Разборки имамов
30 июля 2010г. ? 28 (906), Казахстан. Деловая Неделя
Нигора Юлдашева, Ташкент
Власти Узбекистана обвинили лидеров религиозной эмиграции в организации расправ над оппонентами
Спустя год после серии громких преступлений - вооруженных нападений на официальных духовных лидеров исламской общины, убийства высокопоставленного офицера МВД и перестрелок с милицией на улицах Ташкента, ТРК «Узбекистан» выпустил документальный фильм о преступной деятельности группы религиозных экстремистов. В нем, в частности, утверждается, что находящийся в эмиграции опальный узбекский имам Обид Назаров благословил своих последователей на расправу с идейными оппонентами в Узбекистане, поддерживающими политику Ислама Каримова.
Получившего политическое убежище в Швеции Обид кори Назарова Ташкент обвинил в организации террористической кампании по устранению лояльных имамов
Напомним, что летом 2009 года в столице Узбекистана произошла серия дерзких убийств и нападений на известных религиозных деятелей. Сначала возле подъезда своего дома семью ударами ножа был убит заместитель директора столичного медресе Кукельдаш, молодой богослов Аброр Аброров. Затем было совершено покушение на главного имам-хатиба Ташкента Анвара кори Турсунова, чудом выжившего после девяти ножевых ранений. Последователи имама сразу озвучили мнение, что нападение вызвано местью со стороны религиозных фундаменталистов, выступающих за построение в Узбекистане исламского государства, чьи доводы и воззрения Анвар кори неоднократно подвергал резкой критике в публичных проповедях и выступлениях по телевидению. Через неделю после покушения на Турсунова, 9 августа на своей квартире в Ташкенте был застрелен пятью выстрелами в упор заместитель начальника главного управления уголовного розыска и борьбы с терроризмом МВД Узбекистана полковник Хасан Асадов, занимавшийся расследованием нападений на религиозных деятелей. Была предпринята и попытка убить главного имама Кашкадарьинской области Исмаила Райхонова, обстрелян его автомобиль.
Вскоре после этого в Ташкенте и Ташкентской области произошел ряд столкновений силовиков с неизвестными экстремистами. В канун празднования Дня независимости Узбекистана, 29 августа, в районе ташкентской мечети Кукча милиция и спецназ с бронетехникой блокировали одну из квартир двухэтажного дома, где укрывались трое вооруженных преступников. Пытаясь прорваться, они выпрыгнули с балкона, попав под прицельный огонь. В ходе спецоперации была застрелена и хозяйка квартиры - 50-летняя женщина. В начале сентября силовики попытались захватить группу вооруженных людей в горном дачном поселке Каранкуль, вблизи границы с Казахстаном, но им удалось бежать и, захватив попутную машину, скрыться в Ташкенте. На следующий день возле кафе «Зайтун» на северо-восточной окраине города ими был обстрелян наряд милиции. Далее один из нападавших снова захватил попутную машину и попытался скрыться, но почти в центре Ташкента был настигнут и уничтожен.
Официальные источники сообщали об этих событиях мало, ссылаясь на интересы продолжающегося следствия. Хотя правозащитники распространили информацию, что виновниками громких преступлений силовики считают членов экстремистской группировки «Союз исламского джихада», близкой к «Аль-Каеде», в 2004 году организовавшей вооруженные нападения на сотрудников милиции и ГАИ в Ташкенте, взрывы самодельных бомб перед зданиями Генпрокуратуры Узбекистана, посольствами США и Израиля. Их также считают ответственными и за организацию 26 мая 2009 года вооруженного нападения на здания МВД и СНБ в городе Ханабад в Андижанской области и подрыв смертников в Андижане. В течение года в негосударственные СМИ поступала скупая информация, что в Ташкентской, Джизакской и Сырдарьинской проходят закрытые суды над обвиняемыми в причастности к нападениям на религиозных деятелей и принадлежности к джихадистам.
Серия процессов, в которых, по данным правозащитников, в качестве подсудимых фигурировало около двух сотен человек, стала самой крупной в Узбекистане после судов над организаторами майских 2005 года событий в Андижане. Однако суды шли в закрытом режиме, и их подробности не получили огласки.
