Сергей Расов: Россия потеряла статус монополиста на туркменский газ
30 апреля 2010, 10:21, CA-NEWS (TM)
CA-NEWS (TM) - «Газпром» закупит в 2010 году у Туркмении 10 миллиардов кубометров газа, заявил замглавы российского газового холдинга Валерий Голубев. Это в три раза меньше, чем было запланировано на этот год, и в пять раз меньше объемов 2008 года. Итак, Россия потеряла статус монополиста на туркменский газ, который вполне может теперь наполнить газопроводы европейских конкурентов «Газпрома».
Почему Россия теряет Туркмению?
ИА портал Республика Сергей Расов, 29.04.10
В декабре минувшего года газовый вопрос стал ключевым в ходе визита президента РФ Дмитрия Медведева в Ашхабад. Тогда Россия и Туркмения договорились о возобновлении ежегодных поставок туркменского природного газа с первой декады января 2010 года в объеме до 30 миллиардов кубометров. Пресса поспешила порадоваться, что серьезный «газовый разрыв» между странами успешно преодолен.
Напомним, напряженность между странами возникла в марте 2009 года, когда сорвалось заключение соглашения о строительстве газопровода «Восток - Запад», это проект «Газпрома», связывающий северо-восточные газовые месторождения Туркмении с Прикаспийским газопроводом. Причиной срыва соглашения был тот факт, что Туркмения рассчитывала использовать «Восток - Запад» также и для того, чтобы наполнить Транскаспийский проект через Закавказье в Турцию и далее в Европу, то есть выступить как альтернатива российскому проекту. Президенты договорились продолжить диалог.
А уже через месяц на сайте государственного информационного агентства Туркмении появились весьма неприятные для «Газпрома» новости. Во-первых, Туркменистан заявил, что намерен провести международный тендер на строительство трубы «Восток - Запад». Во-вторых, в официальном заявлении провозглашалось, что «время монополий в этом сегменте мировой экономики уходит в прошлое». В-третьих, Туркменистан настаивал, что имеет право на выбор «альтернативных маршрутов поставок энергоресурсов. Какую из них выбрать - остается суверенным правом участников того или иного конкретного проекта». В-четвертых, «единственно правильной схемой формирования цены на природный газ являются прямые договоренности о ней между продавцом и покупателем. При этом логично, что именно страна-производитель определяет цену, основываясь на себестоимости добычи газа».
Ну и апогеем конфликта стало обвинение МИДа Туркменистана в резком сокращении объемов отбираемого туркменского газа без предварительного уведомления. «В результате этого на участке газопровода САЦ, по которому осуществляются поставки туркменского природного газа в Россию, в ночь с 8 на 9 апреля с.г. произошла авария. Такой подход является односторонним грубым нарушением условий контракта купли-продажи газа», - подчеркивалось в заявлении. Представитель «Газпром экспорта» Илья Кочеврин назвал обвинения беспочвенными и заявил, что компания своевременно уведомила Туркменистан о сокращении отбора газа и ее действия не могли привести к аварии.
После взрыва Туркмения полностью прекратила поставки, с тех пор туркменский газ в Россию не поступал. До этого Россия являлась одним из крупнейших покупателей: в 2008 году Туркмения экспортировала в Россию более 47 млрд кубометров природного газа из добытых 70 млрд кубов. В 2009 году планировалось экспортировать более 51 млрд кубометров газа из намеченных к добыче 75 миллиардов и наращивать экспорт до 80 млрд куб.м.
Сотрудничество с Россией в газовой сфере приносило Туркменистану около шести миллиардов долларов в год, части этой прибыли страна, разумеется, лишится. В то же время российский концерн от снижения объемов закупки ничего не потеряет: спрос на газ падал, продавать его в больших объемах некому. К тому же покупать у Туркмении газ по $370 за тысячу кубометров и продавать себе в убыток по $210 Россия не хотела.
Как заявил во вторник замглавы «Газпрома» Валерий Голубев, по новой договоренности теперь среднегодовая цена туркменского «голубого топлива» для «Газпрома» составляет $240-250 долларов за тысячу кубометров. Связано это с тем, что в декабре на встрече Медведева и Бердымухамедова стороны договорились о поставках туркменского газа «на основе формулы цены, соответствующей условиям европейского газового рынка».
По мнению экспертов, «Газпром» действительно не потеряет ничего в финансовом отношении. Проблема более стратегического характера: российскому холдингу важно было удержать туркменский газ, чтобы он не пошел в альтернативный россиянам газопровод «Набукко». Помимо этого, Москве стоит беспокоиться и по поводу открытого 14 декабря газопровода «Туркменистан - Китай» с проектной мощностью 40 миллиардов кубометров газа в год. В любом случае, статус монополиста по отношению к туркменскому газу Россия уже потеряла, теперь вопрос в том, кто перекупит освободившиеся объемы.