Кыргызов на бунты толкает...
Птн, 2010-04-30 15:04, Кабар
БИШКЕК, 30 апреля 2010 года (КАБАР/Рахат Калем). После событий 7 апреля в Кыргызстане многие международные наблюдатели предрекают стране скорый распад. Даже российский президент Дмитрий Медведев без обиняков заметил, что в Кыргызстане нет государства. Неприятно это слушать, но чем поддаваться эмоциям, лучше внимательно прислушаться к таким прогнозам, потому что уход от проблемы не решает ее, а только усугубляет. Как говорил барон Мюнхаузен, «спасение утопающего - дело рук самого утопающего», поэтому только от нас зависит, сохраним мы свою страну или позволим ей исчезнуть с политической карты мира.
Объективно угроза утраты государственности сегодня действительно существует - сказывается частая смена власти в республике. За четверть века мы пережили переход от одной общественной формации в другую, а потом еще дважды сменили власть, и оба раза это произошло не эволюционным, а насильственным путем. Даже более устойчивые и благополучные государства, не говоря уже о Кыргызстане, не всегда способны устоять под разрушительным напором подобных исторических потрясений. Еще одну революцию республика уже не переживет, предостерегают эксперты, и с ними никто не спорит. Ситуация в стране все еще очень хрупкая и Кыргызстан, открытый всем ветрам, в своем нынешнем состоянии как искусственно рожденный младенец очень уязвим.
Республика раздираема внутренними противоречиями - это следствие проблем, которые обнажила апрельская революция, как и мартовский переворот пятилетней давности. Они накапливались в течение всех лет независимости, а за последнюю пятилетку только усугубились. Все возрастающие потребности общества не могли удовлетворить сложившиеся при двух президентах экономические и политические отношения. Зревшие противоречия вылились в апрельскую народную революцию. Системный кризис, который переживает страна, охватывает все стороны ее жизнедеятельности, ситуацию осложняет усилившийся в последние годы региональный и религиозный фактор.
Каждый раз новая политическая элита, сменив старую, берет на себя обязательства провести преобразования, которые должны улучшить благосостояние народа, а страну сделать процветающей. Но мы не раз имели возможность увидеть, чем в реальности оборачиваются реформы и что они дают людям. Как правило, ожидания народа оказываются слишком завышенными, и сменившись вскорости разочарованием, они в итоге выливаются в акции протеста.
Корень всех бед население по привычке видит в плохом управлении государством, причем протест масс направлен против конкретных личностей - президентов. Так было в 2005 году, когда акции протеста закончились штурмом Дома правительства и Аскар Акаев бежал в Россию, а спустя ровно пять лет кыргызы изгнали Бакиева. Отсюда возникла проблема утраты доверия к власти со стороны общества.
Народ, уставший от чрезмерно властолюбивых, по кыргызским представлениям, президентов, сегодня в числе самых главных ставит в повестку дня вопрос о необходимости ограничения власти путем смены формы государственного правления. В этом интересы общества и Временного правительства совпадают. Все осознают, что сроки поджимают и поэтому крайне необходимо для стабилизации политической ситуации в стране и легитимации власти как можно скорее принять проект новой Конституции и провести выборы. Новый проект Основного закона предлагается для того, чтобы исключить узурпацию власти одним человеком.
Несмотря на единодушие между временной властью и гражданским обществом в этом вопросе, разногласия проявляются по вопросу будущего политического устройства республики. Население, разочаровавшееся в целом в институтах власти, сегодня крайне чувствительно воспринимает все, что, на его взгляд, напоминает попытки превышения полномочий членами ВП. По инерции срабатывает защитный механизм, поэтому все с большим пристрастием и чуть ли не под лупой мониторят каждый шаг Временного правительства.
Нельзя сказать, что население не доверяет ему, напротив, ВП пользуется в народе большой поддержкой, но подозрительность присутствует. Масла в огонь подливают противники Временного правительства, которые ищут любой повод и раздувают любую малейшую промашку до вселенских размеров. И таковых «доброжелателей» с приближением выборов, однозначно, будет становиться все больше. Это банальная борьба за власть, но в условиях революционной ситуации подобные действия, подрывающие доверие пусть и к временной, но власти, чревато нежелательными последствиями.
Отсюда вытекает другая проблема - опасность возникновения новых беспорядков и обострения ситуации в стране, так как еще достаточно высока вероятность раскола общества по идеологическим, политическим, региональным, клановым, религиозным, межэтническим, даже возрастным признакам в борьбе за места в парламенте.
В событиях последних недель как в зеркале отразились все болезни кыргызского общества, подтачивающие его изнутри уже многие годы. Усилилось деление народа по клановым, родоплеменным и другим признакам, что не сплачивает его как нацию, а напротив, при соответствующем стечении обстоятельств может его расколоть. Парадоксально, но имманентно присущее кыргызам свободолюбие иногда оборачивается против него же самого, потому что кыргызы, дойдя до крайней точки кипения, показывают способность очень быстро мобилизоваться для выступления против власти. Бунтарский дух плохо совместим с созидательностью. Но есть и положительная сторона такого свойства кыргызской натуры - народ в одночасье способен изменить ход своей истории, в отличие от некоторых других народов, десятки лет терпящих власть одного правителя.
Народ, желая позитивных перемен, механически связывает свои ожидания с конституционной реформой и выборами, полагая, что после принятия новой Конституции и избрания парламента в Кыргызстане будет создана эффективная, честная, некоррумпированная система управления. Часть общества склоняется к парламентской форме правления, надеясь, что парламентаризм спасет Кыргызстан от будущих политических потрясений и сформирует правительство, способное справиться с экономическими и другими задачами.
Спору нет, да и выбора тоже - конституционная и политическая реформа необходимы, чтобы создать в Кыргызстане новую государственную систему. И есть шанс сделать ее подконтрольной обществу, отвечающей прежде всего и только интересам народа, а не узкой группы лиц, будь-то это семья, партия или клан. Но принятие Основного закона и избрание новых президента, парламента и правительства не означает, что после этого автоматически заработает Конституция и качественно изменится управление или резко поднимется экономика.
Вопрос в том, как будут проходить референдум и выборы, кем будут представлены победившие партии в парламенте, как будут исполняться законы. Одно дело - создать юридические основы для преобразований, но реализовывать-то их конкретным людям, гражданам республики. Чтобы жить по-новому с новыми законами, надо изменить наше сознание, привести в соответствие, образно говоря, форму и содержание, иначе противоречия между ними будут порождать проблемы. Можно сколько угодно декларировать высокие принципы, говорить о демократии, подчинении закону и так далее, но и общественное сознание должно меняться, не отставать от изменяющихся условий, приспосабливаясь под них.
У нас нет времени на раздумывания и сомнения., нет иной альтернативы. Надо понимать, что западным странам понадобились сотни лет, прежде чем они смогли найти и приспособить наиболее оптимальную модель общественного устройства. А мы должны идти семимильными шагами. Наше сознание давно «испорчено» идеями свободы и демократии, поэтому для нас неприемлемы авторитарные формы правления. Иначе противоречия не будут разрешаться, а будут только возрастать, что будет приводить к новым бунтам, а в итоге - к утрате государственности.