Алексей Власов: Киргизия нас еще всех удивит
09.04.2010, ia-centr.ru
АСТАНА, 8 апр - ИА Новости-Казахстан. Беспорядки в разных городах Киргизии продолжаются третий день, погибли 74 человека. Созданное оппозицией временное правительство Киргизии в четверг объявило, что распускает парламент и забирает себе функции президента и кабмина. Оппозиция сообщила, что правительство ушло в отставку, а президент Бакиев покинул Бишкек в неизвестном направлении. Позднее агентство "КАБАР" сообщило, что Бакиев находится в своей южной резиденции в городе Ош. Ситуацию в Киргизии в интервью ИА Новости-Казахстан комментирует Генеральный директор информационно-аналитического центра по изучения постсоветского пространства, заместитель декана исторического факультета МГУ Алесей Власов. - Алексей Викторович, насколько, на ваш взгляд, были предсказуемы эти события?
- Большинство экспертов не предполагали, что события будут протекать столь стремительно и скоротечно. Наверное, все-таки, переоценивалась степень устойчивости, прежде всего, режима Бакиева и то, что оппозиция может не возглавить стихийные протесты против Бакиева, а использовать их. Судя по той картинке, которую вы видели из Бишкека, это была плохо управляемая, но кем-то подогреваемая и организуемая толпа. А оппозиционеры - это только картинка, витрина. Я не думаю, что реально Отунбаева или социал-демократы направляют этот процесс. Они за ним следуют, скорее.
- Понятно, что за любым подобным проявлением кто-то стоит, чья рука там?
- Вариантов возможно множество. Например, вы помните, что после революции 2005 года, когда флер немного спал, говорили, что в ней были заинтересованы представители крупных наркоструктур. Здесь трудно говорить насколько это так, нужно, по крайней мере, обладать какими-то фактами, но явно, что это люди, заинтересованные в свержение Бакиева. Это могут быть крупные бизнесмены, например, которых Максим Бакиев, окружение Бакиева кинули, просто говоря. То есть те люди, которые к политике прямого отношения не имеют, но их не устраивала та структура перераспределения ресурсов, которую выстроил он (президент Бакиев).
- Понятно, что сейчас нет единства в киргизской оппозиции? Кто, на ваш взгляд, мог бы возглавить страну.
- Мне кажется Кулов. Потому что он самый, на мой взгляд, умный и дальновидный политик.
- Но готовы ли его поддержать остальные?
- Вот это вопрос! И чтобы ответить на него, нужно четко понимать, насколько победная эйфория вскружила голову тем, кто сейчас называет себя новым правительством Киргизии, и понимают ли они, с какими проблемами в ближайшее время придется столкнуться. Дело ведь не в политической реформе - надо, мол, сразу поменять полномочия президента и Жогаргу Кенеша. А главный-то вопрос в том, кто будет вытаскивать Киргизию из этого социального тупика, из этого болота, в которое вогнали страну за последние пять лет коллективными усилиями Акаев, потом Бакиев. Кто за это ответственность возьмет на себя? Где найти деньги?
Но, судя по всему, некоторые предприимчивые люди уже сделали определенные выводы. И, например, крупнейший рынок, он охранялся частными структурами, магазины - частными структурами, то есть в соответствии с законами диалектики, если власть о тебе не заботится, позаботься о себе сам, так нормальные люди и живут.
Ну, а дальше события развивались, так сказать, по законам революционного времени.
- Действительно, сначала это называлось революцией, но буквально через сутки у политологов появился такой термин как «переворот». С чем это связано?
- Мне кажется, что термин революция - это больше характеризует классическое ленинское «кризис верхов».
- А там этого не было?
- Не в этом дело. Здесь все-таки, учитывая специфику киргизской политики, у многих осведомленных людей сразу возникло ощущение, что этот революционный порыв изначально использовали в своих конкретных целях некие теневые структуры. А это больше все-таки, согласитесь, похоже на переворот, нежели на революцию, где эйфория и "Да, мы победили!" А кого победили-то?! Победить надо, прежде всего, бедность, победить надо ситуацию, в которой большинство чиновников приходит и сидит на работе, не зная чем занять, потому что у них просто фронта работы никакого нет. Киргизия сейчас имеет классический пример государства, которое может не состояться. И это надо очень четко понимать.
- С вашей точки зрения, возможно ли возвращение Акаева в страну в качестве президента или в качестве любой другой фигуры?
