CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zpress.kg

Фонд Карнеги: Выступление Роберта О. Блэйка о политике США в Центральной Азии :: Zamandash press

31 июля 2010

Фонд Карнеги: Выступление Роберта О. Блэйка о политике США в Центральной Азии

31.07.10 13:19, Zamandash press

Политика США по отношению к Центральной Азии

Выступление Роберта О. Блэйка - помощника государственного секретаря, Бюро по делам Южной и Центральной Азии. Фонд Карнеги за международный мир. Вашингтон, округ Колумбия, 30 июля 2010 года.

Я хочу поблагодарить Марту Бритт Олкотт и Фонд Карнеги за приглашение прийти сюда сегодня, чтобы поговорить с Вами о политике США по отношению к Центральной Азии. Как Вы знаете, все это время там было крайне занято, и я стал частым гостем в регионе. На прошлой неделе я вернулся из поездки в Центральную Азию с заместителем государственного секретаря Джимом Стейнбергом, которая включала визит в Ташкент и Бишкек. После визита заместителя государственного секретаря в Бишкек у меня также была возможность посетить Ош.

Я рад быть здесь для того, чтобы обсудить текущую ситуацию в Кыргызстане, усилия, предпринимаемые там США, а также наш общий подход к Центральной Азии. Во вторник я выступал перед Хельсинской Комиссией Конгресса по Кыргызстану, поэтому часть из того, что я скажу о Кыргызстане, может быть знакомой некоторым из Вас, как, например Марте, которая выступала сразу же после меня. Центральная Азия является регионом существенной важности для национальных интересов США. Признавая уникальность каждой из пяти стран Центральной Азии и важность их суверенитета и независимости, политика США поддерживает развитие полностью суверенных, стабильных демократических государств, интегрированных в мировую экономику и сотрудничающих друг с другом, Соединенными Штатами, и нашими партнерами для того, чтобы укреплять региональную безопасность и стабильность. Это было нашей политикой в регионе на протяжении долгого времени, но то, как мы ее осуществляем, отличалось друг от друга при различных администрациях.

Вскоре после прихода к власти администрация Обамы осуществила полный пересмотр нашего подхода к Центральной Азии и выбрала пять главных приоритетов:

1) Расширение сотрудничества с центрально-азиатскими государствами с тем, чтобы помочь усилиям коалиции в Афганистане; 2) Усиление развития и диверсификации энергетических ресурсов региона и маршрутов поставки; 3) Поощрение политической либерализации и уважения к правам человека; 4) Укрепление рыночной экономики, основанной на конкуренции, и экономических реформ, и 5) Предотвращение появления несостоявшихся государств, или в более положительных отношениях усиление потенциала государств для эффективного управления.

Для того, чтобы добиваться выполнения этих приоритетов, администрация решила расширить наше гражданское сотрудничество с этими странами и установить консультативные механизмы с каждой страной с целью упорядочить наш диалог и направить его в реалистический рабочий план, чтобы добиваться прогресса по приоритетам, которые я обрисовывал в общих чертах выше. Вскоре после того, как я приступил к своим обязанностям прошлым летом, я сопровождал заместителя госсекретаря Билла Бернса в составе межведомственной делегации в регион в рамках в то время самого высокого по уровню гражданского официального визита США во всю Центральную Азию за многие годы. На своих встречах заместитель государственного секретаря Бернс предложил учреждение ежегодных двусторонних консультаций, дополненных ревизией результатов через каждые шесть месяцев.

Со времени того визита я возглавлял консультации с каждой страной в Центральной Азии, кроме Кыргызстана, делегация которого была на пути в Вашингтон в начале апреля, когда исторические события там прервали их миссию. Я не забуду, как таджикский министр иностранных дел Зарифи выдержал рекордный снегопад в Вашингтоне, чтобы провести наши консультации в феврале - причем часть того времени в моей гостиной комнате!

Теперь я думаю, что все Вы, которые знаете намного больше о Центральной Азии, чем я, признаете, что иногда проблематично помогать нашим центрально-азиатским друзьям двигаться в направлениях, которые мы хотели бы. Но я думаю, что Вы все согласитесь, что первый шаг заключается в том, чтобы создать правильную атмосферу и форму диалога. Это включает поиск по достижению прогресса по таким сложным проблемам, как права человека, но делать это следует в ходе диалога на основе взаимного уважения и понимания. Я думаю, что мы достигли этого.

У меня были жесткие дискуссии со всеми моими центрально-азиатскими партнерами по всем вопросам. Ни один вопрос не остается вне нашего обсуждения. И мы устанавливаем реалистические рабочие планы для того, чтобы достичь успехов в областях, в которых обе стороны соглашаются на сотрудничество. Мы также достигаем прогресса с тем, чтобы включать гражданское общество и деловые круги в эти консультации.

