CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Жестокий мир бишкекского подземелья | Eurasianet: Russian Edition

31 июля 2010

Жестокий мир бишкекского подземелья

Пятница, 30 июля, 2010 - 21:42, Eurasianet: Russian Edition

Дэлтон Беннет

Через люк, ведущий в подземелье, вливается толика света. Внизу валяется куча женского тряпья и консервных банок. (Фото Дэлтона Беннета)

Стоит копнуть поглубже, и образ нового Кыргызстана, с его глянцем и излишествами красивой жизни, быстрыми машинами и VIP-клубами, быстро исчезает. Для все большего числа людей в кыргызской столице экономический кризис означает бездомную жизнь. Некоторые ищут пристанища под землей, в темных и опасных коридорах городских теплотрасс, среди разлагающихся останков животных, использованных игл и всяческих отбросов. Здесь их почти непременно поджидают насилие, болезни и, зачастую, смерть.

Многие из живущих под землей, - это бывшие уголовники, алкоголики и наркоманы, трудовые мигранты и сироты. Но они не всегда были изгоями. "Когда-то они были нормальными людьми. У них были семья, друзья, дом, работа. Потеря рабочего места, пристрастие к игре, наркотикам, алкоголю, а также другие социальные проблемы привели к тому, что они оказались на улице, некоторые - под землей", - говорит директор государственного центра для бездомных Первомайского района Бишкека Сауле Меирманова.

Перед своим отстранением от должности вместе со свергнутым президентом Курманбеком Бакиевым бывший мэр Бишкека Нариман Тулеев предпринял в ноябре прошлого года ряд шагов по решению проблемы с бездомными путем создания первых муниципальных приютов для бездомных. По словам Меирмановой, эти центры, проработавшие до 31 марта, располагались в четырех районах города, предлагая "кров, медицинское обслуживание и тарелку горячей пищи всем бездомным".

Как и большинство других государственных проектов, первомайский приют в Бишкеке все еще пытается удержаться на плаву. Этот центр рассчитан максимум на 70 коек, а бездомных только в одном этом районе, по оценке Меирмановой, порядка 3900 человек.

По существующим правилам, бывшим осужденным, алкоголикам, наркоманам и больным туберкулезом запрещается пользоваться услугами государственных приютов.

Холодной весенней ночью одному недавно освободившемуся заключенному по имени Азамат было отказано в праве переночевать в приюте. Перед тем, как устроиться на ночлег под трубами теплотрассы, он подтащил к себе мешок с промышленным клеем.

"По крайней мере, голодным я не останусь", - сказал он.

24-летний молодой человек из города Нарына, попросивший не называть его имени, рассказал об опасностях жизни в приюте. "В этих центрах много плохих людей. Я чувствую себя гораздо безопаснее, пытаясь выжить под землей. Если я отправлюсь в приют, то почти наверняка меня там или изобьют, или убьют", - говорит он.

38-летний строитель из города Токтогул в центре страны по имени Душан оказался на улице, когда закончилась работа, а тарифы ЖКХ прошлой зимой выросли в Кыргызстане почти вдвое.

"Когда выросли цены на коммуналку, платить 100 долларов за аренду квартиры мне стало не под силу. Как я мог без работы платить за найм квартиры и эти счета за ЖКХ?", - говорит он.

Помимо всего прочего, без необходимого вида на жительство в Бишкеке - прописки - он не мог найти работы.

"Что я такое без документов и паспорта? Меня нет", - говорит Душан. Он роется в помойках в поисках картона, который сдает и получает деньги, а по ночам прячется под землей.

Его история довольно типична. Но сложные экономические времена - не единственный фактор, заставляющий людей спускаться под землю. Некоторые отказались от жизни на поверхности, пережив личную утрату или вследствие иных трагических обстоятельств.

После гибели своей жены в автомобильной катастрофе Садыр Джумагулов, трудовой мигрант из города Сокулук под Бишкеком, стал бездомным. Стал ночевать под землей. Недавно его разбудили пьяные подростки, которые стукнули его кирпичом, размозжили лицо и сломали ногу. Будучи не в состоянии подняться, без одежды, без еды и питья, он был вынужден провести два дня под землей, прежде чем смог выбраться наружу.

"Они били меня ради развлечения. Они знали, что денег у меня нет. Я проснулся почти при смерти, раздетый донага. Посмотрите на мою ногу, и что они сделали с моим лицом. Лучше бы мне умереть", - говорит мужчина.

Когда он лежал без движения в куче гниющего мусора и человеческих испражнений, над его ранами кружили полчища мух. Сейчас за ним присматривает недавно освободившийся заключенный, которого избили той же ночью, что и Садыра.

По словам 23-летнего Турсунбека Абдышукурова, побои не так страшны, как страх безвинно оказаться за решеткой. После того, как в этом районе недавно произошло убийство, жители подземных кварталов стали бояться, что в убийстве обвинят их.

"Завтра меня отправят в тюрьму. Убийство произошло вчера. Они думают, что убийца - я, а милиция просто хочет закрыть дело", - говорит Турсунбек Абдышукуров. Он говорит, а в его губу впивается осколок зуба - дело рук подростков, любящих поупражняться с обрезком железной трубы.

От редактора: Дэлтон Беннет является независимым бишкекским журналистом.

eurasianet.org

Предыдущая статьяCA-NEWS : Глава ЦИК А.Сариев считает, что есть два варианта законодательства, которыми можно руководствоваться при проведении выборов (интервью)
Следующая статья"НП": В поисках лучшей доли. Казахстанская сторона увеличивает свою долю участия в развитии проекта на Кашагане