CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Ашхабад играет на выданье :: Казахстан. Деловая Неделя

10 апреля 2010

Ашхабад играет на выданье

14 апреля 2010г. ? 14 (892), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий Сигов, Вашингтон

Туркменистан подпишет стратегическое соглашение о партнерстве с Евросоюзом, но будет по - прежнему разыгрывать параллельно российскую и китайскую «газовые карты»

В этом месяце состоится подписание соглашения о стратегическом партнерстве между Евросоюзом и Туркменистаном, которое станет новым свидетельством долгосрочного, прежде всего энергетического, интереса со стороны единой Европы и к этой конкретной стране, и ко всему региону Центральной Азии и Каспия. И хотя от словесно выраженной заинтересованности до конкретных денежных «подпорок» подобного сотрудничества обычно проходит немалое время, сам вектор такого движения ЕС в Центрально-Азиатском регионе весьма симптоматичен.

Сам по себе факт «пришествия на поклон к Ашхабаду» со стороны Евросоюза показателен еще и потому, что, по сути дела, ничего стопроцентного и на перспективу конкретного туркменское руководство европейцам отнюдь не обещает. До сих пор никаких четких и гарантированных по объемам поставок природного газа Европе Туркменистан не обещает, и вряд ли именно то, на что надеются европейцы, им в конечном итоге удастся от Ашхабада получить.

И все же если подобное соглашение будет подписано (важно здесь еще и то, кто подпишет его с туркменской стороны и какой политический антураж и личное участие приложат к нему европейские первые лица - как в самом ЕС, так и в ведущих странах, расчитывающих на получение в перспективе туркменского природного газа), то всерьез можно будет говорить о том, что вся энергетическая панорама прежде всего для Каспийского бассейна будет значительно изменена.

Проект «Nabucco» то жив, то мертв, то переходит в состояние несознательной комы

Разумеется, вся «вечно нерушимая» дружба между Европой и Туркменистаном, на укрепление которой в последние пару лет столько сил положил Брюссель, основана на энергетических поставках из Центральной Азии, и прежде всего - туркменского газа. При этом главным условием такого газового сотрудничества между ЕС и Туркменистаном является его «внероссийская» направленность: все проектируемые маршруты по поставкам газа из Туркменистана должны по европейским планам непременно пойти мимо российской территории, чтобы снизить тем самым зависимость в сфере энергетики для «Старого континента» от политических условий, диктуемых Москвой.

Помимо этого, европейцы с самого начала переговоров по газу с туркменским президентом Бердымухамедовым дали понять, что масса различных «побочных препон», которые ранее мешали прямому взаимопониманию и сотрудничеству между Ашхабадом и Брюсселем, отныне приниматься во внимание если и будут, то лишь опосредованно (такие, например, как нарушение прав человека в Туркменистане, преследование политической оппозиции и многое другое, за что вроде бы западные страны всегда критиковали и недолюбливали не только конкретно Туркменистан, но и другие государства Центральной Азии).

Сигнал Ашхабад подобный четко уловил, и посему неудивительно, что прежде всего энергетический диалог между Туркменистаном и ЕС в последнее время стал столь активным. И также неслучайно, что Еврокомиссия по вопросам энергетики выделила на осуществление многострадального проекта Nabucco очередные 200 млн. долларов, рассчитывая, что Туркменистан все же скажет этой транскаспийской затее свое твердое «да» для развертывания полномастабной работы по этому газовому проекту. До этого туркмены уже подписали рамочное соглашение с немецким концерном РВЕ по изучению и разработке проектной документации по Nabucco. Но, как говорится, все это до сих пор лишь благие пожелания, заявления для прессы и церемониальное успокаивание то одной стороны переговоров, то другой. На деле же по проекту Nabucco так до сих пор ничего конкретного не сделано, но зато сам по себе этот маршрут и миллионы-миллиарды, под него обещаемые (но пока отнюдь не выделяемые), постоянно находятся в центре внимания и европейцев, и России, и Соединенных Штатов.

Туркменская сторона постоянно намекает Европе, что продавать ей свой газ она намерена только на своей границе - а в какую сторону потом этот самый газ потечет - в российскую или под дном Каспия - для нее, по большому счету, не принципиално. Для Европы же это именно принципиально важно, поскольку на маршрут, идущий мимо российской территории, они средства выделить готовы, а вот российское участие в этом проекте Брюссель явно не устраивает.