Я прочитал много комментариев, в которых утверждается, что эта администрация чересчур концентрируется на вопросах безопасности с этими странами и забывает о правах человека. Такие высказывания лучше всего подходят для текстовых сообщений, или я полагаю, как мы сказали бы сегодня, для укусов через блоги, но они неправильны. Эта администрация не уклонялась от обсуждения в искреннем, всестороннем и открытом ключе проблем прав человека или состояния гражданского общества. Это есть и останется важной частью нашего диалога, равного по важности с нашим обсуждением проблем безопасности. Мой коллега, помощник государственного секретаря по вопросам демократии, прав человека и труду Майк Поснер сопредседательствовал во время этих обсуждений и он путешествовал со мной для того, чтобы провести наши консультации с Туркменистаном в прошлом месяце и нашу ревизию с узбеками в Ташкенте.

Я также слышу обвинения в том, что США также были чересчур заинтересованы в сохранении Центра транзита в международном аэропорту «Манас» в Кыргызстане и отказывались критиковать режим Бакиева по его работе с правами человека. Я могу заверить Вас в том, что мы поднимали вопрос о правах человека на каждой встрече с правительством Бакиева, в которых я участвовал. И мы были подготовлены к жесткому обсуждению с их делегацией в апреле. Действительно, кыргызская делегация согласилась с нашими предложениями, чтобы их и наша делегации встретились гражданским обществом США в рамках консультаций, которые мы запланировали.

Мы также никогда не отвергали встречу с тогдашней оппозицией в Бишкеке или в Вашингтоне, и мы не будем уклоняться от встречи с оппозицией сегодняшнему правительству в Бишкеке или от ведения разговора с правительством об уважении прав человека. Центр транзита «Манас» вносит существенный вклад в усилия коалиции в Афганистане, но он не берет верх и никогда не возьмет верх над нашим интересом к тому, чтобы видеть в Кыргызстане уважение к правам его граждан. Администрация Обамы не будет ставить под угрозу наши ценности. Но она будет стремиться к диалогу и сотрудничеству со всеми нашими партнерами.

Я также хочу заявить о том, что Соединенные Штаты не соперничают ни с одной страной за влияние в Центральной Азии. Я знаю, что многие говорят о «Великой игре». Опять-таки, это подходит для хороших текстовых сообщений или блогов, но опирается на незначительную основу в действительности. Наша цель состоит в том, чтобы поддерживать зрелые двусторонние отношения с каждой страной в Центральной Азии, основанные на наших целях во внешней политике и определенных особенностях каждой страны и их динамике. Мы признаем, что у других стран есть интересы в Центральной Азии. Но мы не согласны с тем, что какие-либо из стран имеют исключительные интересы.

Мы утверждаем, что в интересы всех стран в регионе входит соблюдение политики, которая может привести к более долгосрочной стабильности и появлению более надежных партнеров для всех, включая и Соединенных Штатов, в решении критически важных глобальных и региональных проблем, начиная от нераспространения и борьбы с наркотиками до обеспечения безопасности энергоносителей и борьбы с терроризмом.

Прежде, чем я завершу выступление и предоставлю возможность Вам дать свои комментарии и задать вопросы, позвольте мне сказать несколько слов о предстоящей встрече на высшем уровне ОБСЕ, которая будет проведена в Казахстане в конце этого года, и о ситуации в Кыргызстане, и о том, что делает в этом плане администрация Обамы.

Что касается встречи на высшем уровне ОБСЕ, то я был членом делегации во главе с заместителем госсекретаря Джимом Стайнбергом на встрече на уровне министров ОБСЕ, проведенной в начале месяца в Алматы, где министры обсуждали проведение встречи на высшем уровне в этом году в Астане во время текущего председательства Казахстана. Это будет историческим событием. Это будет первой встречей на высшем уровне ОБСЕ через 11 лет и первой в Центральной Азии. Я надеюсь, что она прольет свет на развитие событий в Центральной Азии и роль, которую ОБСЕ сыграла и сможет сыграть в продвижении своих принципов по всему региону ОБСЕ.

Казахстан проделал заслуживающую доверия работу в качестве действующего председателя ОБСЕ, особенно я бы сказал, имея дело с ситуацией в Кыргызстане, где ОБСЕ была в центре деятельности по содействию миру, демократии и примирению. Предлагая устроить эту встречу на высшем уровне, Казахстан согласился разрешить полный доступ к неправительственным организациям, следуя примеру последней встречи на высшем уровне в Стамбуле в 1999 году. Это важно не только из-за того, что, таким образом, Казахстан может продемонстрировать свою приверженность поддержке человеческого измерения, но и потому, что 2010 год знаменует 35-ую годовщину Хельсинского заключительного акта. Я могу заверить Вас в том, что на встрече на высшем уровне Соединенные Штаты поддержат все принципы ОБСЕ, особенно касающиеся прав человека. На примере Кыргызстана Вы знаете трагические факты недалекого прошлого. В апреле кровавое восстание свергло президента Бакиева и привело к власти временное правительство. Столкновения между этническими кыргызами и узбеками в южном Кыргызстане в середине июня устроили проверку этому правительству. Во время насилия были убиты более чем 300 человек и около 400000 оказались среди перемещенных лиц, еще около 100000 человек укрывались временно в соседнем Узбекистане.