- Я думаю, что возвращение Акаева возможно, как это ни странно. Но не сейчас. Оно возможно только в том случае, если новой власти кто-то из внешних игроков намекнет, что для ее легитимации, для более полноценного признания и выстраивания с ней контактов на внешнем уровне, нужна какая-нибудь популярная фигура на Западе. Но это же не значит, что его президентом надо ставить. Возможно, посол куда-то в США и Евросоюз. Я думаю, что такой вариант возможен. Другое дело, нужно ли это Акаеву. На этот вопрос ответа нет. Хотя опять понимая, что у его семьи нереализованных амбиций масса, я думаю, там уже начинают папу накручивать на предмет того, что "давай, давай!"..
- Вы сказали о внешних заинтересованных силах. А чем Киргизия интересна миру, ведь сырья там нет, экономики фактически тоже нет, сколько-нибудь привлекательные для мирового сообщества проекты не реализуются?
- Геополитическим расположением своим - в Киргизии две базы. А надо учитывать, что даже по выступлениям президента Казахстана Нурсултана Назарбаева понятно, что афганская тема приоритетная для Центральной Азии и, если Киргизия выпадает, то Казахстан, например, получит такой поток наркотиков, который, что называется, мало не покажется. И второй момент - это же будет черная дыра. Все автомобили дорогие, которые будут угоняться в Алматы, будут тогда в Бишкеке
- А кроме Казахстана, кто еще имеет интересы в Киргизии?
- Я думаю, что узбеки сильно заинтересованы, учитывая возникающие конфликтные ситуации, вопросы нерешенные по гидроэнергетике, с границами. Казалось бы, давайте мы сядем, договоримся. А тут с кем договариваться? Первый вопрос, который можно задать Отунбаевой : "Вы вообще контролируете ситуацию в стране?". Мало назваться правительством, надо еще понимать какие у вас рычаги и механизмы, чтобы нормализовать ситуацию.
- Вы сейчас назвали приграничные страны, ближайших соседей Киргизии. А Россия?
- Киргизия член ОДКБ. Киргизия заявляла о намерении двигаться в Таможенный союз. Хотя Бакиев Кремль раздражал тем, что он был непоследователен, непостоянен и часто элементарно не держал своих обещаний, не выполнял свои обязательства. Но при этом, безусловно, Киргизия для нас остается стратегически важным партнером. Об этом, кстати, сказали и Медведев, и Путин.
- Имея в виду, все-таки, ее геополитическое положение...
- Конечно. Поэтому и возникает вопрос, что же делать с Киргизией. Бросать нельзя, потому что получим проблемы с наркотиками огромные, получим дополнительные проблемы по Афганистану. А брать на себя?.. - Можно вкачивать в экономику страны бешеные деньги, а отдачи все равно не будет. Потому что нет нормальной инфраструктуры, чиновники воруют, тотальная коррупция. То есть государственный аппарат надо выстраивать практически заново. Кто возьмет на себя эту головную боль? Я таких, кроме России, не вижу желающих.
- Как вы прогнозируете дальнейшее развитие?
- Видимо, будет попытка сделать какой-то коллективный шаг. Кстати, я думаю, что и Казахстан туда обязательно подключится - ему деваться некуда. Во-вторых, что-нибудь типа проекта совместного с ОБСЕ по Киргизии в рамках «второй корзины» экономического сотрудничества. Думаю, что Нурсултан Абишевич выступит с какой-нибудь прорывной инициативой. Но опять таки - хватит ли денег, чтобы все это восстановить?..
- Понятно, что это потребует очень больших денег и эти деньги должны быть внешних инвесторов, при этом без всякого шанса на возврат...
- В Киргизии денег нет. Это надо всем понимать. Достать их неоткуда. И надежды, что эти деньги в перспективе вернуться, тоже нет. Поэтому предлагается заняться благотворительным проектом, кто его готов поддержать, тот и пойдет. Во время кризиса таких желающих будет мало. Но у Казахстана, например, денег в Киргизию и без этого же много вложено. Поэтому здесь встает вопрос о защите собственных инвестиций. Но нужны гарантии. И опять - у кого их брать? Поэтому первая реакция всех - махнуть рукой.
- Как вы думаете, то, что пролилась кровь, это как-то повлияет на дальнейшее развитие ситуации?
- Акаев почему так жил спокойно, никто его не трогал? - Потому что тогда, в 2005 году, большой крови не было. Здесь уже почти 100 человек, а это значит, что вражда пролегла. Это же азиатская страна, такое здесь не прощают. Еще раз подчеркну, нужно восстановить управляемость и понять по поводу армии и спецслужбы - кто они, что они, с кем они. Пока все это на уровне победных реляций. По сути, ни о чем. Чтобы оценить ситуацию нужно время. Хотя бы неделя. Пока новое руководство занимается пиаром. Но этот пиар скоро закончится и нужно будет что-то делать. А денег нет. Думаю, что Киргизия еще преподнесет нам всем сюрпризы