Документальный фильм без названия, в начале лета показанный по Первому каналу государственного телевидения Узбекистана, а в Интернет-версии получивший условное название «Хунрезлик» («Кровопролитие»), раскрывает некоторые детали противостояния властей с религиозными экстремистами. Лидером группы, ответственной за убийства и нападения на ташкентских имамов назван Шавкат Махмудов, убитый в перестрелке с силовиками 29 августа возле мечети Кукча вместе со своими двумя сыновьями. Он находился в розыске еще по обвинению в причастности к террористическим актам 16 февраля 1999 года, когда после взрыва шести бомб, установленных в разных районах Ташкента, погибло 16 человек и более сотни ранено. Некоторое время Махмудов скрывался в Украине, где создал «жамоат джихадистов». Затем совершил ряд преступлений и разыскивался Интерполом, в частности за убийство лидера движения молодежи крымских татар Ширина Норика и покушение на семью Огарковых. В 2007 году сбежал из Украины и в поисках укрытия обратился за помощью к Обид кори Назарову - опальному узбекскому имаму, получившему политическое убежище в Швеции. Далее Махмудов направился в Шымкент с целью ведения подпольной работы на юге Казахстана и распространения деятельности «жамоатов» в Ташкентскую область и Ташкент.
Заключенный, подельник Махмудова, некто Ильхом Жураев, рассказал перед телекамерой, как было организовано нападение на имам-хатиба Анвара кори Турсунова. Двое преступников подъехали к дому имама на автомобиле Дэу Матис и под предлогом приглашения его в гости выманили Турсунова на улицу. Джураев поздоровался с Анваром кори и, обменявшись с ним несколькими словами, напал на муллу. Его сообщник Одил Абдурасулов душил имама за шею, а Джураев в это время наносил удары обоюдоострым ножом в живот. Для убийства подполковника МВД Асадова, по словам преступника, Шавкат Махмудов нанял в Казахстане киллера - Дулата Абдураимова по кличке Дима, снабдив его и своих сыновей Дильшода и Шухрата двумя пистолетами марки «Макаров». Втроем они подкараулили следователя возле его дома, а когда он вернулся с работы, киллер забежал внутрь здания и начал стрелять... В фильме также содержатся косвенные обвинения в адрес проживающего в Швеции имама Обидхона Назарова, что тот будто бы благословил Махмудова и его последователей на расправу с официальными лидерами мусульманской общины Узбекистана. «Основной преградой для тех, кто обрабатывает молодых людей, чтобы сделать их религиозными фанатиками, являются наши имамы, обладающие религиозными знаниями, которые, исходя из основ ислама, доказывают ошибочность идей религиозно-экстремистских групп, таких как «Хизб ут-Тахрир», джихадисты и другие. С такими имамами у них не хватает знаний вступить в просвещенный научный спор. Когда они поняли, что их идеи и аргументы не дают в этом споре никаких результатов, то, взяв в руки оружие, приступили к физическому спору», - говорит комментатор. Прямых доказательств, что лидер религиозной эмиграции санкционировал покушения на своих оппонентов, не приводится. Заключенный только говорит перед телекамерами, что «Шавкат Махмудов сказал, что фетву на это дал Обид кори Назаров».
Обид Назаров в начале 90-х годов был имамом мечети Тухтабойвачча в Ташкенте. В своих проповедях во время пятничных молитв он затрагивал темы социально-экономических реформ и государственного строительства в Узбекистане, критикуя внутреннюю политику Ислама Каримова и высказываясь за создание теократического государства на основах шариата, чем привлек к себе фанатичных последователей. Некоторые считают его духовным лидером узбекских ваххабитов. В 1996 году Назаров попал под уголовное преследование, бежал из Ташкента в Шымкент, несколько лет считался пропавшим без вести, в 2005 году получил политическое убежище в Швеции, где возглавляет довольно многочисленную общину своих приверженцев - в основном из числа политических эмигрантов. Причем не только узбеков, но и чеченцев, афганцев, уйгуров, дунган. После выхода в Узбекистане документального фильма о нападениях на ташкентских имамов Назаров в интервью «Радио Свободе» категорически опроверг свою причастность к этому делу и заявил, что с Шавкатом Махмудовым никогда не был даже знаком.