Туркменский автограф
Приложение к газете "Коммерсантъ" ? 115 (4415) от 30.06.2010
Начало реализации строительства европейского газопровода "Набукко" теперь зависит только от решения президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова, который медлит с принятием решения о поставках туркменского газа для "Набукко". Что выгодно для строителей российского газопровода "Южный поток" - основного конкурента европейского проекта.
Впервые проект газопровода "Набукко" (Nabucco) был презентован в 2002 году. Газопровод протяженностью 3,3 тыс. км и мощностью 31 млрд куб. м в год должен пройти по территории Азербайджана, Грузии, Турции, Болгарии, Венгрии, Румынии и Австрии. Акционерами консорциума (компании-оператора) являются австрийская OMV, немецкая RWE, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Bulgarian Energy Holding, румынская Transgaz. Стоимость проекта оценивается в ?7,9 млрд, начало строительства в 2011 году, окончание - в 2015 году. Реальным конкурентом Nabucco является российский газопровод "Южный поток" (South Stream).
Поиск контрактов
К концу 2010 года должны быть подписаны контракты со странами-производителями на поставку газа в газопровод "Набукко" (Nabucco). Об этом в конце июня сообщил Рейнхард Митшек глава компании-оператора проекта Nabucco Gas Pipeline International GmbH. Для Евросоюза и США "Набукко" имеет принципиальное значение, схожее с тем, какое имел нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Это экспорт углеводородов на Запад в обход территории России.
Ключевой проблемой, которая заставила акционеров перенести запуск трубы на 2014 год, является отсутствие договоров со странами-производителями газа на поставку голубого топлива в газопровод. Сначала предполагалось, что ресурсной базой станет Иран, но страна попала под международные санкции. Поэтому был начат активный поиск новых источников газа для "Набукко". И, естественно, первой в этом списке стоит Туркмения. Ашхабад постоянно заявляет о своем интересе к "Набукко", но до подписания конкретных соглашений дело так и не дошло. Никто из высшего руководства Туркмении прямо и четко не ответил, почему он пока не влился в "Набукко", однако причины достаточно очевидны.
Во-первых, поддержка "Набукко" - это практически гарантированные осложнения в отношениях с Москвой. Во-вторых, долгие годы Туркмения спокойно продавала свой газ Украине, а затем "Газпрому". Причем последние несколько лет цена постоянно росла, достигнув в 2008 году европейского уровня. "Газпром" шел на эти расходы, поскольку считал, что лучше потратить деньги, но не пустить туркменский газ на европейский рынок, минуя Россию. В-третьих, необходимо строить транскаспийский газопровод, поскольку иного пути для туркменского голубого топлива в Европу нет. Газопровод через Каспий - это не только миллиарды долларов, но и большие политические сложности. Статус "самого большого в мире озера" не урегулирован, имеющие выход к Каспию страны (Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Иран) не могут договориться о линии границ.
Еще одной причиной, по которой Туркмения не спешила дружить трубами с Западом, стал Китай. Поднебесная ведет последние годы чрезвычайно активную политику в Средней Азии, выделяя миллиарды долларов на проекты прежде всего в сфере добычи и транспортировки природных ресурсов. На деньги Китая был построен и в конце прошлого года введен в эксплуатацию газопровод Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Китай проектной мощностью 30 млрд куб. м в год с возможностью увеличения до 40 млрд куб м. Основной объем газа планируется поставлять с традиционных месторождений Туркмении, а остальную часть - с тех участков, которые Ашхабад передал для разработки китайской CNPC. Туркмения также построила новый газопровод в Иран, который позволит увеличить поставки газа в эту страну с 5-8 млрд до 20 млрд куб. м в год.
В этих условиях "Набукко" был Ашхабаду не нужен. Газ продается, деньги в казну поступают, можно спокойно торговаться с европейцами и играть на нервах у Кремля. Но мировой экономический кризис спутал все карты.
Карта не легла
До кризиса "Газпром" закупал у Туркмении свыше 40 млрд куб. м газа в год (42,3 млрд в 2008 году). Россия прекратила закупку газа в Туркмении 9 апреля 2009 года, после взрыва газопровода САЦ-4 на туркмено-узбекской границе. Ремонт закончился в мае, но "Газпром" закупки не возобновил, пытаясь сбить цену, которая на тот момент была почти такой же, как и стоимость российского газа в Европе (около $375 за 1 тыс. куб. м). Перепродажа среднеазиатского газа приносила минимальную прибыль из-за высоких транспортных затрат, а в этом случае становилась просто катастрофически убыточной.
