Откуда взялось столько «экспертов»? Или правда о событиях на юге Кыргызстана
16.06.10 15:54, Zamandash press
Прочитав статью М.Ростовского под названием «Резня на юге Киргизии - кто за этим стоит?» от 15 июня на сайте Centrasia.ru, а также ряд других аналитических статей под скорую руку российского и западного производства, даешься диву о фантазии, а скорее - циничности заказных «экспертов», которые не прочь воспользоваться драматическим моментом для продвижения собственной персоны. Но не понятно какого рода услугу оказал автор данной статьи российскому руководству: то ли хотел проявить свое дешевое преклонение перед политикой российского истеблишмента, при этом не понимая ее тонкостей, то ли полностью выставил ее в архетипном свете великого русского шовинизма. Того самого образа, от которого на самом деле российское руководство всеми силами пытается отойти. Вот хотя бы одно из недвусмысленных умозаключений господина Ростовского: «Призывы ввести наши войска в зону бойни сейчас слышны со всех сторон. Однако продемонстрированное Кремлем нежелание очертя голову рваться в бой - самая разумная линия поведения. Тем более что опыт показывает: благодарность местных жителей за спасение часто бывает кратковременной». Если господин Ростовской имел в виду благодарность жителей Грузии, Чечни или Афганистана, то ему ее еще долго придется ждать.
Сидя у себя в мягком московском кабинете и «обливаясь слезами» за погибающих кыргызов и узбеков, автор, однако так ничего и не понял о нашей ситуации. Подогнать события на юге под этническую чистку очень удобно. Это позволяет подвести под одну гребенку эти «непонятные» народы, которые живут по своим правилам и не подвластны внешнему контролю. Воткнуть кыргызов в категорию «зверски жестоких убийц» также помогает создать у себя на родине идеологический фон для собственного населения: мол, смотрите - вот, что бывает с тем народом, который изгоняет своего правителя - полный хаос, резня и насилие.
Однако ими не учитываются очевидные факты обратного. Например, что местные добровольные дружины и те, которые выезжают в Ош и Жалал-Абад из других областей страны, охраняют как кыргызские, так и узбекские кварталы. Повсеместные случаи солидарности между представителями разных этносов также бросаются в глаза. Местные форумы трещат от свидетельств очевидцев конфликта, которые рассказывают о том, как кыргызские семьи укрывают у себя узбекские семьи или как в одном узбекском селе в районе «18-го ПартСъезда» три кыргызские семьи были не тронуты и прибывают в полном здравии. Люди помогают друг другу чем могут независимо от этнической принадлежности. Не заметить такую информацию просто не возможно.
Если уж эксперты берутся идентифицировать стороны конфликта (что представляется трудной задачей для местных наблюдателей, а тем более для иностранных), то пусть это делают с полной ответственностью, педантичностью и точностью, иначе сами же провоцируют своими статьями агрессию внутри населения. И уж тем более это должны понимать относящие себя к опытным политологам и журналистам.
Чтобы выявить природу конфликта на данном этапе, посмотрим на имеющиеся стороны конфликта. Обычные граждане обоих общин сидят по домам, прячась и боясь за свои жизни. В ошских махалях кыргызы и узбеки живут бок о бок, ходят в одни школы и университеты. Смешанные браки являются частым явлением на юге. Конечно, нельзя отрицать существование трений как на бытовом так и на политико-экономическом уровне. В любой стране, где существуют нехватка земли, воды и социальные неравенства, таково рода трения неизбежны. Но проживая вместе все эти годы, население обоих общин как раз и являются самими мирными и толерантными, для которых убийство не есть выходом из социальных проблем.
Те же группы, которые бесчинствовали в эти дни в городах Ош и Жалал-Абад, а также в ближайших селах, являются посторонней стороной, преследующей свои цели, и должны рассматриваться и анализироваться отдельно от гражданского населения. Кто они такие? Наблюдаются разные криминальные группы: те, кто рассекают город на новеньких джипах с современным оружием и те, на более простом транспорте, вооруженные арматурой и деревянными дубинками. Они носят черные повязки и стараются не переговариваться при нападениях, чтобы не выдать себя. По словам очевидцев, новенькие джипы никогда ранее не были замечены в Оше, из чего можно сделать вывод, что бандитские группы не являются выходцами данных городов. Этому наблюдению не трудно поверить, так как данные города маленькие и компактные и все друг друга знают. Кроме того, по последней оперативной информации, пойманные бандиты не являются гражданами Кыргызстана. Среди задержанных уже числятся граждане Узбекистана, Таджикистана и России. Они стреляют по гражданскому населению независимо от этнической принадлежности. Они также нападают на военных и милицию и отбирают у них оружие под угрозой расстрела. При этом, криминальные элементны пользуются хитрой тактикой. При нападении на узбеков, они говорят на кыргызском языке, а при нападении на кыргызов, они выдают себя за узбеков. Более того, пойманный в одном узбекском селе снайпер не кыргызской национальности был одет в кыргызский белый традиционный калпак. На лицо использование специальных тактик с целью введения в заблуждение населения и раздувания межэтнического конфликта.
Уже не секрет, что действия криминальных групп по убийству гражданского населения с обоих сторон и мародерству на юге были задолго запланированы, организованы и нацелены на определенные слои населения. Но если бандиты используют информационную и образную войну в виде слухов, языка и одежды, то как же быть с информационной войной, исходящей от западных и российских СМИ? Не понятно зачем «нейтральным» наблюдателям, как Россия, усугублять и без того сложную ситуацию, давая в информационное пространство грубую и непроверенную информацию? Если погрешности в анализе западных СМИ еще можно как-то понять в виду их поверхностного знания нашего региона, то российским экспертам это не простительно, тем более, когда разные Ростовские хвалятся своим прошлым военным опытом в Средней Азии и знанием этнических проблем Ферганы.
Независимая аналитическая группа «Акыйкат» 16 июня 2010 г.