Ситуация с безопасностью с тех пор в целом стабилизировалась, хотя на юге напряженность все еще остается высокой. Гуманитарные организации в настоящее время переходят из режима оказания помощи в чрезвычайных ситуациях к проведению восстановительных работ, реконструкции и примирению.

Хотя мы рады тому, что не было повторения насилия с июня, президент Отунбаева и Временное Правительство сталкиваются с неимоверными трудностями. Страх и напряженность остаются, особенно среди этнических узбеков. Я был в Оше на прошлой неделе, и чувствовал это непосредственно в моих беседах как с узбеками, так и кыргызами рядом с руинами, оставшимися от их домов. С апреля я совершил несколько поездок и имел много бесед с руководством Временного Правительства, включая и последний раз, когда я сопровождал заместителя министра Стайнберга в Бишкек. Соединенные Штаты поддерживают ряд шагов, которые, как мы верим, должны быть предприняты для того, чтобы помочь залечить раны прошлого, а также помочь гражданам Кыргызстана очертить стабильное и демократическое будущее. Мы сосредоточились на решении следующих задач:

· Укрепление сил безопасности на юге для того, чтобы предотвратить дальнейшее насилие через учреждение полицейской консультативной группы ОБСЕ; · Поощрение местных кыргызстанских правоохранительных органов и судебных учреждений к действиям в качестве надежных и пользующихся доверием партнеров сообществ для того, чтобы завоевать доверие людей; · Поощрение расследований причин насилия в июне, с тем, чтобы помочь понять, как предотвратить новые вспышки насилия, а также гарантировать подотчетность для тех, кто несет за это ответственность; · Оказание содействия Кыргызстану в установлении функционирующей демократии; и · Помощь в восстановлении домов и жизненных условий жертвам июньского насилия на юге.

В начале этой недели во время конференции доноров по Кыргызстану, целый ряд международных доноров обещал выделить 1,1 миллиардов долларов в ответ на подготовленную совместно Всемирным Банком и правительством Кыргызстана экономическую оценку. Обещания превысили потребности, обрисованные в общих чертах в оценке на общую сумму в 100 миллионов долларов. Соединенные Штаты обещали выделить 48,6 миллионов долларов в дополнение к нашей уже запланированной ежегодной помощи. Мы присоединились к сообществу доноров в требовании к правительству о выработке справедливого плана предоставления транзитного жилья тем, кто потерял свои дома, проведении всестороннего международного расследования недавнего насилия и категорической поддержке запланированной полицейской консультативной группе ОБСЕ.

Наконец, кризис в Кыргызстане также устроил проверку его соседям, особенно Узбекистану и Казахстану. Мы работаем с нашими партнерами в регионе и с Россией над тем, чтобы не было больше повторения этих трагических событий. Узбекистан сыграл полезную роль в принятии большого количества перемещенных лиц, что внесло существенный вклад в международные усилия по оказанию помощи. Его правительство быстро и эффективно решило гуманитарные потребности этих людей, в конечном счете, помогая спасти жизни. Мы надеемся, что, если нужно, Узбекистан снова пожелает открыть свои границы для того, чтобы обеспечить зону безопасности.

Мы ценим усилия Казахстана по мобилизации усилий ОБСЕ с целью стабилизации ситуации в Кыргызстане. Казахстан поддерживал решение ОБСЕ о развертывании полицейской консультативной группы в Кыргызстане. Казахстан выразил свою приверженность к усилению Центра ОБСЕ в Бишкеке и оказанию помощи усилиям Бюро по демократическим институтам и правам человека в оказании содействия Кыргызстану в проведении парламентских выборов в октябре. Как сильному в экономическом отношении соседу, Казахстану принадлежит важная роль в продолжении оказания содействия Кыргызстану в достижении экономической и социальной стабильности.

Консультации и координация очень важны в условиях, когда международное сообщество работает с Временным Правительством над тем, чтобы помочь в решении этих многих проблем. Соединенные Штаты находятся в постоянном контакте с Ташкентом, Астаной, Москвой, Европейским Союзом, Организацией Объединенных Наций и другими с тем, чтобы гарантировать стабильность и безопасность в Кыргызстане. Кризис примирил Россию и Соединенные Штаты в регионе, где столько много людей предполагают, что мы являемся конкурентами. Президенты Обама и Медведев даже выступили с совместным заявлением по Кыргызстану на их последней встрече. А теперь я хотел бы выслушать Ваши мысли и вопросы.

Фонд Карнеги, 30 июля 2010 года Перевод - «Zpress.kg-UVU»

zpress.kg

Предыдущая статьяTrend News: Узбекистан призывает киргизские власти к скорейшей делимитации границы для предупреждения возможных конфликтов