Компромисс удалось достичь только к концу 2009 года. В начале 2010 года "Газпром" возобновил закупки в Туркмении, но их объем останется на том же минимальном уровне - 10-11 млрд куб. м. Импорт газа из других среднеазиатских стран останется в тех же рамках плюс будет куплено 0,5 млрд куб. м у Азербайджана. Туркменский газ обойдется "Газпрому" примерно в $222 за 1 тыс. куб. м, остальной - в $220-244. Даже несмотря на то что Туркмения существенно "подвинулась" по цене, "Газпром" не может нарастить объем закупок газа, потому что не может его продать.
По данным международной ассоциации газовой промышленности Cedigaz, резкое снижение спроса, особенно со стороны промышленности, привело к падению мировых поставок газа на 3,4% (в Европе до 7%.- "Ъ") в 2009 году. "Эта рецессия приостановила постепенный и значительный рост добычи газа в мире, зафиксированный с 1998 года. Это было худшее падение, когда-либо зафиксированное в мировом газовом бизнесе с тех пор, как начали развиваться газовые рынки во всем мире",- говорится в сообщении Cedigaz.
"Это совпало со значительным увеличением производственных мощностей по сжижению газа и регазификации и ростом предложения СПГ (в связи с сокращением импорта СПГ со стороны США), что еще больше усилило дисбаланс спроса и предложения на европейском газовом рынке",- отмечают в "Газпроме".
Лучше только даром
Сегодня у Ашхабада есть только два направления, по которым можно нарастить экспорт газа. Это Китай и Иран. В Китай, как уже отмечалось выше, проложен газопровод, но на проектную мощность он будет выведен только через два года. В Иран также построена новая труба, и, возможно, в текущем году поставки существенно увеличатся (в планах экспорт 14 млрд куб. м газа). Но это не сможет компенсировать падение российского спроса.
Туркмения пытается работать и на перспективу: ведет переговоры о строительстве новых трубопроводных мощностей в Китай и расширении поставок в Иран. 18 июня в Ашхабаде состоялась встреча Гурбангулы Бердымухамедова с членом постоянного комитета политбюро центрального комитета Компартии Китая, секретарем центральной комиссии ЦК КПК Хэ Гоцяном. Пресс-служба туркменского президента сообщила, что стороны обсудили и согласовали вопросы строительства второй нитки Трансазиатской газовой магистрали. Но у китайско-иранского экспорта есть один существенный недостаток. Цена поставок в эти страны значительно ниже, чем те деньги, которые платит "Газпром".
Если стороны в цене не сойдутся, и Европа не будет готова "раскошелиться" на туркменский (и азербайджанский) газ, то никакого "Набукко" не будет. Туркмении придется продолжать наращивать поставки в Китай и Иран, а также ждать, когда "Газпром" начнет увеличивать объем закупок (или идти на новое снижение своей экспортной цены). Для России и "Газпрома" такая ситуация наиболее выгодна. Лишних миллиардов не будет потрачено на чужой газ, и исчезнет единственный на европейском рынке реальный конкурент газопровода "Южный поток".
Российский газопровод "Южный поток" (South Stream) должен пройти по дну Черного моря и связать Россию со странами Центральной и Южной Европы. Точный маршрут не утвержден. Проект реализуют "Газпром" и итальянская Eni; в июне 2010 года подписан меморандум о вхождении в проект французской EdF (Electricite de France). Управляющая компания проекта South Stream AG, зарегистрированная в 2008 году в швейцарском кантоне Цуг с уставным капиталом 10 тыс. швейцарских франков (около $9 тыс.). В июне 2010 года объявлено, что председателем совета директоров и исполнительным директором South Stream AG стал действующий генеральный директор нидерландской газовой компании N.V. Nederlandse Gasunie Марсел Крамер (Marcel Kramer). Предполагается, что "Южный поток" будет способен транспортировать до 63 млрд куб. м газа в год. Стоимость строительства газопровода, по разным оценкам, ?8,6-19 млрд. В рамках реализации проекта Россией подписаны межправительственные соглашения о строительстве газопровода с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Турцией, Хорватией, Австрией, Словенией. Начало строительства "Южного потока" намечено на ноябрь 2010 года, окончание - на 2015 год.
Кирилл Мартынов