Амиржан Косанов, генеральный секретарь ОСДП «АЗАТ», специально для «Новой» - Казахстан»
22.07.2010 г. , Новая газета - Казахстан
Наша насквозь коррумпированная власть вспоминает об экологической безопасности только тогда, когда ей нужно надавить на транснациональные корпорации, чтобы те были сговорчивее при пересмотре условий контрактов
Заглушка
Извлекут ли наши государственные мужи уроки из экологической катастрофы в Мексиканском заливе
Кажется, встревоженная не на шутку Америка перевела дух: трехмесячный кошмар заканчивается, и руководство провинившейся на весь мир транснациональной корпорации British Petroleum (BP) в конце прошлой недели заявило о том, что операция по установке новой заглушки на месте утечки нефти в Мексиканском заливе проходит успешно.
Дай-то Бог! Ибо в нашем тесно интегрированном мире, опутанном вдоль и поперек нефтепроводами, чужой экологической катастрофы не бывает. Тем более такого масштаба. Для Казахстана, где есть свои предпосылки для таких страшных мегаутечек, это не столько поучительный урок, сколько серьезное предупреждение.
Запасы нефти и газа не только наша гордость и основа относительно стабильного бюджета, но и причина чрезмерных интересов со стороны транснациональных компаний, которые в погоне за сверхприбылью, как правило, игнорируют элементарную экологическую безопасность регионов, где ведут работы. Еще в мае премьер-министр Казахстана Карим Масимов поручил министру нефти и газа Сауату Мынбаеву и министру окружающей среды Нургали Ашимову проверить безопасность нефтедобычи на Каспийском море и создать соответствующую комиссию: «Доложите мне, что вы предполагаете делать и как вы эту комиссию создадите, - сказал премьер-министр и добавил, касаясь аварии на платформе BP, - у них очень много вопросов, хотя вроде компания солидная, наверняка там все стандарты использовались, однако трагедия произошла». Прошло больше месяца и во время посещения премьер-министром Атырауской области на совещании, которое он провел в минувшую пятницу, аким Атырауской области Бергей Рыскалиев сообщил, что «до сих пор нерешенным остается вопрос о станциях наблюдения за состоянием окружающей среды», и «остро стоит вопрос самоизливающихся скважин, которых осталось более тысячи еще с советских времен. Все эти скважины остаются под водой в предбрежной части Каспийского моря на территории Атырауской области».
Не хочу сгущать краски, но замечу, что информация о безопасности (или об отсутствии оной) для окружающей среды у нас всегда была под грифом «Совершенно секретно». И только немногие СМИ и редкие смельчаки в экспертных кругах отваживаются говорить о сложной экологической ситуации на Каспийском шельфе. Мы были свидетелями гибели там тюленей и птиц, резкого сокращения популяции рыб, особенно осетровых. Проблема выделения попутной серы, которая в прямом и переносном смысле отравляет жизнь всему региону, стоит непоколебимо, как гора под Атырау. Самое страшное, что местное население к этой сере уже привыкло и воспринимает ее как должное!
И ведь никто до сих пор не призвал к ответу работающие на шельфе иностранные нефтяные компании! Не было ни одного серьезного окрика со стороны государственных органов в адрес злостных нарушителей экологического баланса.
Наша насквозь коррумпированная власть вспоминает об экологической безопасности только тогда, когда ей нужно надавить на транснациональные корпорации, чтобы те были сговорчивее при пересмотре условий контрактов. Экологическая катастрофа на Каспийском шельфе и собственное экономическое благополучие для нее понятия несопоставимые. Словом, «после нас хоть нефтяной потоп»!
Причина одна - государство в лице его высокопоставленных чиновников, призванных строго следить за порядком на нефтяных скважинах, аффилировано с этими самыми транснациональными корпорациями. И поэтому по-настоящему не может призвать их к ответу.
Получается, что и мы, и наша природа - заложники сложившихся уродливых олигархических отношений между властью и крупным иностранным бизнесом.
Мне импонирует принципиальная позиция моего ровесника Барака Обамы, которую он занял относительно событий, связанных с такой влиятельной транснациональной компанией, как BP. Он не ушел в псевдодискуссионные дебри, говоря о закрытости контрактов между BP и США. Он не стал говорить о несомненных достоинствах этой на самом деле уважаемой в профессиональных кругах компании.
Он поступил как президент, за которым стоят миллионы жителей прибрежных штатов Луизианы, Алабамы, Миссисипи, Флориды и Техаса. И не только они!
Он мог бы сказать: «Уважаемые граждане США! Контракт с BP имеет свои особенности, и о его подробностях не смеет знать ни Конгресс, ни Сенат, ни оппозиция до 2040 года!». Думаю, что после таких слов в Белом доме сидел бы другой президент!
Мои оппоненты могут мне возразить, что и у нас есть прецедент, в смысле недавнего наезда на компанию «Тенгизшевройл». Чем не принципиальность в отстаивании национальных интересов?! Увольте! В ситуации, когда все имеет ак-ординскую подоплеку, это или попытка содрать «хоть клок с паршивой овцы», или, скорее всего, внешнеполитический прием, связанный с очередной попыткой передела собственности.
В любом случае, понятие заглушки в Мексиканском заливе имеет свою нефтяную интерпретацию, в том числе и в нашей казахстанской действительности. В смысле - заглушки.
И не только на утекающую нефть.