Следует отметить, что Европа не только пока не гарантирует реальных инвестиций в проект Nabucco (крупные частные инвесторы до сих пор не уверены в том, что сама эта идея выгодна с коммерческой точки зрения, а посему и раскошеливаться на крупные суммы в евро они не торопятся), но и не особо доверяет Туркменистану в плане его возможностей заполнять проектируемую трубу в случае ее прокладки.

Ведь уже сегодня Туркменистан продает значительные объемы природного газа и в Иран, и в Россию, и с декабря прошлого года - в Китай (причем этот контракт подписан сроком на 30 лет). В то, что у Ашхабада хватит газа еще и на Nabucco - причем тоже как минимум на этот же срок - гарантий никаких нет, а в таком случае и крайне сложно убедить зарубежных инвесторов по-серьезному вкладываться в прокладку транс-каспийской трубы.

Поэтому неудивительно, что уже сегодня говорят о том, что для осуществления проекта «Набукко» (а не только для подписания соглашения по сотрудничеству в области энергетики с Евросоюзом) Туркменистану надо будет значительно наращивать добычу газа, а для этого - как и для осушествления проекта Nabucco - Ашхабаду потребуются немалые внешние инвестиции и западные технологии.

Между тем эти инвестиции пока ни Европа, ни кто-то другой Туркменистану отнюдь не обещают. Единственный, кто мог бы дать Ашхабаду значительные свободные средства - это Китай . Но он в проекте «Набукко» не заинтересован, а напротив - планирует на перспективу расширять поставки туркменского газа по своему газопроводу, идущему через территории Узбекистана и Казахстана в Западный Китай.

Поговорить о Nabucco с Ашхабадом должен не только Брюссель, но и Анкара

Помимо Туркменистана, все европейские планы обеспечить себя газом связаны еще и с позицией Турции. Анкара официально поддержала проект Nabucco. Но при этом она не отказывается и от проекта «Южный поток», по которому газ под дном Черного моря пойдет с российской территории в болгарский город Варна. Между тем турки очень заинтересованы не столько в самом транзите газовых потоков, сколько в том, чтобы их полномасштабно и полноправно приняли в единую Европу.

Во многом именно поэтому парламент Турции одобрил прокладку газовой трубы Nabucco через свою территорию, причем туркменская сторона намерена забирать из этой трубы 15 % газа для собственных нужд. Поскольку планируемая мощность Nabucco составляет 30-32 млрд. кубометров природного газа в год, то Турция таким образом будет забирать из этого количества около 5 млрд. кубометров.

Туркам тем временем самим уже давно не хватает газа для обеспечения собственного населения и промышленных мощностей, так что теоретически они могли бы поучаствовать в своих интересах и в проекте «Набукко», и в «Южном потоке».

Здесь важно отметить, что Европа не считает, что эти два проекта каким-то образом конкурируют между собой и якобы с их помощью будет возможно параллельно снабжать европейские страны необходимым количеством природного газа. Однако есть целая группа экспертов, в том числе - и весьма влиятельных, которая уверена: работать на практике будет лишь один из этих двух газопроводов, а второй, который будет построен позже, чем первый, просто станет простаивать без дела.

Для Турции же проект Nabucco не столько экономически выгодный, сколько очень актуален с политической точки зрения - особенно для того, чтобы грамотно использовать этот «переговорный рычаг» в отношениях с Брюсселем по поводу вступления (пусть даже в нескором будущем) в Евросоюз. Хотя и прокладка трубы «Южного потока» через Турцию выгодна Анкаре не меньше повышением ее роли и важности в качестве основного газового транзитного маршрута в этом регионе.

Не случайно, что нынешний руководитель европейской энергокомиссии Г. Эттингер считает, что до конца нынешнего года проект Nabucco все-таки стартует - но только в том случае, если «добро» на это даст Турция (плюс поставлять свой газ не на словах, а на официальном документе закрепит своей подписью президент Туркменистана Бердымухамедов).

Но одновременно с этим европейский комиссар вновь подтвердил, что Европа параллельно с упомянутыми выше двумя проектами будет надеяться и на подвижки в других направлениях - к примеру, при осуществлении проекта «Северный поток», который может быть завершен к 2012 году, и поведет российский газ в Германию. А также есть вариант восстановления в течение ближайших трех лет трубопровода, который связывает Россию с Австрией через территорию Украины.

Для «раскачивания» Анкары и Ашхабада у Брюсселя осталось не так уж много времени

Европейские начальники в этом году решили не просто продолжать активно уговаривать официальные лица в Туркменистане и Турции дать четкие гарантии «Набукко», но и соответствующим образом распределять в зависимости от этой «сговорчивости» немалые финансовые средства. Так, Бердымухамедову уже было сказано, что если Туркменистан и дальше будет «тянуть газовую резину», то деньги, предназначенные для прокладки «Набукко» с ведомой им территории, будут направлены на другие маршруты и проекты.

