившись, да и Кыргызстан не проявляет видимой активности по привлечению средств соседей. То есть, по факту получается, что Назарбаев на правах аксакала признает право Таджикистана и Кыргызстана возводить гидроэнергетические сооружения на своей территории, но ставит ряд условий: предварительное проведение независимой экспертизы объектов, оценка экологической и техногенной безопасности гидроэлектростанций, урегулирование вопроса стока воды.
Отметим, что официальные узбекские СМИ дали крайне скупую информацию о визите Назарбаева в Ташкент. А вот таджикское издание «Авеста» опубликовало мнение местного политолога Рустама Самиева о том, что ташкентское заявление президентов РК и РУ - это «пустая риторика», которая снижает их авторитет на международной арене, и что призыв президентов остановить строительство Рогуна и Камбараты не имеет под собой ни политического, ни экономического обоснования. И если с «политическим двурушничеством» Ислама Каримова Таджикистану все понятно, то вот «позиция Назарбаева вызывает непонимание».
Хотя, на наш взгляд, все предельно понятно. Ислам Каримов, по сути, в одиночку бьется с Таджикистаном и Кыргызстаном за воду. Позиция Москвы - шараханье из стороны в сторону: обещала Таджикистану достроить Рогунскую ГЭС, а затем заверила Ташкент, что без его согласия делать этого не будет, потом решила выделить кредит Кыргызстану, но так его и не выделила. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов здорово разозлил узбекского лидера своим заявлением, что странам Центральной Азии следует платить Таджикистану, чтобы тот не уменьшал объем сброса воды в трансграничные реки.
Так что нет ничего удивительного в том, что Ислам Каримов ищет себе союзников. А своими заявлениями в Ташкенте Нурсултан Назарбаев взял на себя роль посредника и миротворца в непростых личных взаимоотношениях между президентами стран Центральной Азии. Вероятно, польстило, что его давний соперник в борьбе за лидерство в регионе обратился к нему с просьбой взять на себя столь любимую Нурсултаном Абишевичем роль миротворца.