CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

j-een.com

Юрий Шевцов: События на юге - это проявление слабости центральной власти в Киргизии

17 мая 2010

Юрий Шевцов: События на юге - это проявление слабости центральной власти в Киргизии

17-05-2010, j-een.com

С просьбой прокомментировать последние события в Кыргызстане редакция JEEN обратилась к Шевцову Юрию Вячеславовичу, директору Центра европейских гуманитарных исследований, директору Института проблем человека (Минск).

JEEN: Юрий Вячеславович, как вы оцениваете события, происходящие на юге республики? Как в целом влияет на общественность «реваншизм» Бакиева?

Ю.Ш.: События на юге - это проявление слабости центральной власти в Киргизии. Это естественно, т.к. революция была совершена в основном силами населения северных областей. На юг она пришла с севера. Недовольство Бакиевым на юге не вызрело до массового сопротивления ему. Но оно было и есть. Поэтому то, что сейчас происходит на юге - это в основном распад системы власти. Выход на поверхность самых разных конкурирующих местных групп влияния, лишь одной из которых являются сторонники Бакиева. Хотя на сегодня сторонники Бакиева - одна из самых крупных и активных таких группировок. Активность сторонников Бакиева демонстрирует слабость власти в Киргизии. А это влечет за собою самоорганизацию всех остальных группировок. Продолжение сползания южной Киргизии к анархии обязательно породит несколько центров консолидации "общественности". То, какой центр победит, мне кажется, зависит в основном от внешних сил. Сейчас таким усиливающимся центром стали сторонники Временного правительства за счет имеющейся у Временного правительства поддержки России. Но это положение неустойчиво.

JEEN: Не секрет, что в ходе беспорядков в апреле «выясняли отношения» местные ОПГ, в том числе специализирующиеся на наркотрафике и неплохо себя чувствовавшие при Бакиеве. Юрий Вячеславович, с вашей точки зрения, как будет развиваться ситуация со сменой власти?

Ю.Ш.: Прежде всего, речь идет о наркопреступности. Прошедшие после революции 40 дней - громадный срок, когда и так слабый контроль за наркотрафиком по территории Киргизии резко сократился. Продолжение анархии также не будет способствовать росту контроля над наркопреступностью. Чистка в силовых структурах южной Киргизии, которая началась сейчас скорее всего, ослабит, по крайней мере на время, оперативные возможности противодействия преступности. И скорее всего, нынешнее ослабление силовых структур продлится примерно до выборов в парламент и формирования конституционных органов власти. Если не случится чего-то более форс-мажорного до того. Значит, влияние криминала будет усиливаться, а наркотраффик через Киргизию будет нарастать. Сегодня и в ближайшие месяцы наркотрафику в Киргизии препятствуют в основном погранслужбы и силовые структуры соседних стран, закрывших границу с Киргизией. Значит, либо количество наркотиков на территории Киргизии будет увеличиваться в ожидании открытия границ, либо будет нарастать волна коррупции и вообще наркопреступности по отношению прежде всего к Казахстану, дабы наркотики туда все таки уходили. Если хаос в Киргизии затянется, тогда надо ожидать взрывного роста производства в Киргизии собственных наркотиков по примеру Афганистана. Когда людям нечего есть, а рядом существует отработанная система наркопреступности, они станут выращивать наркосодержащие растения. Причем и на севере Киргизии и на Юге. Это, думаю, главная опасность, происходящая из затягивающегося постреволюционного беспорядка в Киргизии.

JEEN: Как, по-вашему, будет решаться вопрос с системообразующими предприятиями, перешедшими в частные руки при Бакиеве? Как будет проходить реприватизация?

Ю.Ш.: Пока закрыта граница с Казахстаном и Узбекистаном, судьба этих предприятий подвешена. Если вспыхнет гражданская война, тогда они скорее всего остановятся вообще и говорить сейчас об их судьбе в этом случае - вообще невозможно. Открытие границ возможно по мере нормализации обстановки внутри Киргизии. Значит, владеть ими будут те, кто придут к власти в ходе этой нормализации. А придут к власти те, кто выстроят наиболее тесные отношения с внешними силами, влияющими на Киргизию. Сейчас это - прежде всего Россия. В меньшей степени Узбекистан и Казахстан, особо стоят США и пока притаившиеся исламисты. Если исходить из того варианта Конституции, который сейчас наиболее популярен: Киргизия становится парламентской республикой со слабой президентской властью, то есть власть уходит в регионы, тогда надо полагать, что и собственность на эти предприятия уйдет в руки региональных лидеров, представленных в парламенте и правительстве и выстроивших отношения с внешними игроками. Я бы ожидал, что на севере этими собственниками станут силы, ориентированные в основном на Россию и Казахстан. А на юге - на Россию и Узбекистан. Но это - чистая теория. В Киргизии еще неясно, будет ли вообще успокоение, то есть сохранятся ли эти предприятия в принципе.

JEEN: Есть ли у временного правительства возможность вернуть средства, присвоенные Бакиевыми?

Ю.Ш.: Скорее всего, нет. Во всяком случае, далеко не все. По той причине, что правительство очень слабо и не сможет сконцентрироваться на этом очень нелегком вопросе, будет постоянно отвлекаться на гораздо более острые внутренние проблемы, наподобие позавчерашнего выступления на юге.

Материал подготовил: Александр Поляков

j-een.com

Предыдущая статьяHindu: Москва не пытается воспользоваться моментом нестабильности в Бишкеке, чтобы выгнать американцев с военной базы "Манас"
Следующая статья...::НИАТ - В ДУШАНБЕ ПРИБЫВАЮТ ДЕЛЕГАТЫ 37-Й СЕССИИ ОИК