Проектов в сфере энергетики у европейцев планируется осуществлять более трех десятков, и на всех «раздумывающих», и «все еще сомневающихся» миллиардов евро явно не хватит. Что же касается конкретно проекта Nabucco, то окончательное решение по нему (и прежде всего - по воспросам финансирования) будет принято в конце нынешнего года на специальной министерской конференции, которую планируется провести в Брюсселе.

Однако те же европейцы, похоже, совсем не обращают внимание во всех этих транскаспийских планах на тот факт, что до сих пор никто не решает проблему разделения водного и прибрежного шельфа Каспийского моря. Азербайджан и Туркменистан вновь не особо рвутся сотрудничать между собой на «газовой основе», Иран давно уже дал понять, что ничего не допустит строить на Каспии без своего ведома. Да и с самим Ираном непонятно, что будет на ближайшую перспективу по причине полного тупика, в котором находятся международные переговоры по ядерной программе Тегерана.

По этой же причине наивно звучат европейские надежды попытаться организовать туркменские газовые поставки в Европу через Иран, чего никогда и гарантированно не допустят американцы. Остается тогда вариант туркменских газовых поставок через российскую территорию. Но это будет выглядеть надежно и выгодно только в теории, потому как именно этого не хотят ни туркмены, ни руководство Евросоюза.

А ведь существуют еще разногласия между Турцией и Азербайджаном по транзитным ставкам за газовые потоки (никакого сближения позиций по этим вопросам между Баку и Анкарой пока не намечается). Да и отношение официального Баку к проекту Nabucco остается на данный момент весьма скептическим, потому как никаких финансовых гарантий вся эта затея не имеет. А Россия тем временем готова платить весьма выгодную цену за поставляемый Азербайджаном газ в отличие от ведения убыточного по деньгам для Баку газового бизнеса в турецком направлении.

Не будем забывать и об идее объединить два газопровода - Nabucco и «Южный поток», которую выдвинул в своем выступлении директор итальянской энергетической компании Eni-Поало П. Скарони. Он считает, что всем заинтересованным сторонам есть смысл договориться о каком-то едином проекте и его осуществлении, нежели постоянно ссориться и распылять средства и силы на несколько маршрутов и вариантов, которые в конечном счете приведут к одной и той же цели - газовому снабжению европейского континента с помощью ресурсов Центральной Азии и Каспия.

Связано такое предложение прежде всего с тем, что, как считают в Европе, каких-либо новых «газовых» или «нефтяных войн» между Россией и Украиной уже можно избежать после избрания на пост президента Украины готового к разумному диалогу с Москвой Виктора Януковича. Правда, гарантий того, что отношения между Россией и Украиной вновь смогут обостриться (не обязательно по энергетическим вопросам), дать никто не может. А посему ключевая идея ЕС - получать требуемые для развития «старого континента» энергоресурсы, минуя российскую территорию, остается по-прежнему в силе.

Также стоит помнить, что если Nabucco не будет раскручен европейцами в ближайшие несколько месяцев, и у Туркменистана, и на перспективу у Азербайджана есть всегда альтернатива все свои излишки добытого природного газа перенаправить в сторону Китая - благо теперь туда проложена труба, пропускная способность которой достаточно оперативно может быть наращена. Даже если американцы будут продолжать угрожать Ирану, и это направление ни Баку, ни Ашхабадом не сможет быть в возрастающих объемах задействовано, в сторону Китая продавать им газ Соединенные Штаты вряд ли осмелятся.

В результате складывается ситуация, при которой «газовая мозаика» района Центральной Азии и Каспия в европейском направлении будет как минимум до осени оставаться весьма запутанной и крайне шаткой. Нет никаких гарантий как на то, что Nabucco все-таки усилиями ЕС оживет к тому времени, как и совершенно невозможно предсказать, как себя в этой обстановке поведут первые лица Туркменистана и Турции. Ясно только, что в «проектно-трубопроводном строительстве» будет еще много неожиданного и никем непредсказуемого, а «большая политика» еще не раз во весь голос заявит о себе при определении ключевых моментов развития «большой энергетики» как европейского, так и азиатского континентов.

dn.kz

Предыдущая статьяКазахстан. Деловая Неделя :: Узбекистане задержали последователей секты Григория Грабового
Следующая статьяНовая газета - Казахстан - Аркадий Дубнов :: «Киргизча»