Узбекистан: Миллиардер периферийного значения хранит доллары в мешках
a.. May. 21st, 2010 at 1:03 AM, Блог Ферганы.Ру
Среди ненавистных фигур, олицетворяющих власть и могущество, в Узбекистане, оказывается, есть сверхбогатые люди, которые, как ни странно, пользуются у низших слоев авторитетом и уважением. Эти «денежные мешки», как их называют в народе, формально являются вполне легитимными бизнесменами, и только ближайшее их окружение доподлинно знает, какому виду «бизнеса» они обязаны своими миллиардами.
Скромного на вид предпринимателя Уткира Махмудова из небольшого городишка Янгиюль под Ташкентом, к примеру, знают многие, и не только местные. Знаменитый и богатый руководитель местного фермерского хозяйства «Уткир», хозяин сети торговых предприятий, ресторанов и кафе, кирпичного завода и иных лакомых кусочков рыночной экономики является, прежде всего, по мнению знающих его людей, известным наркобароном, и состояние его многочисленных счетов и имущества пополняется не по годам, а по дням.
О «подпольной» деятельности крупного мафиозного дельца неплохо осведомлены также и местные правоохранительные структуры, но это не мешает 70-летнему «барону» быть у них в почете, имея надежный тыл и «крышу». Правда, ряд лет назад старика те же органы, с которыми дружба чревата последствиями, взяли было крепко «под жабры», что, поговаривают, даже пришлось ему пару лет отсидеть и малость «раскошелиться». Но опытный старина оказался ушлым, и вскоре все его былые неприятности благополучно канули в Лету.
Не чают в нем души и любят водить дружбу с «коронованным» бизнесменом также ангажированные журналисты, особенно узбекские телевизионщики. Приглашая к себе на праздник (чаще всего, на Навруз или День независимости) отряд покладистых «акул пера» из десятка правительственных изданий, господин Махмудов делает широкий жест щедрой рукой, и каждому из присутствующих на торжествах падает «манна небесная» в виде притягательных зелененьких бумажек иностранной «чеканки». Достоинство и объемы купюр тем весомее, чем выше статус и ощутимее преданность «награждаемого». Если, скажем, рядовой писака может довольствоваться 200-300 долларами за свои труды ратные, то «телемастера», готовящие хвалебные репортажи «с мест событий», могут заработать за раз от $700 до 1000.
Женщины, по слухам, интересуют его меньше всего, хотя официально он имеет двух жен (модная тенденция современных узбекских мужей, облаченных во власть). Зная щедрость души «короля», интерес к нему, скорее, проявляют сами представительницы прекрасного пола.
Самое удивительное и непонятное, по признаниям побывавших у «барона» в гостях представителей СМИ, заключается в том, что стоящие плотными рядами холщовые мешки, до отвала набитые деньгами, можно увидеть у миллиардера Махмудова даже в его офисе. Так сказать, урожайный результат вполне открытого и прозрачного бизнеса.
В Узбекистане, по неофициальным данным, более двухсот «коронованных авторитетов», держащих под контролем движение теневого капитала в стране. Только в одном Ташкенте их количество исчисляется несколькими десятками. Так или иначе, все они связаны с криминальным бизнесом, наподобие наркоторговли или валютных махинаций в особо крупных размерах. И, вне всякого сомнения, не без помощи высоких покровителей, стоящих у руля власти.